Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Урок Стилистические достоинства рассказов К.Паустовского


Автор(ы): Близнова Наталья Альбертовна, учитель русского языка и литературы

Целью урока является проведение лингвостилистического анализа текста (элементы) с последующим творческим заданием.
Обучающая значимость такого анализа очевидна: развитие художественных языковых способностей учащихся, воспитание читательской культуры, совершенствование речи и восприятие родного языка как культурного достояния нации, гордость за него.
Тип урока:урок - лаборатория с элементами творчества.
Оформление: портрет К.Паустовского, пейзажная зарисовка.
Эпиграф к уроку:
Нужно воспринимать жизнь во всем ее блеске, красоте и богатстве красок.
К.Г.Паустовский.
( на доске)
Запись на доске:
Синтаксис является необходимой организующей частью структуры художественного текста, в нем писательский почерк отражается наиболее непосредственно и “зримо”.
Е.И.Иванчикова

(Звучит музыка).
Учитель:
С детства сопровождают нас в нашем духовном взрослении волшебники, чудодеи родной русской речи, неторопливой, мелодичной, величавой и мудрой в своей ясности и определенности, доброжелательной простоте и сердечной проникновенности. Среди таких писателей, очарованных Россией и передающих это очарование в “тончайших переливах всех ее красок” – Константин Георгиевич Паустовский.
“… Паустовский – певец русской природы” – эта фраза давно стала символом, когда речь заходит о замечательном писателе, соединившем в своем творчестве “остроту глаза” аналитики и взволнованно романтическое отношение к неброской, но милой сердцу “волшебной” природе России. Между тем данная фраза – при всей ее тривиальности – наполняется глубоким смыслом при конкретном рассмотрении стилистических достоинств рассказов К.Паустовского. Итак, тема сегодняшнего урока (уч-ся с доски переписывают формулировку темы в тетради).
Ученик: читает вслух эпиграф к уроку.
Учитель:
Мы попытаемся через восприятие текста художественного произведения увидеть блеск, красоту и богатство жизненных красок, подаренных нам замечательным русским писателем.
Обратимся к одному из поздних его творений – “Ильинскому омуту” (1964 год). Рассказ вами прочитан. На столах лишь фрагменты рассказа и схема лингвости-листического анализа. Давайте попытаемся определить жанровое своеобразие текста.
Ученик:
Что касается жанра, то, на мой взгляд, рассказ можно отнести к разряду эссе, так как к эссе обычно причисляют бессюжетное (“не рассказ”) прозаическое произведение малой формы, в котором автор высказывает свои впечатления, размышления по конкретному вопросу или поводу, т.е. старается всесторонне осветить предмет разговора.
Ученик (дополняет): эссе – это чаще всего жанр критики, публицистики, и данное произведение мы можем смело отнести к художественно- публицистическому стилю. (Уч-ся записывают определение жанра эссе в тетради).
Учитель:
Основной задачей литературы, а, следовательно, и любого произведения является нравственно- эстетическая функция, воспитание гуманного отношения к окружающему нас миру. Какова же нравственная проблема, поднимаемая автором в данном произведении?
Ученик:
Я считаю, что в “Ильинском омуте” писатель поднимает важную нравственную проблему – родная природа как национальная духовная ценность. Хочу дополнить, что для воплощения этой идеи автор избирает форму непринужденной доверительной беседы. Говорит неторопливо, с небольшими отступлениями от главной темы, делится с нами своими размышлениями.
Учитель:
Более того, “Ильинский омут” – патриотический гимн русской природе, восхищение Россией, в тоже время, как вы увидели в тексте, скромность “великих мест”.
(Звучат слова: “Любовь к родине, без нее никак нельзя жить … как нельзя жить без сердца”. К.Паустовский).
Учитель:
Наша задача: увидеть, определить те стилистические фигуры речи, которые характеризуют синтаксис “Ильинского омута”. Какова цель нашей работы?
Ученик:
Доказать, что, благодаря стилистическим фигурам, язык произведения достигает столь образной выразительности.
(Обращение к высказыванию лингвиста Е. И. Иванчиковой о синтаксисе, записанному на доске).
Учитель: Ряд стилистических фигур речи нам известен. Например.
Ученики: называют стилистические фигуры, дают их краткое определение, приводят примеры:
риторическое обращение,
риторический вопрос,
инверсия,
антитеза,
умолчание,
построение предложения, его распространенность.
Учитель:
Да, и я думаю, что неторопливые, без суеты, размышления К.Паустовского в доверительной беседе с читателем на важные для русского человека темы – о нравственной и целительной силе родной природы – во многом предопределили своеобразие синтаксического строя авторского повествования. Итак, чем же характеризуется синтаксис “Ильинского омута”? В чем его необычность?
Перед вами отрывок из текста и схема анализа. Давайте попытаемся проанализировать данный отрывок и остановимся на синтаксисе произведения, так как в нашем представлении синтаксис – это совокупность синтаксических явлений. Каких?
Ученик:
Однородные члены предложения, главные члены предложения, сложное предложение.
Ученик:
И еще разного рода вставные, присоединительные конструкции, уточнения.
Учитель:
За этими фактами мы зачастую не видим синтаксис как источник образности и экспрессии русской речи. Возьмем, к примеру, вопрос об использовании в художественной речи конструкций со значением сравнения. Попробуйте сейчас в тексте увидеть предложения с разными способами выражения этого значения.
Ученик:
Сравнительные обороты с союзными как, будто, как будто (как будто какой-то чудодей…; … относится к ним, как к святыне и др.).
Ученик:
Сравнительный оборот с придаточным сравнительным (не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость…; как и многие великолепные места в России).
Ученик:
А еще в текстах встречаются сравнения, выраженные существительными в Д. и Т. падежах: жужжало подобно пчеле, завертелся волчком.
Ученик:
Может быть выражено сравнением наречием, соответствующим моделям по–…ому, по–…ему, по–…и; ходить по-утиному, сидеть по-турецки.
Учитель:
С какой же целью автор сопоставляет явления?
Ученик:
Наверное, чтобы более полно пояснить одно с помощью другого, создается определенная художественная выразительность текста.
Учитель:
Я думаю, что не все способы выражения сравнения названы. Задание: продолжите дома таблицу и заполните ее примерами из текста.
Продолжаем работу с текстом.
Ученик: читает отрывок: “Сожаления просыпаются… разнообразии.”
Учитель:
Согласитесь, достаточно нелинейное, можно сказать, “пространственное” выражение мысли. Благодаря каким конструкциям этого достигает автор?
Ученик:
Я думаю, что это различного рода присоединительные конструкции, ведь в них и уточнение, и определенные сомнения автора, размышления (ученики приводят примеры из текста и делают запись в тетради).
Учитель:
Как видим, текст просто изобилует синтаксическим колоритом. Обратите, пожалуйста, внимание на такие слова и словосочетания: по крайней мере, казалось, пожалуй и др. Они очень характерны для жанра эссе. Что это?
Ученик:
Это вставные конструкции. Они помогают создать определенную манеру изложения мысли. Автор думает, размышляет, сомневается, утверждает.
Учитель:
Да, жанр эссе – неторопливое повествование, следовательно, замедленность темпа речи, передающая раздумья автора. С помощью чего достигается такая манера изложения? (… рядом, рано утром, там,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 682

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!