Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Профориентационное, трудовое, экологическое и природоохранное воспитание школьников на основе межпредметных связей - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Профориентационное, трудовое, экологическое и природоохранное воспитание школьников на основе межпредметных связей


Автор(ы): Бочанова Нина Григорьевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Принципиальными отличиями нового содержания образования являются:
  1. вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками;
  2. разноуровневость, позволяющая развивать индивидуальные способности школьника, формировать творческую, активную личность.
На завершающей ступени образования наибольшее развитие получат дифференциация и, наряду с изучением базовых (обязательных) предметов, свободный выбор учащимися дисциплин предпрофильного и профильного обучения, что будет способствовать развитию интереса и способностей. В итоге профильная подготовка поможет выбрать дальнейшее образование.
Цель биологического образования – подготовка биологически и экологически грамотной личности, обладающей эволюционным мышлением, экономической культурой, владеющая знаниями методов, понятий и областей практического применения знаний по биологии.
Перед учителем поставлены задачи по формированию у учащихся научного мировоззрения, навыков практического применения знаний о живых системах биосферы и об основных видах деятельности в целях профориентации. Урок биологии дает определенный объем знаний по предмету. Но школа призвана в обществе решать и воспитательные задачи, формировать трудовые, экономические, экологические, нравственно – эстетические, физические и гигиенические навыки. И делать это следует практически в ходе каждого урока во взаимосвязи с другими школьными предметами, используя комплексный подход. На уроках ботаники нельзя упускать возможности подвести учащихся к выводу о том, что растения – составная часть природы, часть окружающего мира. Существует тесная связь не только между органами растения, но и растения со средой обитания. Одновременно должен обсуждаться вопрос бережного отношения к природе, влияния деятельности человека на окружающую среду. Раскрывая процессы дыхания, фотосинтеза, минерального питания растений, необходимо привлекать знания учащихся о диффузии (физика), растворах, химических реакциях (химия). Эти знания становятся фундаментом для последующего понимания естественных причин исторического развития органического мира на Земле, взаимосвязи этого фактора с географическими преобразованиями планеты и развитием человеческого общества. Все это во взаимосвязи определяет научную картину мира, окружающего человека. Школьники должны уметь объяснять биологические процессы и явления с точки зрения разных наук: физики, химии, экологии, истории, географии, математики. Поэтому им надо предлагать, для развития этих навыков, задания, требующие логического рассуждения, умений активно использовать уже имеющиеся знания. Например, можно предложить такие задания:
  1. докажите зависимость жизнедеятельности растений от естественных причин;
  2. докажите, что растения – целостный организм;
  3. докажите, что многообразие растений – результат их исторического развития.
Конечно, не все учащиеся могут справиться с такими заданиями. Это нужно предлагать дифференцированно. Эффективность образовательного процесса современного школьника во многом зависит от систематического обобщения знаний. Это создает возможность управления способностями каждого ученика, учит его самостоятельно находить подтверждение законов природы. Эта самостоятельность приходит к ним после того, как учитель научит видеть закономерности во взаимосвязи разных наук. Например, изменение в биогеоценозах (истребление хищников, накопление ядохимикатов, вредных отходов промышленности и сельского хозяйства, распашка земель, вырубка лесов, пожары и т.д.) вызывают в них очень серьезные и необратимые последствия. Такие факторы влияют на численность видового состава и структуру биогеоценоза. Здесь можно убедить учащихся в действии закона «перехода количественных изменений в качественные». Немаловажная задача биологического образования в убеждении первостепенной роли труда в формировании человеческой личности. Для усвоения знаний об основных стадиях становления и развития человека разумного, необходимо усвоить, что происхождение человека из мира животных стало возможным в результате трудовой деятельности. Целый ряд тем представляет учителю возможность увязать изучаемый материал с конкретными задачами, поставленными перед биологической наукой и сельским хозяйством, основными направлениями развития здравоохранения.
На этом можно воспитывать чувство общественного долга, бережного и экономного отношения к национальному богатству, гражданственности, гордости за свою Родину. Показывая успехи биологической науки, достижения в микробиологической и медицинской промышленности, новые открытия в селекционной работе ученых, приобщая детей к событиям, происходящим в стране, области, районе, учитель осуществляет патриотическое воспитание. Вместе с тем, раскрывая возникающие при этом трудности, причины снижения темпов производства, негативные явления (которые имеют место), педагог определяет отношение к этому школьника, заставляет задуматься над тем, как это исправить. Нужно подчеркивать, что не талант как таковой приносит успех, а талант и труд, упорство и верность делу, идеалам науки позволяет оставить свой след в истории человечества. Примером могут служить судьбы многих ученых: М.В. Ломоносова, В.И. Вавилов, В.И. Вернадского, Д.И. Менделеева, И.В.Мичурина, И.И. Мечникова, И.П. Павлова и многих других. Очень положительно воспитывают личность школьника использование активных методов приемов образовательной деятельности учителя и учащихся. Это разнообразные формы организации урока и внеурочных занятий по предмету. Они помогают воспитывать активность в учебно – познавательной работе ученика, формируют практическую направленность содержания предмета, повышают качество обучения и воспитания, одновременно развивая способности. Не секрет, что одни и те же методы и формы обучения у разных учителей дают разный эффект. Надо ли доказывать, что воспитательные функции метода прямо и непосредственно связаны со стилем работы учителя и его личностными качествами.
Россия богатая страна. Но детям постоянно нужно напоминать о том, что только труд дает это богатство в сочетании со знаниями и, что только бережное и рациональное отношение к этим богатствам могут сохранить и преумножить их. Привести можно такой пример. Для получения одной буханки хлеба (1кг) нужно иметь 4м2 почвы, урожай с нее не менее 20 ц/га. Их надо вспахать, засеять, забороновать, удобрить, очистить от сорняков, подкормить, затем скосить, обмолотить зерно, высушить, превратить в муку, выпечь хлеб и доставить его в магазин, где продать за 4 рубля. Следует напомнить, что хлеб – это святое. Пример: если семья из 4-х человек ежедневно будет выбрасывать 100г хлеба, то в год это составит 36,5кг. Хлеб – это не только показатель достатка семьи, но и экономическая мощь государства. Перед школьниками в старших классах необходимо выносить проблемы и вопросы, требующие аргументированных, доказательных ответов, обоснованных с точки зрения науки и практики, вдумчивого государственного подхода. Например, это могут быть:
  1. «Ежегодно из почвы, вместе с урожаем выносятся десятки тонн питательных веществ (азот, калий, фосфор т.д.). Поэтому необходимо восполнять их недостаток внесением удобрений. В то же время, удобрения вымываются из почвы, попадают в водоемы, загрязняя их, что приводит к бурному развитию сине – зеленых водорослей. В свою очередь это вызывает гибель рыбы и других обитателей водоема от недостатка кислорода. Выскажите свое мнение о том, что надо сделать, чтобы не случалось под...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 703

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340