Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Открытый урок по теме: Урок — диалог с природой
Автор(ы): Просяник Эльза Егоровна, преподаватель культурологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Экология – метафора этики. Обрести её смысл, значит, понять, “кто он, человек, овладевающий силами природы? Каковы его права и обязанности по отношению и к природе, и к самому себе? И есть ли предел этих прав? А если есть, то каков он?” Н.И. Конрад Цели урока: Образовательные: выработать правила поведения в окружающей природе. Развивающие: продолжить формирование у студентов умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания, применять полученные теоретические знания на практике. Воспитывающие: выработка личностного отношения к природе, формирование у студентов экологического мышления и соответствующих ему правил поведения. Структура урока: - Объявление темы, цели урока, организация учебно-познавательной деятельности в группах.
- Самостоятельная работа в группах.
- Диалог с природой.
- Выводы из этого диалога.
- Выработка правил, норм поведения в окружающей природе.
- Выводы по работе.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА 1. Урок начинается со вступительного слова преподавателя. Коренные народы Якутии (Саха), коим судьбой определена труднейшая доля жить в самых экстремальных условиях на земном шаре, всегда проявляли тягу к жизни, преодолевая немыслимые трудности и из поколения в поколение передавали проверенные практикой экологические традиции, обычаи и навыки, ставшие не только достоянием, но и фундаментом духовности, экологической культуры. А что такое духовность? Духовность – это обретение смысла жизни, считают народы Севера. А смысл жизни они видят в гармонии человека с природой. Мы живем на земле древних эвенков. Это один из самых экологически культурных народов мира. Чтобы не быть голословной, я приведу слова Жана Малори (участник Международной конференции “Национальная школа ”: концепция и технология развития): “Если в работе экологов Запада доминируют техника и технология, то у народов Севера есть высокое экологическое сознание, высокая экологическая культура. Надо гордиться этим, не стесняться своей религии, своих обычаев и обрядов”. Явления природного развития ребенка объединяются в философском утверждении народа “Человек – дитя природы”. Второй половиной этой ментальной мысли народа является утверждение “Природа – дом человека”. Менталитет северных народов сохранил в этих двух утверждениях способ выживания нации в полной гармонии с природой, опыт познания природы народ сохранил в Олонхо, философском учении о сотворении мира, в веровании народа Саха, получившем название “Учение Айны”. Якуты питают исключительно уважительное отношение к коренным местам своего обитания. Находясь на священных аласах, даже нельзя называть местности по названию, а только почтительно и уважительно – “эбэ”, что означает “мать-прародительница”. Это происходит потому, что в памяти современных якутов древние аласы насыщены духовной информацией в виде реальных образов – остатков древних жилищ, могильников, ритуальных памятников – священных “сэргэ” и других, а также укоренившимся представлениям о существовании различных нематериальных сил. Во-первых, отношение человека к этим нематериальным силам налагает на него особые правила поведения в природе, в основе которых лежит почитание духов, осторожность в действиях, уважение к окружающей среде. Такой уклад жизни имел исключительное значение в сохранении первозданности окружающей среды уже только потому, что обеспечивал покой среди обитателей животного мира в весенне-летний период размножения, способствовал устойчивому функционированию природных экосистем. В свою очередь, природа дарила человеку красоту и высокий уровень продуктивности. Во-вторых, мировоззрение древних якутов накладывало отпечаток на их общественное поведение и формировало рациональное природопользование. Сюда входило ограничение потребностей в использовании ресурсов природы, т.е. добывать столько, сколько необходимо для проживания, и не больше. Одновременно было принято взамен взятого столько же и восстановить. Все это связано с таким якутским понятием как "сэт", что означает наказание, кара. Это понятие обозначает, что ничто, что нанесло какой-то вред природе, не проходит. По традиционному природопользованию весь жизненный уклад эвенков был подчинен их главной деятельности – охоте. В соответствии с изменением времен года, годичный цикл подчинялся строгому распорядку. Охота начиналась весной – в марте. В апреле-мае продолжали охотиться на крупного зверя. Брали ровно столько, сколько было необходимо для пропитания. В июне охотились на изюбра. Во время выращивания и ношения детенышей самками охота прекращалась. Они переключались на ловлю рыбы. В августе-сентябре шла заготовка ягод и растений. С сентября месяца по февраль эвенки выходили на пушной промысел. Раньше строго соблюдали сроки, время охоты. Это относится к самым главным законам традиционного природопользования. С охотой связаны основные обряды и культы эвенков. Выходу на охоту предшествовало бескровное жертвоприношение духам. Охотничью удачу гарантирует не только умиротворение духов с помощью жертвоприношения, но и соблюдение определенных правил поведения в тайге. Духи тайги любят тишину. Люди стараются не говорить о добыче. Множество различных запретов и ограничений при охоте связано с почитанием отдельных животных. М.Н. Хайгалов выделял пять основных причин подобного отношения к животным: - непосредственно боготворение, например, вследствие небесного происхождения;
- обожание животного как родоначальника племени, т.е. поклонение племенному (родовому) тотему;
- обожание животного, представляемого воплощением божества или хозяина целого вида;
- обожание животного, отличающегося умом;
- уважение за силу и страх перед ними, вследствие их вреда.
Эвенки считали, что хозяином тайги является медведь. Количество медведей, отпущенных на долю одного охотника строго ограничено. Не больше 60 медведей, а 61 медведь может задрать охотника. Запретом убивать животное охраняются все без исключения родовые тотемы, т.е. животные первопредки. Этот запрет, существующий и сегодня, строго соблюдается эвенками, способствуя сохранению отдельных видов животных и птиц. Представители эвенкийского рода Чолколгны (эвен – род орла) почитают орла как первопредка, верят в свое происхождение от него. Существовали и продолжают сохраняться особые правила поведения в местах поклонения, нарушение которых непременно ведет к наказанию нарушителя, соблюдается особый режим природопользования в подобных местах: “Чисто должно быть, убрано”. - “Вокруг святого места нельзя рубить деревья”.
- “Стрелять нельзя”.
- “Ничего не трогать”.
- “Зверей, если загонят туда, не трогают вообще”.
Вот таковы некоторые экологические традиции и обычаи народов Севера. Умирают самые старые носители обычаев, молодежь покидает родные места, и чем дальше, тем больше традиций мы теряем. Вы, уважаемые студенты, должны знать и помнить обычаи и традиции своих предков, проверенные практикой. Всегда должны помнить, что человек – дитя природы, как всегда говорят народы Севера. Сегодня мы работаем по группам. Каждая группа ( групп может быть от 2 до 6 ) получает задание подготовиться по определенной теме. 1 группа – традиционное природопользование ( как охотились, как относились к животным, как рыбу ловили, как соблюдались сроки охоты ). 2 группа – охотничья магия (обряд перед охотой, угощение хозяев, обычай при охоте на медведя). 3 группа – табу ( тотемические животные: лебедь, орел, волк). 4 группа – святые места, обряды совершаемые на святых местах. Роль Природы выполняет преподаватель. I. В диалог с Природой вступает 1 группа. Природа: рассказывает, как народы Севера охотились, относились к животным, как рыбу ловили, как соблюдались сроки охоты. Учащиеся 1 группы: что нам надо делать, чтоб сохранить окружающую природу. Совместно пишут 1, 2, 4, 5 заповеди. В диалог с Природой вступает 2 группа. Природа: рассказывает об охотничьей магии (обряд перед охотой, угощение хозяев, обычай при охоте на медведя ). 2 группа: мы думаем, что все это современному человеку не нужно. Ведь мы живем в XXI веке. Природа: конечно, не стоит идеализировать все традиции эвенков, но взять из этого положительное, рациональное – необходимо. Все вместе составляют 6 заповедь. В диалог с Природой вступает 3 группа. Природа: табу (тотемические животные: лебедь, орел, волк ). Запретом убивать животное охраняли все без исключения родовые тотемы, т.е. животные первопредки. 3 группа: сейчас есть “Красная книга” туда входят все исчезающие виды животных и птиц. Мы в первую очередь должны охранять их. Природа: так получилось потому, что люди перестали соблюдать нормы поведения в природе. 3 группа и Природа составляют 7, 8, 9 заповеди. В диалог с Природой вступает 4 группа. Природа: святые места, обряды совершаемые святых местах. Естественными природными заповедниками, запретными для видов человеческой деятельности, кроме общения с высшими силами-духами природы и духами предков, являются святые места, где молились эвенки, якуты, русские. Совершая обряд жертвоприношение, каждый пришедший сюда надеется на благоволение духов. Статус священности имели озера, горы, леса, аласы и т.д. 4 группа: в 1966 году принят закон об ООПГ РС(Я). Этот закон усилил правовую охрану системы Священных Прекрасных ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2860
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|