Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Прошлое глазами ученика. Хочу поделиться...


Автор(ы): Рожнова Людмила Васильевна, учитель истории

Сейчас все больше и больше говорят об исторической памяти, которая не иссякает. Заинтересованные и ответственные люди создают музеи, пишут книги. Нас учат, чтобы история была говорящей, очеловеченной, близкой. Когда она окрашена эмоциями и переживаниями, то способна донести до людей не только особенности колорита эпохи, но и формирует неподдельный интерес и глубокое уважение к судьбам своей Родины. К сожалению, этого сейчас и не хватает нашей школе. Методическая загруженность учителя, несовершенство программы, текучка делают подчас невозможным творческий процесс в преподавании. Очень часто многие из нас обходятся обычным пересказом учебника, требуя того же от детей. Интерес к истории, таким образом, никогда не привить, более того, история никогда не станет ближе к ученику.
Вот уже несколько лет мы с ребятами открываем для себя способ непосредственного участия в историческом процессе. На воображаемой машине времени переносимся в самые тяжелые дни нашей истории. Проекты творческих работ называются по-разному («Письмо с фронта», «Из уст в уста», «Мой исторический источник» и т.д.), но объединяет их одно: они создаются детьми от своего имени. Главное условие - представить себя в роли автора, известного или неизвестного, и описать исторические события, увиденные собственными глазами. Сначала все показалось ребятам несерьезным и скучным, но потом понравилось и очень многие действительно перевоплотились: кто в древних авторов истории, а кто в непосредственных участников сражений и революций. Немаловажную роль играет внешнее оформление работ. Что только ни придумывали ребята: вымачивают листы в растворе перманганата калия или крепкого чая, чтобы бумага казалась старой, пожелтевшей от времени; писали своеобразно, соблюдая стилистические обороты, характерные для того или иного времени; опаляли края бумаги, чтобы усилить элемент уникальности исторического памятника. Дети настолько вживаются в образы, что порою невозможно читать без слез, особенно письма с фронта. Я разрешаю адресовывать письма мне, так как это помогает быть искренним и более серьезно относиться к работе. В таких вот посланиях можно найти и почерпнуть очень многое. Безусловно, это и знание исторических фактов, и умение грамотно составить документ, и способность преподнести материал, отличный от других с точки зрения эстетического оформления. Но ещё важнее разглядеть характер, скрытые способности, положительный потенциал учащихся, их комплексы или достоинства, их личные качества. Поверьте, из урока в урок, стараясь не отставать от программы, мы иногда не имеем возможности разглядеть в детях то, что называется добротой, отзывчивостью, великодушием, хорошим воспитанием, талантом, наконец. А ведь скрытые ученические возможности - это великолепный ресурс для интеллектуального роста, как самого ученика, так и для учителя. Читая и перечитывая, восхищаясь детской фантазией, с душевным трепетом, думаешь: «Кажется, поняли, почувствовали, стали ближе. И, слава Богу!». Сегодня нашему обществу не хватает просто хороших, порядочных людей, умеющих сочувствовать, сопереживать, а не классных специалистов, профессионалов, на мой взгляд. Данные проекты, конечно же, не единственный и далеко не совершенный метод в науке под названием жизнь, но все же он помогает стать ближе друг к другу, помогает научиться видеть друг в друге то, что при обычных обстоятельствах невооруженным глазом не видно.
А теперь собственно весточки из прошлого, принимающие вид солдатских треугольничков, штабных депеш, обгоревших в огне и пожелтевших от времени конвертов, которые пополняют из года в год коллекцию творческих работ учащихся средней школы №26 г. Новокузнецка Кемеровской области.
«Томская губерния г. Кузнецка, воскресная школа №26,
Рожновой Л.В.
Здравствуйте, уважаемая, любезная Людмила Васильевна!
Давненько я ничего о себе не писал, и Вы вероятно надежду потеряли что-либо узнать обо мне. Скажу честно, было много случаев, когда я думал, что больше уже никогда не смогу написать Вам и поделиться мыслями с близким человеком. Домой ведь все не напишешь, а Вы человек грамотный и Ваше мнение я ценю. Эта весна останется навсегда у меня в памяти. Воюю я все на том же Западном фронте. В апреле на помощь австрийцам пришла германская армия и, как назло, мы оказались не готовы к этому событию: ни снарядов, ни патронов не хватало. Да что там, сапоги были в дефиците. Изо дня в день у нас были большие потери, изо дня в день мы совершали тяжелые переходы… Одним словом, бесконечная усталость и отчаянье охватывало нас, дорогая Людмила Васильевна. Но где-то находились силы, чтобы терпеть невзгоды, думать о Боге и верить в царя и в Отечество. После взятия австрийской крепости Перемышль, я был представлен к награде. Во многом эта награда и Ваша, ибо не раз в те тяжелые дни я вспоминал Ваши слова перед отправкой на фронт. Помните, Вы говорили, что лучше нашей Родины нет и быть не может, что ещё ни одна держава не смогла подчинить великую Россию. Возможно, и эта война станет событием, которое будут изучать Ваши воспитанники. Вот только понять не могу, за чьи–то капиталы в окопах гнием. Тут давеча человек был, так говорил, что война нужна царю да его подданным, а нас всех ждут дома. Бросить оружие, наплевать на австрияков, а обратить внимание на хозяев жизни: капиталистов, которые наверняка обогащаются сейчас за счет нас. Ох, и не знаю, что и думать. Что посоветуете, разлюбезная Людмила Васильевна. Скажу Вам больше, на соседних с нами позициях русские братались с противником. Одним словом, трудно сейчас в армии. Отступаем, теряем товарищей, терпим лишения, голодаем…Может и не свидимся больше. Я надеюсь вернуться, но если и погибну, то обязательно в бою. О героической смерти мечтают солдаты на фронте, но еще больше мечтают о мире, о любви, о светлом будущем, где нет богатых и бедных, где есть справедливость и правда. Передавайте привет моим однокашникам и родителям.
Всегда помню о Вас,
гвардии поручик
Василий Семёнов
Июнь,1915.»

«Кемеровская обл., г. Сталинск, пр. Энтузиастов,
д.65, кв.38.
Рожновой Л.В.
Здравствуйте, уважаемая Людмила Васильевна!
Вы просили рассказать о моих подвигах на войне. С удовольствием делаю это.
Когда я узнал о начале войны, я сразу записался добровольцем. Часть, в которую я попал, была расположена под Москвой и поначалу не у всех было оружие, но к сентябрю нашу часть полностью вооружили. Много дней мы были в отчаянном положении - оборонялись. Были среди нас и такие, которые уже ни на что не надеялись; думали, что сдадим Москву. Не скрою, было трудно: нас бомбила авиация, давили нас и танки. Но я сумел даже подбить несколько из них, кажется, 6 или 7 был контужен, отлеживался в госпитале, там же мне сооб...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 769

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!