Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству
Автор(ы): Шорникова Надежда Леонидовна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛЬ: - продолжить знакомство с устным народным творчеством и промыслами русского народа. ЗАДАЧИ: - образовательные: расширить кругозор детей о промыслах и творчестве русского народа; познакомить с историческими сведениями о народных промыслах;
- воспитательные: прививать любовь к разным профессиям людей, уважение к старшему поколению; рациональная организация активной познавательной деятельности учащихся; создание доброжелательной, рабочей атмосферы; нравственно трудовое эстетическое воспитание.
- развивающие: развивать технику чтения речь детей логическое мышление, используя различные задания.
ОБОРУДОВАНИЕ: русские народные костюмы, виды изделий: сундучки, расписные жостовские подносы, различные вышивки, самотканые изделия (рушники, скатерти), вязаные изделия крючком, книги, открытки, альбомы: "Народные промыслы России”, “Хохломская роспись”, “Игрушки бабушки Ульяны” (дымковские игрушки), “Голубое чудо Гжели” и т.д.; самовар, расписные деревянные ложки, скатерть с вышивкой, картина вышитая “Красная Шапочка”, компьютер. Классная комната – старинная изба: на заднем плане – макет печи, около нее – стол, накрытый скатертью, на котором находятся самовар, лежат расписные ложки, расставлены сундучки, жостовские подносы. На стенах класса - вышитые, вязаные изделия, рушники. Из уст в уста, Из рук в руки. От деда к отцу, От отца к внуку. Музыкальная заставка (на компьютере звучит музыка) Презентация За столом сидят хозяин с хозяйкой в русских народных костюмах. Появляются гости с песней “Пойду ль я выйду ль я ли…”. Девочки в ярких сарафанах и пестрых кофточках, на плечах цветные шали. Мальчики в рубашках на выпуск, отделанных яркой тесьмой. Гости кланяются хозяевам, рассаживаются. ХОЗЯЙКА: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! ХОЗЯИН: Веселья вам, да радости! ХОЗЯЙКА: Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем! ХОЗЯИН: У нас для каждого найдется и местечко и словечко! ХОЗЯЙКА: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому- правду, кому- песенку. УЧИТЕЛЬ: Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы продолжим знакомство с промыслами русского народа. “Золотые россыпи”. Золото. Русь! - А как вы понимаете, “золотые россыпи” - Что это? (ответы) УЧ.: Но еще можно назвать “Золотыми россыпями” - сказки и былины, загадки и пословицы, шутки и песни, составленные народом русским. И все это радует людей, значит, делает их счастливыми, добрыми, радостными. УЧИТЕЛЬ: Русский народ – сказал известный русский писатель Алексей Николаевич Толстой – создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. - Ал. Н.Толстой говорит об изустной литературе. (слово на доске) - Как вы это понимаете? УЧИТЕЛЬ: Их поколения в поколения передавались и сказки, и пословицы, поговорки и загадки, песни и шутливые диалоги. - Давайте послушаем шутливые диалоги, которые подготовили нам ребята. Девочка: | Федул, что губы надул? | | Девочка: | Фома, что из леса не идешь? | Мальчик: | Кафтан прожег. | | Мальчик: | Да медведя поймал. | Девочка: | Можно зашить. | | Девочка: | Так веди сюда! | Мальчик: | Да иглы нет. | | Мальчик: | Да он не идет! | Девочка: | А велика ли дыра? | | Девочка: | Так сам иди! | Мальчик: | Один ворот остался! | | Мальчик: | Да он меня не пускает! | | | | | | Девочка: | Сынок, сходи за водицей на речку! | | Мальчик: | Что ваши девчата делают? | Мальчик: | Брюхо болит! | | Девочка: | Шьют да поют! | Девочка: | Сынок, иди кашу есть! | | Мальчик: | А матушки? | Мальчик: | Что ж, раз мать велит – надо идти! | | Девочка: | Порют да плачут! | УЧ.: Ребята! Из ваших уст прозвучали сейчас шутливые диалоги. Многие из вас, готовясь к данному уроку, побывали в библиотеке. - Какие сказки вы принесли? - Что вас заинтересовало? (ответы детей) Шутливые диалоги, докучные сказки, песни любили в народе и при каждом удобном моменте о них не забывали. Также не забывали и о частушках. - Эх, топни нога, топни правенькая, Я плясать пойду, хоть и маленькая! 4-е девочки выходят плясать, исполняя частушки. 1 дев.: | Шире круг, шире круг. Дайте круг пошире. Не одна иду плясать, Нас идет четыре! | 3 дев.: | А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала – подружки. | 2 дев.: | Не хотела я плясать. Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла Я не удержалася. | 4 дев.: | По деревне я шла И Ванюшку видела - Под кустом сидел и плакал: Курица обидела. | 1 дев.: | Я плясала в три ноги. Потеряла сапоги, Оглянулася назад: Сапоги мои лежат! | 3 дев.: | Сидит ежик на березе - Белая рубашка, На головке – сапожок, На ноге фуражка. | 2 дев.: | Балалаечка – гудок Свое дело знает, Она в Ваниных руках Хорошо играет! | 4 дев.: | Если б не было воды, Не было б и кружки, Если б не было девчат, Кто бы пел частушки! | - Молодцы, девочки, хорошо спели! Но на дом, на прошлом уроке вы получили задание такое: побеседовать со своими бабушками и записать частушки, которые они исполняли в молодости. - У кого была интересная беседа? Дети зачитывают записанные частушки со слов бабушек и дедушек. 1-я гостья: Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник. 2-я гостья: Ныне гуляшки, завтра гуляшки - Находишься и без рубашки. Один из гостей обращается к ворчуньям. - Акуля, что шьёшь не оттуля! 2-я гостья: - А я, батюшка, еще и пороть буду! УЧ.: Эх ворчуньи, ворчуньи. Все б вам ворчать. Пора бы и делом заняться. Знаете ли, ребята, что длинными зимними вечерами наши дедушки и бабушки не только пели и веселились, но и занимались разными интересными делами. НЕВЕРЯ: Да чем же можно заняться? УЧИТЕЛЬ: Да вот хотя бы вышивкой. Стихотворение звучит на фоне русской народной музыке (компьютер) Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет. На компьютере звучит песня про лен “В темном лесе…” и 4 девочки исполняют танец с рушниками - Ребята, посмотрите у наших девочек в руках сейчас находятся вышитые изделия. - Вам знакомы они? - Каково их назначение? Это самотканые рушники – полотенца для рук. А также столы убраны тоже самоткаными столешницами. УЧИТЕЛЬ: Вышивали не только рушники, но и подушечки, занавески, скатерти, покрывала и подзоры. - А что такое подзор, кто-нибудь знает? (ответы) Но кроме этого вышивали даже и картины. Вот одна картина есть у нас и на уроке. - Из какой сказки взят сюжет? (“Красная Шапочка”) А вот вышивальщица Валентина Васильевна Грумкова (показ фото) из рязанской области вышивала эпизоды из былин. Наши прабабушки, бабушки вышивали различные узоры, украшали замысловатыми орнаментами и свои одежды.(показ фото вышитой одежды по компьютеру) Вот что сказано об одежде горожан г. Кашина из книги Кирикова (стр. 162) Показать фото кокошника, сороки – фото по компьютеру “…Рубахи горожан вышиты по кисейным рукавам белым тамбуром. Формы растительного орнамента привлекают легкостью, изысканностью и разнообразием . Декоративными эффектами пленяют парчовые душегрейки… Пышная отделка этой праздничной одежды с броскими, но тонко согласованными сочетаниями оттенков растительного орнамента и отблесками золота и серебра, особенно в движении”. ХОЗЯЙКА: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать. Угощает всех конфетами, которые лежат в вазах УЧИТЕЛЬ: Русский народ передавал из поколения в поколение загадки, шутки, сказки. - Какие вы русские народные сказки знаете? Вот и сейчас мы с вами станем участниками современной “Курочки рябы”, которую тоже создал народ, но уже наш – современный. - В сказке встретится слово САЛОП – это широкое женское пальто, особого фасона. Показ фото по компьютеру Один из гостей: | Жили-были дед да баба, Была у них курочка – ряба. Снесла курочка яичко, Не простое – золотое. | | Дед: | Что ты мелешь небылицы! Ишь, сыскалась молодица Наряжаться в разный хлам. Нет уж, если мы богаты, Я построю вместо хаты Трехэтажные палаты И беседки по углам. | Баба: | Эй, старик, проснись скорей! | | Баба: | Наказанье с глупым мужем! Что ты, старый, не блажи! Мы живем других не хуже, Ни к чему нам этажи! А за эти за беседки Засмеют тебя соседки! | Дед: | Волки, что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха? | | Дед: | Пусть смеются, мне не жалко! | Баба: | Да смотри, что я нашла: Наша курочка – Пеструха Под кустом яйцо снесла. | | Баба: | Да уймись ты, не кричи, Вот упала на пол скалка, Чугуны гремят в печи, Ох, не мил мне белый свет! | Дед: | Ну, снесла, какое дело! Что ты, баба, обалдела? | | Дед: | Я хозяин или нет?! | Баба: | Да яйцо-то не простое, А, гляди-ка, золотое! | | Баба: | Ох, яичко покатилось, Покатилось и разбилось. И скорлупки не осталось, Все куда-то подевалось! | Дед: | Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели. | | Дед: | Ну, чего мы затужили? От чудес одна беда. Будем жить, как прежде жили И работать, как всегда! | Баба: | Погляди, горит как жар. | | Баба: | И шубенку справить можно, И подправить можно дом. | Дед: | Не случился бы пожар! | | Дед: | Только то, видать надежно, Что дается нам трудом. Открывай, старуха, дверь, Что нам прятаться теперь! Эй, соседка! | Баба: | Ох, горит, слепит глаза! | | Баба: | Эй, сосед! Забывать друзей не след. Заходите на часок, У меня хорош квасок, И варенья, и соленья | Дед: | Чудеса! | | Дед: | вместе: | Баба: | Чудеса! | | Баба: | Заходите без стесненья. | Дед: | Ты в сундук запри его.(стук в дверь) | | | | Баба: | Нету дома никого! Ишь, соседей, как на зло, Ненароком принесло. | | | | Дед: | Ты пойди, запри засов, Да спустить бы надо псов. | | | | Баба: | (возвращаясь)В среду в город я поеду, Там базар бывает в среду. Богатеев много там! Им яичко и продам. Как дадут мне денег груду, Накидают мне рублей, На салоп себе добуду Я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, Разных юбок сорок штук. Шаль в цветочках голубую, До краев набью сундук. | | | | 1-я дев.: Счастья вам хозяин с хозяйкой! 2-я дев.: Большого здоровья! 3-я дев.: С новым вас урожаем! 4-я дев.: С вкусными блинами! Ставят на стол блюда с блинами Пока гости угощаются: - А какую русскую народную сказку вы хотите прочитать? “Лиса и козел”. - Чему учит эта сказка? - Какая пословица соответствует этой сказке? На доске пословицы: “Работа хвалит мастера”. “Семь раз отмерь, один раз отрежь”. - Как ее можно понять? Ребята из нашего класса подготовили такие пословицы: На новое вам лето, На красное вам лето, Куда конь хвостом, Туда и жито кустом. | | Куда коза рогом, Там и сено стогом. Кто любит трудиться, Тому без дела не сидится. ВСЕ ВМЕСТЕ: Где труд – там и счастье! | УЧИТЕЛЬ: В книгах, которые сейчас перед вами находятся, вы найдете много слов о труде, о счастье. - Давайте зачитаем их! Башкирская сказка “Золотые руки” из сборника сказок “Как братья отцовский клад нашли” “Мое богатство всегда при мне...” “Мое богатство – в моих руках и в моем уменье” - А как вы понимаете последние слова, которые стали в жизни пословицей? - Иногда руки называют золотыми. Почему? - Кто может сказать эти прекрасные слова о руках своих близких, родных? И почему? - А что еще могут наши руки? Один из гостей: Еще издавна руки умельцев брали остроконечные ножи и вырезали различные узоры. Они изготовляли украшения для дома, утвари, шкатулки, сундучки. - Какие книги о резьбе вам встретились в библиотеке? Зачитывают об изготовлении сундучков УЧИТЕЛЬ: Посмотрите, в компьютере даны фото сундучков, шкатулок, которым уже много лет. Ларцы изготовили мастера Вепревы из Верхнего Устюга. Эту фамилию носило полдеревни. - Почему? (ответы детей) А вот резные сундучки, которые выполнили современные умельцы. Возможно, что эти работы могут принадлежать молодым мастерам: Балагурской, Остроумовой или даже Вепревой, той самой, предки к...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 945
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|