Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока литературы Тема любви в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор(ы): Илюшина Наталья Гавриловна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова. Учитель: Сегодня речь пойдет о любви, о Мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Ее имя Маргарита. Глава 19, названная ее именем, начинается словами: “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!” Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты – явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики. Учащиеся перечисляют: - Евгений Онегин и Татьяна;
- Ленский и Ольга;
- Болконский и Ростова;
- Безухов и Ростова;
- Раскольников и С. Мармеладова и т.д.
Учитель: Достаточно, сейчас мы прервем этот перечень и вернемся к данному разговору лишь в конце урока, чтобы сравнить перечисленных героев по силе чувств и выражению любви и сделать вывод, а пока вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера. Инсценированное чтение сокращенного фрагмента (глава 13). - Определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде.
Автор: Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам… И вообразите, внезапно заговорила она. Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы? Мастер: Нет. Маргарита: Вы вообще не любите цветов? Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие. Маргарита: А какие? Мастер: Я розы люблю. Автор: Тут я пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках… Прослушав инсценированное чтение, учащиеся говорят, что Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном. Знакомые с цветовой гаммой Достоевского, символикой цветов Блока, ученики отмечают, что Булгаков использует традиции предшественников. Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!” - Кто же такая эта Маргарита? Что мы узнаем из ее предыстории. Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравятся. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми. - Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!.. - восклицает автор. Попытайтесь ответить на этот вопрос. Маргарита Николаевна испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – “необыкновенное, никем не виданное одиночество”. Учитель напоминает: А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее? Учащиеся рассуждают о том, что, по-видимому, Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Они вспоминают, что именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. Вспоминают ее слова: “Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью”. В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он окружил ее. Можно напомнить учащимся стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Путь к любви”: Все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже презрение. Да все чувства… исключая одного: благодарности. Благодарность – долг, всякий человек платит свои долги, но любовь – не деньги”. По-видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны. Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока. Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста”. Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну. Историю Мастера и Маргариты Булгаков писал “кровью сердца”. - Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?
Сообщение учащегося о Елене Сергеевне Шиловской, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника… Делаем вывод, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому. - Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер?
Учащиеся говорят, что она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку (чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа. Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера. Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга. - Из каких составляющих еще складывается образ возлюбленной по Булгакову?
Поразмыслив, мы приходим к выводу, что возлюбленная по Булгакову - это подруга, ведьма, королева. То, что возлюбленная – это подруга, мы доказали. Что это ведьма нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно если ее задеть за живое. Вспоминаем портретную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам. И возлюбленная – это королева, ибо каждая женщина – королева, когда ее любят. При кажущейся парадоксальности подобные реминисценции находим у В.Я. Брюсова: Ты – женщина, ты книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его мечтах безумен каждый стих. Ты – женщина, ты ведьмовский напиток Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты – женщина, и этим ты права От века убрана короной звездной Ты – в наших безднах образ божества… По ходу романа эти образы: подруга, ведьма, королева – углубляются и конкретизируются: Возможна демонстрация рисунка с творческим решением этого триединства образа. - Докажите, что Маргарита стала верной, надежной подругой.
Учащиеся отмечают, что Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже “похудела, побледнела, перестала смеяться”. Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе. В трудную для Мастера минуту, она решает уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей… - Вспоминаем, на что идет Маргарита ради спасения Мастера?
(Становится ведьмой, продав душу дьяволу). - А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы.
Ученик делает пересказ – анализ эпизода “Погром в квартире Латунского”. Обращаем внимание на внешние художественные детали: испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль… - отражающие психологическ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 1045
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|