Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассное мироприятие-турнир Живая природа и законы химии и физики - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Внеклассное мироприятие-турнир Живая природа и законы химии и физики


Автор(ы): Кулакова Татьяна Михайловна, учитель биологии; Тинишова Эмма Ульфатовна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ ТУРНИРА:
  • побуждение учащихся к познавательной деятельности;
  • развитие логического мышления;
  • реализация межпредметных связей курсов биологии, химии, физики;
  • развитие сообразительности.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ТУРНИРА:
Воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, изобретательности.
ОРГАНИЗАТОРЫ:
Учитель химии: Тинишова Э.У.
Учитель биологии: Кулакова Т.М.
Учащиеся 8 класса.
ЭПИГРАФЫ:
Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.
Демокрит
Кто учился наукам, но не применяет их, похож на того, кто пахал, но не сеет.
Саади
ПРОГРАММА
ТУРНИРА
  1. Представление участников и гостей турнира.
  2. Визитка (представление команд: название, девиз, эмблема).
  3. 1 тур игры – разминка.
  4. Рекламная пауза – домашнее задание на тему “Химия и биология в лицее 1”.
  5. 2 тур игры – “Что мы знаем, что мы умеем”.
  6. Конкурс болельщиков.
  7. 3 тур игры экспериментальный “Что бы это значило?” - домашнее задание (лабораторный опыт)
  8. 4 тур игры – “Чёрный ящик” (угадай вещество).
  9. 5 тур игры – “Тёмная лошадка” (угадай, о каких правилах поведения идёт речь).
  10. 6 тур игры – “ Финишная прямая” (проверь свою внимательность и зрительную память).
  11. Заключение (подведение итогов).
Этот турнир проводится в конце учебного года, как заключительное внеклассное мероприятие. Из учащихся параллельных классов составляются 3 команды, каждая из которых состоит из капитана и пятерых участников, остальные – зрители и болельщики.
Программа турнира вывешивается заранее.
Команды за 10 дней до турнира готовят домашнее задание – химические опыты для конкурса “Что бы это значило?” и сценки для рекламной паузы. У каждой команды должен быть девиз, эмблема, название.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Турнир завершается награждением победителей.
1 ТУР. РАЗМИНКА
ТЕМА: ЗАКОНЫ ХИМИИ И ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
  1. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке – её употребляют как лекарство? ( НСI - соляная кислота)
  2. Какую роль выполняет пищевая сода, когда её употребляют от изжоги? (Пищевая сода нейтрализует соляную кислоту).
  3. Какой газ используют в медицине при снятии болевого шока при операциях? (Веселящий газ –N2O)
  4. Что произойдёт, если в дистиллированную воду поместить эритроциты? (Помещение эритроцитов в дистиллированную воду приводит к набуханию, а затем к разрушению эритроцитов, сопровождающееся выходом гемоглобина в плазму крови "лаковая кровь")
  5. Какое заболевание вызывается недостатком йода в пищевых продуктах и в воде? (Зоб, Базедова болезнь)
  6. Известно, что гемоглобин эритроцитов принимает участие в переносе кислорода. Можно ли доказать, что он взаимодействует с ним химически? (Венозная кровь темно-вишневая, артериальная - ярко-алая. Изменение цвета указывает на химическую реакцию, при этом валентность железа не изменяется, т.е. оно остаётся двухвалентным)
  7. Чем опасны нитраты для организма человека? (Нитраты превращаются в нитриты, а те переводят Fе2+ в Fе3+ в гемоглобине, что мешает переносу кислорода)
ТЕМА: ЗАКОНЫ ФИЗИКИ И ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
  1. Почему медицинские грелки наполняют горячей водой, а не горячим воздухом? (С горячей водой грелка охлаждается дольше).
  2. Почему люди, одетые в прорезиненную одежду, трудно переносят жару? (Из-за слабого испарения пота уменьшается теплоотдача, организм перегревается).
  3. Какой воздух легче – влажный или сухой? Почему? (Влажный воздух легче, т.к. молярная масса воды 18 г/моль, а воздуха 29 г/моль).
  4. Сильная жара труднее переносится во влажных и болотистых местах, чем в сухих. Причина? (Из-за слабого испарения пота уменьшается теплоотдача, организм перегревается).
  5. Почему у альпинистов, пребывающих даже в короткое время в высокогорных районах, сильно и быстро загорают лица? (Воздух сильно разряжен и гораздо чище по составу, нет пыли, ультрафиолетовые лучи быстрее воздействуют)
  6. Почему в горных районах, расположенных на высотах более 3500м. над уровнем моря, даже у здоровых людей появляется одышка, головокружение и сердцебиение? (Развивается высотная (горная) болезнь, вызванная снижением атмосферного давления)
  7. Чем объяснить, что иногда человек, случайно схватившийся за оголённый электрический провод, бывает не в силах оторвать от него руку? (Ток, проходя по мышцам, вызывает их сокращение. Если взяться ладонью, то ладонь сжимается, поэтому электрики касаются провода тыльной стороной – руку отбрасывает).
ТЕМА: РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ И ЗАКОНЫ ХИМИИ
  1. В какой капусте много йода? (Морской. Это бурая водоросль ламинария).
  2. Без какого газообразного вещества не могут развиваться растения? (СО2)
  3. Где главным образом сосредоточен фосфор в организме животных? (Скелет, мышцы, нервные ткани)
  4. Демонстрируется декальцинированная кость. Вопрос: почему куриная кость стала такой мягкой? Чем её обработали, и какой химический элемент из неё исчез? (Её обработали соляной кислотой, исчез кальций).
  5. Какие соли серной и соляной кислот используют для защиты растений от вредителей и болезней? (СиSО4, FeSO4, BaCl2, ZnCl2 )
  6. Какие химические элементы поступают в растения из воздуха, воды, почвы? (C, N, O –из воздуха, H и O –из воды, все остальные – из почвы).
ТЕМА: ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
  1. Какой газ в малых концентрациях имеет запах свежести, а в больших – ядовит? (Озон – О3).
  2. Какую водку никогда не пьют? Назовите её состав. (Не пьют “царскую водку”. Её состав: 1V HNO3 + 3V HCl)
  3. Какой газ называют угарным? Почему он вреден? (Угарный газ – СО. Соединение гемоглобина с угарным газом НbСО – карбоксигемоглобин, это патологическое соединение, которое не способно присоединять кислород, что является опасным для жизни).
  4. Какими путями яды могут попасть в организм человека? (Через органы дыхания, кожу).
  5. Какие средства индивидуальной защиты следует применять при работе с кислотами и щелочами? (Халат, очки, перчатки).
  6. Какую первую помощь следует оказывать при отравлении кислотами? (Промыть желудок, затем дать выпить молоко или мучную болтушку).
  7. Что нужно сделать в случае ожога щелочами? (Промыть водой и нейтрализовать 1-2 % раствором уксусной кислоты).
2 ТУР. ЧТО МЫ ЗНАЕМ. ЧТО МЫ УМЕЕМ.
  1. Исследовать препараты крови под микроскопом. Определить, какая кровь может принадлежать человеку. (Были предложены микропрепарат крови лягушки и микропрепарат крови человека. Эритроциты человека значительно мельче эритроцитов лягушки. Зрелые эритроциты человека ядер не имеют).
  2. В книге доктора А.И.Макиевского “Домашняя химия” приводится интересное наблюдение: “Прекрасная половина рода человеческого часто употребляет уксус в огромных количествах для сохранения талии. Но вместе с тем приобретает отвратительный цвет лица”. Кроме этого, уксусом можно отравится. Предложите метод оказания помощи переусердствовавшей с уксусом красавице, используя средства, не приносящие вред здоровью. (Рекомендуется принимать белковую пищу: молоко или раствор яичного белка. Под действием кислоты белок сворачивается, и концентрация кислоты в растворе понижается).
  3. В пробирку с микробами дифтерии вносят сыворотку крови человека, переболевшего этой болезнью. Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов склеиваются и выпадают в осадок. Требуется объяснить, почему? (В сыворотке крови человека переболевшего дифтерией, содержатся выработанные ранее защитные вещества антитела против ядов этих возбудителей. Они и обезвредили возбудителей заболевания).
  4. В приключенческих романах, повествующих о давних временах, нередко упоминаются письма, написанные бесцветными чернилами. Хитрые враги не знают секрета тайности, и лишь благородные герои могут без использования каких-либо химических реактивов превратить невидимое в видимое. Предложите вещества, которые вам известны из курса химии, способные выступать в качестве симпатических (невидимых) чернил и условия их обнаружения. (В качестве чернил можно предложить раствор сахара - обугливается при нагревании, раствор серной кислоты - обугливается при нагревании бумаги, раствор азотной кислоты-при нагревании образует с бумагой окрашенное соединение. Вещества, способные выступать в качестве симпатических чернил, содержатся в соке лимона, репчатого лука и в молоке. Для обнаружения надписи следует лист бумаги прогладить горячим утюгом или подержать над пламенем горелки.)
  5. На уроке биологии потребовалась известковая вода по теме, посвященной дыханию. Приготовление её из оксида или гидроксида кальция требует значительного времени. Предложите быстрый способ приготовления известковой воды. (Известковую воду можно быстро получить при взаимодействии кальция с дистиллированной водой. Бросать в воду следует маленькие кусочки, перемешивая при этом раствор.)
  6. В сказке “Василиса Прекрасная” Баба Яга поставила перед Василисой требование-проблему, имеющую отношение к химии: разделить рожь с чернушкой, мак с землёй. Предложите варианты её решения. (Смесь ржи с чернушкой можно разделить с помощью сита, используя разницу в размерах ее компонентов. Смесь мака и песка можно взболтать в воде, дождаться оседания в воде песка или земли и собрать мак на поверхности.)
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ. ВИКТОРИНА.
  1. Какие вещества являются источниками энергии при работе мышц человека? (Белки, жиры, углеводы).
  2. Какой русский химик был известным композитором, автором оперы “Князь Игорь”? ( А.П.Бородин).
  3. В какой воде лучше растворяется поваренная соль – холодной или горячей? (Одинаково. Поваренная соль – единственная из всех солей, у которой растворимость практически не зависит от температуры).
  4. Полезно ли человеку пить дистиллированную воду? (Вредно, нет полезных газов, например, кислорода и минеральных солей).
  5. От раствора какой соли при смачивании тела кожа становится чёрной? (Ляпис, нитрат серебра).
  6. Какой русский химик был энтомологом и занимался пчеловодством? (А.М.Бутлеров).
  7. Какое действие оказывают на организм человека кислоты и щелочи? (Химические ожоги, кислоты – раздражение верхних дыхательных путей, омертвление кожи, щелочи – общее отравление).
  8. Какую воду можно замутить своим дыханием?...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 777

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340