Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Информационно-поисковый проект Моим стихам... настанет свой черед (сложная судьба Марины Цветаевой) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Информационно-поисковый проект Моим стихам... настанет свой черед (сложная судьба Марины Цветаевой)


Автор(ы): Банюшевич Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
В.М. Шепель
В последнее время в школе все более широкое распространение получают современные технологии, которые предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся, требуют их активного участия в подготовке и проведении урока, обеспечивают глубокие и осознанные знания, прочные умения и навыки. Привлекают своей демократичностью, возможностью организовать детское сотрудничество, с беспрерывной передачей знаний, новыми возможностями развития и воспитания личности в процессе обучения и, наконец, хорошими результатами. Такие уроки направлены на организацию общения учащихся друг с другом и учителем в учебном процессе. На своих уроках я использую информационно-поисковые проекты, с целью заинтересовать учащихся личностью писателя или поэта, увлечь их чтением литературных произведений как прозаических, так и поэтических. Такая работа учит отбирать материал, соответствующий заданной теме, взятый из разных источников, умению эмоционально рассказывать текст, читать стихотворения. Проекты требуют большой подготовки и имеют определенную схему (Приложение 1)

Информационно – поисковый проект

Тема:«Моим стихам..настанет свой черёд.» (Сложная судьба Марины Цветаевой).
Цель: повысить эффективность обучения, заменяя традиционные уроки новыми современными технологиями, заинтересовать учащихся личностью М.Цветаевой; увлечь их политическим творчеством, в котором и верность России и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь.
Учебные задачи:
  1. Совершенствовать навыки логического мышления и понимания;
  2. Развивать самостоятельность и инициативу учащихся;
  3. Формировать умения работать с книгой, со справочной литературой;
  4. Сосредотачивать внимание учащихся на самом нужном материалом;
  5. Обеспечивать более прочное освоение материала.
Воспитательные задачи:
  1. Вызвать интерес к предмету;
  2. Формировать ответственное отношение к учебному труду, чувство товарищества, коллективизм;
  3. Углубить знания о жизни и творчестве поэтов и писателей, обсудить вопросы, связанные с психологией творчества и человеческими взаимоотношениями.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.
(Приложение 2 –слайд 1-2).
Всё понять и за всех пережить
М.Цветаева.
Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Всё в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до самого конца.
Такой была и судьба М.Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины двадцатого века. Всё в её личности и в поэзии резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность её поэтического слова, а вместе с тем и досадная обречённость жить не в основном потоке своего времени, а где-то рядом с ним, вне самых насущных запросов и требований эпохи. Со страстной убеждённостью провозглашенный ею в ранней юности жизненный принцип: быть только самим собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды, - обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями личной судьбы.
II. Выступления учащихся
В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале
Политехнического музея проходил «вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихи. Публика заметно скучала. Как вдруг...словно из темноты студеной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини платье, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у зрителей. (Приложение 2 –слайд 3).
Это была М.Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Многие знали, или, вернее, догадывались, что революция не вдохновляла её. Видели, что она сторониться общества молодых московских поэтов, живёт почти в полном отчуждении. И поэтому её появление, столь неожиданное, воспринималось как вызов происходящему. (Приложение 2 –слайд 4). Политехнический музей негодовал, не соглашался, молча сочувствовал...и преклонялся перед силой духа и таланта поэтессы. Многие годы и даже десятилетия широкая читательская аудитория была лишена возможности обращаться к её многогранному творчеству - книги Цветаевой практически не издавались. Теперь положение изменилось, но всё-таки мы снова и снова листаем эти страницы, которые излучают свет размышлений, чувств, воспоминаний.
Где же истоки таланта? (Приложение 2 –слайд 5). 26 Сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств и Марии Александровны Мейн, талантливой пианистки, родилась дочь Марина. В пору ее рождения на излете осени и преддверии зимы, жарко плодоносит рябина. Она станет как бы символом цветаевской судьбы, горькой, надломленной, обреченно пылающей высоким багряным костром. (Приложение 2 –слайд 6,7).
Извоспоминаний М.Цветаевой: «Когдавместо желанного, предрешённого сына Александра родиласьвсего толькоя, мать сказала:По крайней мере,будет музыкантша».Когдажепервым, явнобессмысленными вполнеотчётливым догодовалым словом оказалась «гамма»,мать только подтвердила: «Я так и знала,» - и
тут же принялась учить меня музыки. Могу сказать, что я родилась не в жизнь, в музыку».Музыка у М. Цветаевой обернулась лирикой. (Приложение 2 –слайд 8,9). Шло время, и Марина из круглолицей девочки превратилась в невысокую
светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери (с 1902 года болела туберкулёзом). У неё появилась более глубокая страсть - книги.
Из воспоминаний матери: «Четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы, - может быть, будет поэт?» С шести лет Маруся (так называли её в семье) писала стихи не только на русском, но и на французском, и на немецком языках. Теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком. В восемнадцать лет она уже была автором сборника «Вечерний альбом», который привлекает своей непринужденной, ничем не «зажатой» искренностью. В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим
впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи. Звучит музыка А.Петрова из кинофильма «Жестокий романс.» (Приложение 6)
(Приложение 2 слайд 10, 11). Они встретились - семнадцатилетний - восемнадцатилетняя - 5 мая 1911 года на пустынном волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей - красивый с поразительными, огромными глазами. (Приложение 2 слайд 12).
Заглянув в них и всё прочтя наперёд, Марина загадала: если он подойдёт и подарит сердолик, выйдет за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих глаз от её зелёных,- и вложил ей его в ладонь, который она хранила всю жизнь. (Приложение 4), (Приложение 2 слайд 13).
Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья. В сентябре родилась дочь Аля- Ариадна Эфрон. Удачный литературный дебют, счастливый брак, рожднеие дочери, что так или иначе составляло радость бытия. Талант ее развивается. (Приложение 5)
(Приложение 2 слайд 15). 1913 год. Крым. Рядом с Мариной - её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила сё в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её - во внутреннем. 13 апреля 1917 года у М.Цветаевой родилась вторая дочь - Ирина. Начались самые трудные и драматические годы, заполнившиеся «самыми черными, самыми чумными, самыми смертными:
Из дневника: «Живу с Алей(6 лет) и Ириной(2 года 7 месяцев) в чердачной комнате, бывшей Серёжиной». Муки нет, хлеба нет. (Приложение 2 слайд 16, 17). Муж находился в рядах белой Добровольческой армии, от него третий год не было вестей. Лишь позднее выяснилось, что Эфрон волною отступления был унесён в Чехию, став эмигрантом. Положение Цветаевой, жены белого офицера, оказалось двусмысленным и тревожным, а её характер, резкий и прямой, делал такое положение ещё опасным. В голодные годы Цветаева была поставлена перед трагическим выбором: у нее не было возможности прокормить обеих девочек, и младшую Ирину она была вынуждена отдать в приют, где девочка умерла от голода 2 марта 1920 года. (Приложение 2 слайд 18).
Помимо жизненных трагедий Цветаева переживает творческую драму: обе ее книги «Версты» оказались непонятыми читателям...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 855

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340