Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Воспитание толерантности на уроках Русской школы
Автор(ы): Морякова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Важнейшей целью воспитания толерантности признано утверждение ценности человеческого достоинства и неприкосновенности личности каждого. На мой взгляд, реализация принципов толерантности возможна только при возвращении характеру человека нравственных и этических черт. Сотни слов по этике и нравственности попадают в определённые моральные категории. Поэтому, ребёнку надо показать, научить видеть положительные качества, достоинства – свойства, характеризующие высокие моральные качества. (Достойный – справедливый, заслуженный, уважаемый, почтенный. Ожегов С. И.) В своей работе для достижения результата применяю рассказы из Библии о чудесной жизни в Эдемском саду. Адам и Ева жили праведно и свято. Животные не нападали друг на друга, так как Всевышний дал им в пищу разные плоды - зелень, корешки. Человек был царём над всеми, но он же хранил и возделывал сад. Труд был радостен. В Раю росли два особенных дерева. Одно – дерево жизни - давало плоды, вкушая которые люди могли жить вечно. Другое – дерево познания добра и зла. Плоды его было заповедано не трогать, иначе люди умрут. Что такое заповедь? Это не просто наказ, а неукоснительное правило поведения, которое надо исполнять, чтобы жизнь продолжалась в согласии. Адам благоустраивал мир и вносил в него Божественную благодать. Благодать – это радость, которую даёт Бог, любовь, которую он изливает на каждого из нас, добро, которым он нас согревает. По ходу рассказа на доске появляются слова, которые предлагаю заменить плодами и подумать: с какого они дерева? Единогласный ответ – с древа жизни. Но вот в Рай пришла беда. В ангельском мире произошла война, и часть ангелов была изгнана с небес. Они превратились в злобных, тёмных духов. Главный из них – дьявол (Диавол) – стал завидовать первым людям, как хорошо им в Раю, как они послушны, и решил погубить их. Он обернулся змеем (змей был одним из самых мудрых и красивых животных на земле), а когда Ева проходила мимо, заговорил с ней. То, что змей заговорил, Еву не удивило: в райском саду все друг друга понимали. Змей стал уговаривать Еву попробовать запретных плодов – и тогда люди сами станут как боги и будут жить хорошо (соблазн, обман). При этом он сказал, что ел запретные плоды и обрёл дар речи. Ева стала говорить с дьяволом – змеем, послушала его и съела запретный плод, и дала Адаму и он ел… Что же произошло с Адамом и Евой? Они не умерли. Но они перестали чувствовать близость и любовь Божию, оскудела любовь и между людьми. Они испытали впервые в жизни стыд и страх. Раньше человек не знал этих чувств. Адам сразу же пожалел о случившемся, стал обвинять в этом Еву. Ева обвиняла змея. Они не признали своей вины, не попросили прощения у Бога. Еве и Адаму пришлось уйти из чудесного сада. Они лишились плодов с дерева жизни – их ждали болезни, старость, тяжёлая работа. Перед ребятами два дерева с яркой зеленью, густой листвой, сочными спелыми плодами (без слов и знаков запрета). Предлагаю им взять плод с любого дерева и попытаться объяснить : почему с этого, а не с другого. Ребята снимают плоды с дерева жизни и говорят, что не хотят болеть, стареть, страдать. Тогда я беру по одному яблоку с деревьев, прошу закрыть глаза, потом показываю одно и спрашиваю, нравится ли им этот плод, возьмут ли его? Некоторые начинают сразу считать и пытаться высчитать, с какого дерева. Кто-то настороженно молчит. Недоумение. Теперь каждый знает, что есть хорошее и плохое, но распознать сразу не всегда удается. Эти два дерева мы размещаем на боковой стене кабинета и обращаемся к их плодам после чтения произведений или поступков ребят. В классе перестали обвинять друг друга, редко услышишь жалобы, что кто-то не делится запасной ручкой или “забыл альбом”. Ответ один : съел плод с запретного дерева. Игра находит свое продолжение и на уроках русского языка. Вот пример. Тема: парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами. Этап проверки знаний и умений. - Объяснить правописание орфограмм.
Любо(ф,в)(ь), вра(к,г), т(и,е)рпение, ла(т,д), мудрос(д,т)(ь), капри(с,з), лес(д,т)(ь), (и,е,я)вление, ло(ш,ж)ь, сп(о,а)ситель. - Смысловая группировка.
– На какие две группы можно распределить данные слова? Дети : = с парными согласными и безударными гласными; = с мягким знаком “Ь” на конце и без; = которые начинаются с гласной и с согласной… Прошу вспомнить Эдемский сад и два дерева в нём. Предлагаю представить эти слова в виде плодов этих деревьев. – С каких деревьев эти плоды? Группы слов по данному распределению можно подобрать на все правила. Тема: жи, ши, ча, ща, чу, щу. Прощ(а,я)ю, ч(у,ю)жой, закрич(а,я)л, мщ(ю,у), постуч(а,я)л, ож(и,ы)вляет, слыш(ы,и)т, печ(я,а)ль. Тема: мягкий знак после шипящих. Грабеж(ь), товарищ(ь), помощ(ь), плач(ь), неуч(ь), лож(ь), роскош(ь), галдеж(ь), страж(ь)… Тема: непроизносимые согласные. Радос(т)ное, бессовес(т)ный, ярос(т)но, завис(т)ливый, счас(т)ливый, ужас(т)ный, доблес(т)ный, бесчес(т)ный, чу(в)ственный, опас(т)ный, здра(в)ствуй… Тема: проверяемые безударные гласные в корне слова. Пр(а,о)вдивость, д(о,а)брота, н(а,о)гловатый, вр(о,а)чевать, зав(е,и)сть, р(а,о)птать, ог(а,о)рчение, пож(а,о)леть, кр(е,и)щение, вр(е,и,я)дитель… Тема: правописание суффиксов –еньк-, -ость-, -оват-, -лив-, -ник-. Помощн(е,и)к, хитр(и,е,я)нький, акку...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 617
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|