Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование проектной технологии в школе - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Использование проектной технологии в школе


Автор(ы): Мелешенко Людмила Николаевна, учитель химии и биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.
В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.
В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.
Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:
  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • критически мыслить.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.
Проектная технология предполагает:
• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность ученика;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
• владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
• уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
• направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
• уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.
• учитель помогает ученикам в поиске источников;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поддерживает и поощряет учеников;
• поддерживает непрерывную обратную связь.
Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.
Этапы работы над проектом.
Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовительный этап
а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)б) определение количества участников проекта, состава группы Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей
Планирование работы
а) определение источников информацииб) планирование способов сбора и анализа информации
в) планирование итогового
продукта (формы представления результата)
Продукт:
– отчет (устный,
письменный, устный с демонстрацией материалов)
– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.
г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов
д) распределение обязанностей среди членов команды
Вырабатывают план действий.Формулируют задачи. Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач.Основные формы работы:
интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д.
Проводят исследования, решая промежуточные задачи Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.
Результаты или выводы
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата Анализируют информацию. Оформляют результаты. Наблюдает, советует
Представление готового продукта


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 769

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340