Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проектная деятельность как фактор развития творческих способностей школьников 1 ступени - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Проектная деятельность как фактор развития творческих способностей школьников 1 ступени


Автор(ы): Фефелова Инна Александровна, учитель начальных классов; Острякова Наталья Николаевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только сам!
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты?
Где куются ключи к судьбе?
Лишь в тебе!
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь собой.

«Кто владеет информацией, то владеет миром». Сегодня, в век огромного потока информации, быстрого ритма жизни, переоценки жизненных и нравственных ценностей, эти слова особенно актуальны.
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Обществу нужен человек – творец, поэтому современная школа и современный учитель должны решать не только задачу овладения знаниями, умениями и навыками, но и в значительной степени овладение опытом оценочной, эмоциональной и творческой деятельности. Для достижения этой цели, нам кажется, оптимально использование метода проектов. Гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на самореализацию учащегося, путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.
Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.
В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:
  • коммуникативные;
  • личностные;
  • социальные;
  • литературно-лингвистические;
  • математические;
  • художественно-соматические;
  • манипулятивные;
  • технологические.
Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Этот метод адаптируется к особенностям всех без исключений учебных дисциплин, и в этом он универсален.
Для создания проекта необходимо наличие социально-значимой задачи (проблемы), которую ставит перед учащимися учитель. Выполнение работы начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Результатом такой работы является продукт – это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Это может быть Web-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал и т. д., подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчикам, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, на завершающем этапе проект требует презентации своего продукта. Она может быть в форме деловой игры, демонстрации видеофильма, игры с залом и т.д.
Учителями школы первой ступени МОУ «СОШ № 30» Фефеловой И.А. и Остряковой Н.Н. был разработан проект «Богатство недр Белгородчины», в котором приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов.
Дидактические цели и методические задачи этого проекта:
  • Знакомство обучающихся с основными полезными ископаемыми Белгородской области, их свойствами и дальнейшим применением.
  • Развитие умения учащихся самостоятельно формулировать проблему и находить способы её решения.
  • Обучение учащихся выдвижению гипотез, формулированию выводов.
  • Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно, относящейся к богатствам природы и общества.
  • Дать возможность учащимся самостоятельно сформулировать существенные признаки полезных ископаемых Белгородчины.
  • Содействовать разви...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 808

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340