Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Интегрированный урок по русскому языку и курсу Синтез искусств в 3-м классе.Тема: Роль имен прилагательных. Единство множества
Автор(ы): Путинцева Виктория Станиславовна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Оборудование: Мультимедийный проектор, толковый словарь, словарь синонимов, деревянная матрешка, иллюстрации разных видов матрешек, презентация. Ход урока: - Оргмомент.
О чем задумался, Февраль, Забыв метельные забавы? Притихла снеговая даль, Ей слышно: шевелятся травы. Еще немного – и ручьи С веселым гомоном прольются, Вернутся шумные грачи, Дни соловьиные вернутся. (В. Федотов) Сретенье – это первый праздник, напоминающий о весне после зимних холодов. Празднуют его 15 февраля, по поверьям наших предков, именно в этот день Зима встречается с Весной. С этого дня погода могла преподносить самые разные сюрпризы – то сретенские морозы, то сретенские оттепели. Но не только причудами погоды славен праздник. В этот день во многих странах проводили ярмарку. -А что такое ярмарка? ( После высказываний учащихся, ученик читает определение, заранее найденное в толковом словаре) Приложение 1 (Слайд 1 “Ярмарка” - определение из толкового словаря.) - Опишите словами, какой вы представляете ярмарку? Какая? (Веселая, задорная, смешная, шумная, увлекающая.) - Сообщение темы и цели урока.
-Тема урока не написана на доске. Вам нужно будет сформулировать ее самостоятельно в конце урока. - Словарная работа. Повторение.
- На ярмарке представлены изделия народных мастеров. Приложение 1 (Слайд 2 “ Чем славится земля русская?”) Приложение1 (Слайд 3 Упражнение 1.) Прочитайте слова 1 столбика. Какой частью речи они являются? Почему? Иску…тво н…родный К…стюм ру…кий Ябл…ко ар…матный -Запишите слова столбиком в тетрадь. Подчеркните орфограмму. -Прочитайте слова, записанные во 2 столбике. Какой частью речи они являются? Почему? -Составьте сочетания слов сущ. + прил., изменяя окончания. -Прочитайте первое получившееся словосочетание. (Искусство народное) -Почему вы изменили прилагательное? (Прилагательное связано с существительным, имеет род и число существительного) - Запишите словосочетание с комментированием. -Задайте от одного слова к другому вопрос. - Почему вопрос ставится от существительного к прилагательному? ( Аналогично проводится работа с др. словосочетаниями) Приложение 1 (Слайд 4 - правильный вариант упражнения 1.) - Новый материал по русскому языку.
Упражнение 2 (устно). - Подумайте и скажите, чем ещё славится земля русская? - Если вы затрудняетесь, я вам помогу: Самовар (какой?) ………………., пельмени (какие?) ………………., пряники (какие?) ………………., сарафан (какой?) ……………….. - Слова какой части речи вы добавили? - Нужны ли нам в речи имена прилагательные? Зачем? (Характеризуют, описывают предметы.) Еще земля русская славится народными художественными промыслами. – Что такое народные промыслы? ( После высказываний учащихся, ученик читает определение, заранее найденное в толковом словаре) Приложение 1 (Слайд 5 “ Народные промыслы” - определение из толкового словаря.) - Изделия народных промыслов в большом ассортименте всегда представлены на ярмарках. Мастера из поколение в поколение передавали все тонкости изготовления изделия. Существовали целые деревни кружевниц, вязальщиц, мастеров глиняных игрушек. Да и сейчас существуют. Приложение 1 (Слайд 6 Упражнение 3.) Прочитайте сочетания слов. Кружево из Вологды, поднос из Жостово, игрушка из Дымково, платок из Павлово – Посада. - Измените сочетания слов так, чтобы появились имена прилагательные во множественном числе. Например: самовар из Тулы – тульские самовары. - Спишите словосочетания, обозначьте число прилагательных. (Запись с комментированием.) После записи каждого словосочетания на экране появляется правильный ответ. Проверка с доски. Приложение 1 (Слайд 7 Иллюстрации к упражнению 3.) 5. Новый материал по предмету синтез искусств. Чтобы правильно воспринимать явления жизни и искусства мы должны в единичном видеть общее. Например: мы видим берёзу или иву – и понимаем, что это дерево. Так и мастера в своём творчестве обобщают впечатления, создавая декоративные орнаменты и узоры. Приложение 1 (Слайд 8 Изображены разные виды орнаментов. ) Работа проводится устно. - Вспомните, когда мастер начинает работу над произведением, что возникает у него сначала: замысел или прообраз? (Первоначально возникает замысел. Для художника он не всегда представляется отчётливо. Иногда художник долго ищет тот прообраз, с помощью которого можно создать образ, т.е. то обобщённое изображение, по которому все сразу поймут его замысел.) - Что объединяет эти рисунки? (Изображены цветы.) - Чем эти рисунки отличаются? (Разной техникой исполнения и разным цветом.) - Добавьте к общему названию отличительный признак, чтобы отразить неповторимый орнамент. Например: гжельская роспись – синие цветы. (Павло – посадские платки – весёлые цветы, хохломская роспись – желтые цветы, жостовская роспись – разноцветные цветы.) - Какие слова добавили, когда искали отличительный признак? Какой частью речи они являются? - Нужны ли нам в речи имена прилагательные? Зачем? (Помогают найти отличительный признак, передать точность мысли.) - Закрепление материала по русскому языку.
- Ёще есть изделие, которое прославило землю русскую и является символом России. Отгадайте. Загадка: Ростом разные подружки, Не похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрёшка.) Показ изделия. - Физкультминутка.
Дружные матрешки. Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопок в ладоши перед собой – 2 раза.) На ногах сапожки, Топают матрешки. (Правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в исходное положение.)
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 686
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|