Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса Путешествие в волшебную страну Осень - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса Путешествие в волшебную страну Осень


Автор(ы): Баштанник Наталья Евгеньевна, учитель биологии, педагог дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе (3). Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самоценности (7, с 68).
Содержание биологического образования в основной школе формирует у школьников знания основ биологии и экологии на местном, региональном и глобальном уровнях. В этой связи используемые (учителем) программы раскрывают основные подходы к структуре национально-регионального компонента по биологии своего края, области, района, региона. Изучение “малой” Родины, ее биолого-экологических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения своей страны в целом.
Изучение “малой” Родины, ее биолого-экологических особенностей позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал предмета – любовь к своей местности, своему району, своей стране; развивает экологическую культуру, позитивное отношение к окружающей среде.
Целью моей внеклассной работы является, приобщение учащихся к активному обучению, оказание помощи в развитии их учебно-познавательных умений и навыков. Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их по рекомендуемой биологической литературе.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Воспитание современного целостного познающего и понимающего человека предполагает создать условия для обучения. А в чем сейчас основная проблема у учащихся и их родителей? Нет мотивации для обучения!
Отсюда, решаю, что во внеклассную работу необходимо вовлекать не только учащихся с устойчивым интересом к предмету, но и тех, для кого биология еще не стала любимым, так участие во внеклассной работе пробуждает тягу к знаниям. На этапе подготовки к реальной деятельности ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Значительная часть этой работы выполняется учащимися в процессе самообразования.
Тот круг деятельностей, в которые включен ученик, побуждается разнообразными потребностями. В процессе обучения учителю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах – его любознательности, в средних и старших – потребности в творческой деятельности.
Потребность, “находя” предмет, способный ее удовлетворить, становится мотивом, направляющим соответствующую деятельность.
Поэтому в начальной школе проводим конкурсы с награждением как можно большего числа участников, в среднем звене – викторины, игры, старшие классы – проектирование, конференции … Стараемся разнообразить конкурсы и кроме традиционных “Краски осени” и “Зимушка-Зима” проводим конкурсы: “Бабочки – ожившие цветы”; “Лекарственные растения”; “Овощи – родник здоровья”, “Альтернативная елочка”, “Птицы Ростовской области”; “Наши домашние питомцы”, “Экологические знаки и символы” с включением регионального компонента.
Все побуждения к деятельности можно свести к четырем мотивационным факторам:
1) прямой конечный результат деятельности;
2) мотивации вознаграждения;
3) подневольное поведение: избежать репрессий путем подчинения силе;
4) привлекательность самого процесса деятельности.
Как используются эти факторы?
1) выставки работ, презентации работ, публичная защита на различных ступенях обучения от начальной школы до старшего звена (“Пусть знают все - мой край прекрасен” или “Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!”; “Сохраним нашу Землю голубой и зеленой”);
2) награждается грамотами и призами как можно большее количество учащихся;
3) все конкурсы сопровождаются музыкально, поэтически; защита работ проходит ярко – эмоционально!
Как показал опыт моей работы, добиться повышения, у учащихся, учебно-познавательной мотивации можно только через систему урочной и внеурочной деятельности, которая будет осуществляться по предварительному плану.
ИТАК, моя основная цель: - Помочь учащимся найти мотивацию для обучения;
- Включить их в активную, вполне реальную деятельность,
- Позволить ученику осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее результатов;
- Оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными характеристиками.

Вашему вниманию представлен один из традиционных осенних конкурсов.

Предварительная подготовка: За неделю до конкурса классы делятся на команды по 3-5 человек (можно по желанию, можно по жеребьевке; от класса желательно организовать по 2-3 команды).
Учащиеся получают задания:
1. Подготовить название и защиту команды;
2. Подобрать 3-4 загадки об осени;
3. Подготовить стихотворение об осени, за авторство добавляются баллы;
4. Приготовить блюдо для угощения – участия в конкурсе “Кузьминки”.
Учитель готовит презентацию для ведения конкурса и (или) только для конкурса капитанов “Своя игра” (образец презентации представлен в Приложении 1).
Оформление кабинета: Украшение из бумажных осенних листьев, на столах поделки, рисунки учащихся (возможно начальной школы), на столе для угощения скатерть и салфетки.
Форма проведения: Урок-путешествие с использованием информационных технологий (презентации, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint 2003).
Оборудование: СD-диск с записью презентации, экран, звуковые колонки, проектор.
Ведущие: Учитель биологии, 3 Ученика - жюри, представляющие осенние месяцы, и 1 ученица - осень.
Цель внеклассного мероприятия:
  • развитие учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций;
  • формирование экологической грамотности обучающихся;
  • воспитание интереса, уважения и любви к малой Родине.
(играет музыка) Ведущая: Здравствуйте! Ребята и взрослые, участники и болельщики! Мы собрались с Вами на конкурс “Краски Осени”.
Обожаю это время года! Праздник золота и багреца.
Синяя шумящая свобода, Ясность неизбежного конца.
А ведь как металось и хлестало! Шли дожди, трепали их ветра.
Справилась природа, и настала эта драгоценная пора. (М. Алигер)
Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие по волшебной стране “Осень”. А помогать нам в нашем путешествии, направлять нас и в тоже время следить за соблюдением правил и строго судить будут…
Угадайте кто?
- Зазвонил один звонком –
В школу ребятишки
Чинно шествуют гуськом,
Взяв с собою книжки.
- А второй нарисовал
В тишине хрустальной
Дивных красок карнавал,
Фейерверк прощальный!
- Третий же сбросил с деревьев наряд,
Северным ветром пахнуло.
Желтые листья уныло лежат,
Небо становится хмурым.
Разрешите представить наше компетентное жюри: СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ.
+ “Сентябрь”, напомнит вам как нужно вести себя в гостях (рассказывает о правилах поведения в природе).
А теперь необходимо выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие: это могут быть листочки, или облака, или последние осенние паутинки. (слайд)
Вот и наша волшебная страна “ОСЕНЬ”. (слайд)
Представляю вам ее царевну:
Осень: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Я так рада видеть всех вас !!!

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Сентябрь:
Как хорошо в гостях у осени
Среди берёзок золотых!
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих.
Октябрь:
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом саду,
Чтоб защитить от ветра шалого
Нарядной осени красу.
Ноябрь:
В тёплый край, где нет метелицы,
Улететь спешат скорей,
Косяками в небе стелются
Стаи серых журавлей.
Осень: Ребята, мы прибыли в гости.
А что нужно сделать, когда встречаешься с кем-то впервые? (познакомиться) Представьте свои команды.
Ноябрь: За представление мы можем присудить вам 10 баллов (2 балла – название + 3 балла – эмблема + 5 баллов – защита).
(представление команд)
Осень: В старину на Руси осенью отмечались разнообразные праздники.
14 сентября – Семен - листопроводец. На Руси с этого дня (по старому стилю 1 сентября) начинался Новый год. Под Семенов день вечером в печи гасили старый огонь, а утром, как только начинала заниматься заря, разжигали новый, который специально добывали во дворе из сухого дерева. Этим огнем растапливали печь и зажигали свечи и лучину. Угли этого нового огня хранили потом до весны.
Официально Новый год начинался ровно в полночь выстрелом вестовой пушки в Кремле. Вслед за этим начинал гудеть большой колокол на колокольне Ивана Великого. Кремлевские ворота распахивались, и народ наполнял Кремль, чтобы встретить Новый год вместе с государем. Царь выходил из палат, и в Успенском соборе совершалась патриаршья утренняя служба. Наступало Новолетье.
Ведущая: Давайте объявим 1 конкурс стихов, загадок и рисунков “ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ”, и споем хвалебную песнь Осени.
Вы должны представить жюри оформленные стихотворения и загадки об осени, или явлениях природы, которые можно наблюдать осенью, или о том разнообразии овощей и фруктов, которые дарит нам осень. Задание вы получили от учителей литературы.
Октябрь: Если стихотворения собственного сочинения, то команда получает дополнительно 2 балла. Всего можно получить 5 баллов (за артистичность исполнения и оригинальность) + 2 балла за авторство.
Осень: 27 сентября - Воздвижение - осень к Зиме подвинулась, считалось, что к этому дню готовятся все лесные жители: медведь ложится в берлогу, муравьи закупоривают входы в муравейник. И рождаются последние детеныши - у зайцев, их так и называют ЛИСТОПАДНИЧКИ.
Ведущая: Давайте объявим 2 конкурс загадок “Листопаднички” - это конкурс разминка: вы получили задание подг...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 744

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340