Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Статья Пропедевтика геометрии в 5–6-м классе
Автор(ы): Овчарова Юлия Анатольевна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия». Эти слова сказал великий французский архитектор Ле Корбюзье в начале 20 века, но они очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живём , наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Ведь всё, что мы видим вокруг, что окружает нас с самого рождения: это прямоугольник окна, загадочный узор снежинки, дома-параллелепипеды, капля воды, велосипедная шина и даже узел на верёвке – всё так или иначе относится к геометрии и ничто не ускользает от её внимательного взгляда. [1] Как школьный предмет геометрия выделяется в самостоятельный курс, начиная с 7 класса. И, как правило, это становится не разрешимой проблемой для многих детей. Курс геометрии разительно отличается от всех школьных предметов. Уроки геометрии насыщены большим количеством теоретического материала. И этот материал ученик не только должен прослушать и, выделив главную формулу (правило), как это происходит на уроках алгебры, химии, физики, применить к решению задания, используя один и тот же алгоритм, но и понимать всё структуру теоретического материала в геометрии, знать наизусть большое количество определений, аксиом, теорем, которые в свою очередь разделяются на свойства и признаки. Надо уметь отличать эти высказывания друг от друга и понимать, когда по такому высказыванию узнают фигуру, а когда фигура, с помощью этого высказывания рассказывает о себе. И, к сожалению, при подготовке теоретического материала дома банальный пересказ темы не поможет. Это большая и наисложнейшая задача для каждого ребёнка. Поэтому я считаю, что целесообразно проводить уроки геометрии, начиная с 5 класса. Многие школы выходят из создавшегося положения, вводя с 5 класса такие курсы, как « Математика и конструирование», «Наглядная геометрия» и т.д, которые в той или иной мере решают выше перечисленные проблемы. В большинстве школ, учителя самостоятельно на уроках математики отводят время на геометрический материал, который размещён в современных учебных комплектах «Математика 5–6». Но это геометрические навыки, связанные с вычислительными и измерительными задачами (найдите площадь, периметр, вычислите объём, измерьте угол и т.д.), которые и в 7, и в 8 классах очень неплохо отрабатываются в курсе геометрии. Конечно, ещё с начальной школы дети приходят с представлениями, что такое отрезок, прямая, луч, называют различные фигуры, но всё же представления о прямой у ребёнка заканчиваются ровно тогда, когда заканчивается лист тетради. И приходится объяснять, если бы мы могли рисовать на парте, а дальше на полу и на стене, то мы продлили бы нашу прямую бесконечно. И вот уже возникает некий дискомфорт: понятие не совпадает с действительностью. Чтобы избежать или уменьшить это дискомфорт, я провожу уроки геометрии в 5 и 6 классе. Эти уроки направлены не на отработкувычислительных навыков, они направлены на формирование правильных понятий из геометрического мира, и носят пропедевтический характер. Цели, которые я преследую на данных уроках, развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков, не говоря уже о развитии логического мышления и формировании основных (базовых) понятий. Основные приёмы, используемые мной: наблюдение, конструирование, эксперимент, исследование, игра. В приложениях к этой статье вы познакомитесь с такими исследованиями, как «Осевая симметрия », включает в себя темы равнобедренный треугольник, перпендикулярные прямые, «Сумма углов треугольника » и практическая работа «Прямоугольный параллелепипед». Математическое исследование «Осевая симметрия» Темы: осевая симметрия, равнобедренный треугольник, перпендикулярные прямые. Исследование 1. Приложение 1. [2] - Постройте отрезок АВ на листе бумаги.
- Перегните лист бумаги так, чтобы точки А и В совпали.
- Как расположена линия пересечения m относительно отрезка АВ? Измерьте полученный угол.
- Проведите прямую m и разверните лист.
- Возьмите точки С и D на прямой m.
- Соедините их с концами отрезка.
- Что можно сказать о полученных треугольниках? Ответ объясните.
- Измерьте их стороны.
- Что можно сказать о точке пересечения прямой m и отрезка АВ – точке О?
- Рассмотрите треугольники АОС и ВОС. Что можно о них сказать?
- Назовите все равные элементы у треугольников АОС и ВОС.
- Рассмотрите треугольники АОD и ВОD. Что можно о них сказать?
- Назовите все равные элементы у треугольников АОD и ВОD.
Исследование 2. Приложение 1. - Проведите ок...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 815
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|