Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Организационные аспекты проведения школьных праздников
Автор(ы): Кукоева Лариса Николаевна, учитель музыки, заместитель директора по ВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Организуя праздник в школе, надо учитывать психологические закономерности эстетического восприятия учащихся и их возрастные особенности. Ход подготовки к празднику должен обсуждаться в коллективе. Характер обсуждения зависит от темы праздника, возраста детей. Я хочу рассказать о том, как ведется подготовительная работа к праздникам, основанным на народных традициях, в школе, где я работаю. Подготовительный этап к проведению праздника начинается с… экскурсий. Народный праздник станет более ярким, если у детей будет накапливаться опыт освоения народных традиций, например, через такую форму внешкольной работы как экскурсии. Дети нашей школы часто посещают музей-заповедник Коломенское. Там они знакомятся с русским деревянным домом, с историей русского костюма и т. д. Но больше всего всем нравится разнообразие фольклорной программы, где бывают задействованы сами дети: это и обряд “Новоселье” с чаепитием, с различными забавами и шутками, это и фольклорный праздник “Рождество. Новый год”, после которого всех угощают пышными блинами с горячим чаем и вареньем. А про блины на Масленицу дети вспоминают до сих пор. Таким образом, экскурсии являются подготовительным этапом к проведению народных праздников с непосредственным участием детей. Следующим элементом подготовительного этапа являются игры. Многие народные традиции связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших. Поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. Игра всегда существует одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она представляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших, актуальных проблем и потребностей. С другой стороны, игра всегда направлена в будущее, т.к. в ней прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, необходимые личности для выполнения социальных, творческих функций, а также для физической закалки организма. Игра является неизменным атрибутом гуманного воспитания, в ней заключается возможность воспитывать и обучать ребенка в радости. Играя, дети с большим вниманием относятся к подготовке праздника: с помощью игры ярче запоминаются роли участников, лучше воспринимается индивидуальность персонажей, их речевые особенности. С детьми можно разучить такие народные игры как “Бояре”, “Просо”, “Ручеёк” и т.д., пришедшие к нам из народных обрядов, что немаловажно для их психологической подготовки к празднику, умения “держать себя” на сцене - быть участником. Важная и трудоемкая часть подготовки к празднику – разработка сценария. В сценарии в строгой последовательности излагается то, что будет происходить на празднике. Очень часто бывает, что сценарии к народным праздникам помогают составлять сами дети, которые когда-то видели или даже принимали участие в различных праздниках летом в деревне, поселке, где остались еще обычаи проводить праздники по старым традициям. При составлении сценария праздника особое внимание обращается на его сюжет. Сюжет – это действие, которое развивается в ходе праздника. Сюжет, а значит и весь праздник, становится особенно ярким и увлекательным, когда действию есть противодействие. В борьбе добра и зла особенно ярко вырисовывается идея праздника. Различные приключения, участниками которых становятся дети, делают сюжет увлекательным, побуждают всех включаться в действие. Именно благодаря этому они из зрителей превращаются в действующих лиц праздника (на принципе соучастия сейчас строятся почти все детские спектакли). Когда сюжетная линия намечена, можно приступать к подбору литературно-художественного материала. В сценарии должны быть четкое начало, основная часть и финал. Завязка праздника – важное условие его успеха. Прекрасным организующим началом является музыка. Праздник предполагает несколько, а по возможности, много ролей. Сценарий тогда успешен, когда он многоролевой. На каждом празднике необходимы роли для встречающих гостей для сюрпризов, для организации игр, для концерта и т.д. и т.п. Ролевой праздник – это и есть детский праздник. В нем нет гостей, все хозяева, все активные участники. Роль тогда роль, когда угодила ребенку. В контекст практически любого праздника включаются игры. Правомерно включать в праздник все виды и “жанры” игр: спортивные и подвижные, забавы и аттракционы, дидактические познавательные, музыкальные и хороводные и т.д. Включение игры в сценарий особенно характерно для народных праздников. Хочу на примере рассказать о подготовке и проведении праздника “Масленица” в 5-7-х классах. 1 стадия – предварительная работа учителя. На этой стадии я продумала форму проведения праздника с использованием элементов народных традиций. Составила приблизительный план сценария. 2 стадия – коллективное планирование праздника. На этой стадии я уже непосредственно разговаривала с детьми. Дети высказывали свои предложения. Учитывая ход обсуждения, я ненавязчиво, наравне со всеми, высказывала свои предложения. 3 стадия – коллективная подготовка дела. Мы всегда распределяем обязанно...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1432
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|