Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
Плетение из талаша и природных материалов
Автор(ы): Брусницына Лариса Юрьевна, учитель трудового обучения
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, занимаются декоративно-прикладным творчеством, знакомятся с народными играми, обрядами, праздниками, в которых живет дух народа, его многовековая мудрость. Каждый народ с большим или меньшим успехом бережет и развивает традиционную культуру своих предков, том числе и народно-прикладное творчество. В воспитании детей с интеллектуальными нарушениями становится актуальным развитие этнического самосознания путем приведения к традиционной культуре через декоративно-прикладное творчество. Плетение из трав и листьев растений известно на всех континентах и насчитывает многовековые традиции. В нашей стране для плетения традиционно используется рогоз (многолетнее травянистое растение, произрастающее по заболоченным берегам рек, озер, прудов). Прямой и тонкий ствол рогоза, заканчивается темно-коричневым, бархатистым початком. Листья рогоза саблевидные. Наиболее распространены широколистный и узколистный. Высота узколистного рогоза до 3-х м., ширина листьев до 1 см. Высота широколистного рогоза до 2,5 м, ширина листьев до 2,5 см. В центральных областях России рогоз известен под названием камыш, а в Астраханской области и Краснодарском крае – чакан. Иногда его ошибочно называют тростником и соломкой. В плетении используют солому ржаную, пшеничную, рисовую, овсяную, липовое мочало, осиновую стружку, а также бамбук, корень хвойных пород деревьев, ну и, конечно, традиционно на Украине и Кубани очистки от кукурузных початков, называемые в народе талашом. Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, считается плетение. Одной из наиболее привлекательных черт этого ремесла является то, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Разнообразие плетеных изделий во все времена удивительно: от колыбелей до колясок, от шляп до жилищ, от лодок до корзин для воздушных шаров, от украшений до мебели. Инструменты и приспособления, необходимые для плетения, просты, легки и занимают мало места. Материалы для плетения также доступны. В частности талаш растет в огороде, рогоз – у ближайших водоемов. Плетение не требует хорошего зрения. Часто плетением занимаются совершенно слепые люди, создающие тем не менее прекрасные изделия. Для плетения не требуется также и большой силы в руках, качество работы гораздо больше зависит от правильно усвоенных приемов работы. Уроки плетения из талаша и природных материалов позволяют расширить объем знаний учащихся об окружающем мире и пробудить творческие качества личности. Программа предмета знакомит учащихся с образцами народного творчества, способствует формированию самостоятельного творческого опыта, воспитывает у них художественный вкус, любовь к Родине, ее истории, традициям, формирует у школьников с интеллектуальными нарушениями способность осознавать, чувствовать, воспринимать красоту окружающего мира, природы, произведений искусства, развивает воображение, фантазию, пробуждает творческую активность. Учебный материал доступен для понимания и овладения учащимися коррекционной школы VIII вида. Организационные формы, методические средства позволяют вносить в уроки элементы занимательности, наглядности. Образность материала заставляет работать воображение. В процессе творческой деятельности формируются необходимые социальные навыки. Включение детей с интеллектуальными нарушениями в художественную деятельность снимает присущие им скованность, неуверенность в себе, напряженность или, наоборот, агрессивность, расхлябанность. Создание вокруг ребят творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению. Умения, которые учащиеся приобретают на занятиях творческого труда, с успехом применяются ими дома. Постепенно увлечение становится любимым занятием в свободное время, т.е. формируется правильное социальное поведение. В процессе этой деятельности у учащихся формируются коммуникативные навыки: доброжелательность, сопереживание успеху и неуспеху товарища, взаимопомощь. Посредством творческих занятий удается коррегировать нарушение психофизических функций. Занятия прикладным искусством способствуют выявлению и развитию потенциальных способностей ребят, развитию компенсаторных возможностей. В процессе занятий развиваются наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка. Дети с интеллектуальными нарушениями слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Прикладное искусство способствует развитию умения переносить знания и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность вне урока. Программой предусмотрено постоянное усложнение приемов плетения и изделий, и изготовление не просто образцов, а вещей, которые украсят дом или станут полезными в быту. Программа рассчитана на 5 лет обучения. В работе представлен учебно-тематический план первого года обучения (Приложение № 1). Целью обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению несложных работ с помощью репродуктивного метода, а также представляет систему коррекционного воздействия, направленную на формирование у детей с интеллектуальными нарушениями пространственного мышления, развитие эмоционально- волевой сферы, речи, мышления, мелкой моторики, личности ребенка в целом. Программа плетения из талаша и природных материалов в целом решает образовательную проблему, дает в руки детям основы ремесла, помогает им адаптироваться в жизни, найти свою нишу, помогает решить задачи эстетического воспитания и ранней профориентации Основные цели программы – удовлетворить потребности детей и их запросы по следующим направлениям: - через эмоциональное восприятие времен года, праздников подвести детей к творческому процессу;
- приобщить детей к культурным и духовным ценностям;
- создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- развивать в детях способность к развитию творческих способностей, т.к. не бывает бездарных детей;
- воспитывать чувство гармонии, творческого отношения к любимому занятию;
- воспитывать чувство вкуса, меры, ощущения материала, понимания характера и стиля вещи;
- формировать в ребенке общественно-активного человека, чтобы он чувствовал свою значимость и необходимость в коллективе и в обществе в целом.
Основные задачи: - мотивационная – включение детей в активную деятельность школы; познавательная – развитие познавательного интереса ребенка к декоративно-прикладному творчеству;
- обучающая – обучение основным приемам плетения, подбору и подготовки материалов по цвету фактуре, условным обозначениям и схемам;
- развивающая – развитие креативных предпосылок;
- социально-педагогическая – социальная адаптация ребенка в коллективе и современном обществе;
- оздоровительная – формирование здорового образа жизни детей.
- эстетическая – обучение культуре поведения, опрятности, умению ценить красоту и бережному отношению к своему труду и творчеству других людей.
Цели и задачи будут достигнуты в результате систематически получаемых знаний и закрепления их на практике. Зан...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 890
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|