Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Открытый урок экологии по теме: Законы организации экосистем - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Открытый урок экологии по теме: Законы организации экосистем


Автор(ы): Русских Ольга Юрьевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
Образовательные: формирование понятия “экосистема”, раскрытие экологических основ формирования и поддержания экосистемы, понимание значения круговорота в природе.
Развивающие: продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Воспитательные: формирование навыков бережного отношения к объектам природы, совершенствование коммуникативных способностей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник экологии для 10 класса Н. М. Черновой, опорные таблицы (приложение 1), образцы горных пород (торф, уголь), магнитофон с записью музыки симфонического оркестра, модель земного шара (глобус).
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Время проведения: 45 минут.
Структура урока
  1. Организационный этап;
  2. Актуализация знаний;
  3. Формулировка темы;
  4. Постановка проблемы;
  5. Этап усвоения новых знаний;
  6. Этап проверки понимания изученного;
  7. Контроль результатов запоминания;
  8. Подведение итогов урока;
  9. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Ход урока

1 этап – организационный.

Учитель: Здравствуйте, ребята!
Мне очень приятно видеть всех вас. Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы, и многие из вас по иному посмотрят на окружающий вас мир.

2 этап – актуализация знаний.

Учитель: Земля, которая, несмотря на свою величину в данный момент уместилась у меня на ладонях. (Включается музыка симфонического оркестра).
А что для каждого из вас значит Земля? Продолжите фразу “Для меня Земля – это…”, передавая по кругу модель земного шара (приложение 2, слайд 1).
Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой жизнь продолжается уже более 4 млрд. лет, не прерываясь.
Модель земного шара передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.
Учитель: Из всех ваших высказываний я поняла, что вы очень трепетно относитесь к планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.

3 этап – формулировка темы, эпиграф.

Учитель: Тема сегодняшнего урока непосредственно связана с пониманием законов организации жизни на Земле (приложение 2, слайд 2). Мы рассмотрим тему “Законы организации экосистем”. Экосистема – по сути это то, что мы обычно называем природой.
В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю такие слова:
“Помни!
Нельзя защитить то, чего не любишь!
Нельзя любить то, чего не знаешь!”

4 этап – постановка проблемы.

Учитель: И сегодня на уроке нам предстоит решить проблему, благодаря чему поддерживается жизнь на нашей планете под названием – Земля. А понимание этой проблемы позволит нам жить в гармонии с природой (приложение 2, слайд 3).

5 этап – изучение нового материала.

Учитель: Живое органическое вещество можно встретить повсюду: и в глубинах океанов, и на вершинах самых высоких гор, и в вечных снегах Приполярья, и в горячих водных источниках вулканических районов.
Любой организм проводит всю свою жизнь среди множества других существ. Живые организмы теснейшим образом связаны не только друг с другом, но и с неживой природой. Одно из важнейших проявлений жизни – это обмен веществ. Чрезвычайно высокая интенсивность потоков вещества из неорганической природы в живые тела давно привела бы к полному исчерпанию всех необходимых для жизни соединений. Но этого не происходит, и жизнь не прекращается, т.к. необходимые соединения обратно возвращаются в окружающую среду. Так возникает биологический круговорот вещества.
Ребята, какие живые организмы связаны между собой круговоротом вещества?
Ответы учеников: Растения, животные, бактерии и грибы.
Учитель: Опираясь на ваши ответы, составим схему биологического круговорота (приложение 2, слайд 4).
Ребята, а теперь назовите главное условие существования биологического круговорота.
Ответы учеников: Энергия солнца.
Учитель: Природной единицей биологического круговорота является экосистема.
Ребята, я предлагаю Вам воспользоваться опорной таблицей, чтобы ответить на вопросы:
Какую роль выполняют растения в природе, и к какой экологической группе организмов их можно отнести?
Ответы учеников: Растения потребляют минеральные соединения и, используя энергию солнца, синтезируют органические вещества, которые затем потребляют живые организмы. Таким образом, растения не только питаются сами, но и кормят других. Их относят к продуцентам.
Учитель: Какую роль выполняют животные в природе, и к какой экологической группе организмов их можно отнести?
Ответы учеников: Животные питаются живым органическим веществом растительного и животного происхождения. Их относят к консументам первого и второго порядка соответственно.
Учитель: Какую роль выполняют бактерии и грибы в природе, и к какой экологической группе организмов их можно отнести?
Ответы учеников: Бактерии и грибы потребляют органическое вещество (омертвевшие ткани растений и запасы растительной пищи, животные останки) и полностью разлагают его до минеральных соединений – жизненно необходимых биогенных веществ (например, азота, калия, кальция, меди, цинка и т.д.), которые затем потребляют зеленые растения. Их относят к редуцентам.
Учитель: А теперь сделайте вывод о структуре (основных частях) и условиях функционирования экосистемы.
Ответы учеников: Компонентами экосистемы являются продуценты, консументы, редуценты, биогенные вещества. Экосистема функционирует под действием энергии солнца.
Учитель: Внимательно посмотрите на схему и сформулируйте определение понятия экосистема.
Ответы учеников: Экосистема – это совокупность организмов и неживого окружения, в которой существует круговорот веществ, поддерживаемый однонаправленным потоком энергии.
Учитель: Термин экосистема впервые предложил английский ботаник Тенсли в 1938 году.
Любая экосистема функционирует по определенным законам. Ребята выявите из определения экосистема 2 основных закона функционирования экосистемы.
Ответы учеников:
Получение ресурсов и избавление от отходов происходит в рамках круговорота.
Экосистемы существуют за счет незагрязняющей среду и практически вечной солнечной энергии.
Учитель: Вчитайтесь внимательно в сформулированные нами законы и при необходимости задайте уточняющие вопросы.

6 этап – первичное закрепление знаний.

Учитель: Предположим, что из экосистемы исчезла одна из функциональных групп организмов. Попробуйте описать дальнейшее развитие событий (приложение 2, слайд 5).
Ответы учеников: При выходе из экосистемы продуцентов – круговорот веществ нарушится, но жизнь на Земле будет существовать, например, на вершинах гор (приложение 2, слайд 6). При выходе из экосистемы консументов жизнь на Земле также не остановится (приложение 2, слайд 6), а при выходе из экосистемы редуцентов все живое на Земле погибнет (приложение 2, слайд 6).
Учитель: Итак, что произойдет с экосистемой при выходе из ее состава хотя бы одного компонента?
Ответы учеников: Нарушится круговорот веществ в природе.
Учитель: Вернемся к нашей проблеме и назовем главное условие существования жизни на Земле.
Ответы учеников: Жизнь на нашей планете существует благодаря постоянному круговороту веществ, поддерживаемому потоком солнечной энергии.
Учитель: Таким образом, жизнь на нашей планете существует благодаря постоянному круговороту веществ, поддерживаемому потоком солнечной энергии.
Экосистемы изменяются как в пространстве, так и во времени. В древних экосистемах Земли можно наблюдать неполный круговорот веществ. Примерами, подтверждающими неполноту круговорота веществ в древних экосистемах можно считать залежи полезных ископаемых, что вызвано неблагоприятными местными абиотическими условиями (высокой влажностью, низкой температурой)...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3465

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340