Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству


Автор(ы): Шорникова Надежда Леонидовна, учитель начальных классов

ЦЕЛЬ: - продолжить знакомство с устным народным творчеством и промыслами русского народа.
ЗАДАЧИ:
  • образовательные: расширить кругозор детей о промыслах и творчестве русского народа; познакомить с историческими сведениями о народных промыслах;
  • воспитательные: прививать любовь к разным профессиям людей, уважение к старшему поколению; рациональная организация активной познавательной деятельности учащихся; создание доброжелательной, рабочей атмосферы; нравственно трудовое эстетическое воспитание.
  • развивающие: развивать технику чтения речь детей логическое мышление, используя различные задания.
ОБОРУДОВАНИЕ: русские народные костюмы, виды изделий: сундучки, расписные жостовские подносы, различные вышивки, самотканые изделия (рушники, скатерти), вязаные изделия крючком, книги, открытки, альбомы: "Народные промыслы России”, “Хохломская роспись”, “Игрушки бабушки Ульяны” (дымковские игрушки), “Голубое чудо Гжели” и т.д.; самовар, расписные деревянные ложки, скатерть с вышивкой, картина вышитая “Красная Шапочка”, компьютер.
Классная комната – старинная изба: на заднем плане – макет печи, около нее – стол, накрытый скатертью, на котором находятся самовар, лежат расписные ложки, расставлены сундучки, жостовские подносы. На стенах класса - вышитые, вязаные изделия, рушники.
Из уст в уста,
Из рук в руки.
От деда к отцу,
От отца к внуку.
Музыкальная заставка (на компьютере звучит музыка)
Презентация
За столом сидят хозяин с хозяйкой в русских народных костюмах.
Появляются гости с песней “Пойду ль я выйду ль я ли…”. Девочки в ярких сарафанах и пестрых кофточках, на плечах цветные шали. Мальчики в рубашках на выпуск, отделанных яркой тесьмой. Гости кланяются хозяевам, рассаживаются.

ХОЗЯЙКА: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
ХОЗЯИН: Веселья вам, да радости!
ХОЗЯЙКА: Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!
ХОЗЯИН: У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
ХОЗЯЙКА: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому- правду, кому- песенку.
УЧИТЕЛЬ: Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы продолжим знакомство с промыслами русского народа. “Золотые россыпи”. Золото. Русь!
- А как вы понимаете, “золотые россыпи” - Что это? (ответы)
УЧ.: Но еще можно назвать “Золотыми россыпями” - сказки и былины, загадки и пословицы, шутки и песни, составленные народом русским. И все это радует людей, значит, делает их счастливыми, добрыми, радостными.
УЧИТЕЛЬ: Русский народ – сказал известный русский писатель Алексей Николаевич Толстой – создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
- Ал. Н.Толстой говорит об изустной литературе. (слово на доске)
- Как вы это понимаете?
УЧИТЕЛЬ: Их поколения в поколения передавались и сказки, и пословицы, поговорки и загадки, песни и шутливые диалоги.
- Давайте послушаем шутливые диалоги, которые подготовили нам ребята.
Девочка: Федул, что губы надул? Девочка: Фома, что из леса не идешь?
Мальчик: Кафтан прожег. Мальчик: Да медведя поймал.
Девочка: Можно зашить. Девочка: Так веди сюда!
Мальчик: Да иглы нет. Мальчик: Да он не идет!
Девочка: А велика ли дыра? Девочка: Так сам иди!
Мальчик: Один ворот остался! Мальчик: Да он меня не пускает!
Девочка: Сынок, сходи за водицей на речку! Мальчик: Что ваши девчата делают?
Мальчик: Брюхо болит! Девочка: Шьют да поют!
Девочка: Сынок, иди кашу есть! Мальчик: А матушки?
Мальчик: Что ж, раз мать велит – надо идти! Девочка: Порют да плачут!
УЧ.: Ребята! Из ваших уст прозвучали сейчас шутливые диалоги. Многие из вас, готовясь к данному уроку, побывали в библиотеке.
- Какие сказки вы принесли?
- Что вас заинтересовало? (ответы детей)
Шутливые диалоги, докучные сказки, песни любили в народе и при каждом удобном моменте о них не забывали. Также не забывали и о частушках.
- Эх, топни нога, топни правенькая,
Я плясать пойду, хоть и маленькая!
4-е девочки выходят плясать, исполняя частушки.
1 дев.: Шире круг, шире круг.
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре!
3 дев.: А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала – подружки.
2 дев.: Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
4 дев.: По деревне я шла
И Ванюшку видела -
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
1 дев.: Я плясала в три ноги.
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат!
3 дев.: Сидит ежик на березе -
Белая рубашка,
На головке – сапожок,
На ноге фуражка.
2 дев.: Балалаечка – гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет!
4 дев.: Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки!
- Молодцы, девочки, хорошо спели! Но на дом, на прошлом уроке вы получили задание такое: побеседовать со своими бабушками и записать частушки, которые они исполняли в молодости.
- У кого была интересная беседа?
Дети зачитывают записанные частушки со слов бабушек и дедушек.
1-я гостья: Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.
2-я гостья:
Ныне гуляшки, завтра гуляшки -
Находишься и без рубашки.
Один из гостей обращается к ворчуньям.
- Акуля, что шьёшь не оттуля!
2-я гостья: - А я, батюшка, еще и пороть буду!
УЧ.: Эх ворчуньи, ворчуньи. Все б вам ворчать. Пора бы и делом заняться.
Знаете ли, ребята, что длинными зимними вечерами наши дедушки и бабушки не только пели и веселились, но и занимались разными интересными делами.
НЕВЕРЯ: Да чем же можно заняться?
УЧИТЕЛЬ: Да вот хотя бы вышивкой.
Стихотворение звучит на фоне русской народной музыке (компьютер)
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
На компьютере звучит песня про лен “В темном лесе…” и 4 девочки исполняют танец с рушниками
- Ребята, посмотрите у наших девочек в руках сейчас находятся вышитые изделия.
- Вам знакомы они?
- Каково их назначение?
Это самотканые рушники – полотенца для рук.
А также столы убраны тоже самоткаными столешницами.
УЧИТЕЛЬ: Вышивали не только рушники, но и подушечки, занавески, скатерти, покрывала и подзоры.
- А что такое подзор, кто-нибудь знает? (ответы)
Но кроме этого вышивали даже и картины. Вот одна картина есть у нас и на уроке.
- Из какой сказки взят сюжет? (“Красная Шапочка”)
А вот вышивальщица Валентина Васильевна Грумкова (показ фото) из рязанской области вышивала эпизоды из былин.
Наши прабабушки, бабушки вышивали различные узоры, украшали замысловатыми орнаментами и свои одежды.(показ фото вышитой одежды по компьютеру)
Вот что сказано об одежде горожан г. Кашина из книги Кирикова (стр. 162)
Показать фото кокошника, сороки – фото по компьютеру
“…Рубахи горожан вышиты по кисейным рукавам белым тамбуром. Формы растительного орнамента привлекают легкостью, изысканностью и разнообразием .
Декоративными эффектами пленяют парчовые душегрейки… Пышная отделка этой праздничной одежды с броскими, но тонко согласованными сочетаниями оттенков растительного орнамента и отблесками золота и серебра, особенно в движении”.
ХОЗЯЙКА: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать.
Угощает всех конфетами, которые лежат в вазах
УЧИТЕЛЬ: Русский народ передавал из поколения в поколение загадки, шутки, сказки.
- Какие вы русские народные сказки знаете?
Вот и сейчас мы с вами станем участниками современной “Курочки рябы”, которую тоже создал народ, но уже наш – современный.
- В сказке встретится слово САЛОП – это широкое женское пальто, особого фасона.
Показ фото по компьютеру
Один из гостей: Жили-были дед да баба,
Была у них курочка – ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое – золотое.
Дед: Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба: Эй, старик, проснись скорей! Баба: Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки!
Дед: Волки, что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Дед: Пусть смеются, мне не жалко!
Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка – Пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Баба: Да уймись ты, не кричи,
Вот упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи,
Ох, не мил мне белый свет!
Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Дед: Я хозяин или нет?!
Баба: Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое!
Баба: Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Все куда-то подевалось!
Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Дед: Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили
И работать, как всегда!
Баба: Погляди, горит как жар. Баба: И шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед: Не случился бы пожар! Дед: Только то, видать надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!
Баба: Ох, горит, слепит глаза! Баба: Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья
Дед: Чудеса! Дед: вместе:
Баба: Чудеса! Баба: Заходите без стесненья.
Дед: Ты в сундук запри его.(стук в дверь)
Баба: Нету дома никого!
Ишь, соседей, как на зло,
Ненароком принесло.
Дед: Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба: (возвращаясь)В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.



1-я дев.: Счастья вам хозяин с хозяйкой!
2-я дев.: Большого здоровья!
3-я дев.: С новым вас урожаем!
4-я дев.: С вкусными блинами!
Ставят на стол блюда с блинами
Пока гости угощаются:
- А какую русскую народную сказку вы хотите прочитать? “Лиса и козел”.
- Чему учит эта сказка?
- Какая пословица соответствует этой сказке?
На доске пословицы:
“Работа хвалит мастера”.
“Семь раз отмерь, один раз отрежь”.

- Как ее можно понять?
Ребята из нашего класса подготовили такие пословицы:
На новое вам лето,
На красное вам лето,
Куда конь хвостом,
Туда и жито кустом.
Куда коза рогом,
Там и сено стогом.
Кто любит трудиться,
Тому без дела не сидится. ВСЕ ВМЕСТЕ:
Где труд – там и счастье!
УЧИТЕЛЬ: В книгах, которые сейчас перед вами находятся, вы найдете много слов о труде, о счастье.
- Давайте зачитаем их!
Башкирская сказка “Золотые руки” из сборника сказок “Как братья отцовский клад нашли”
“Мое богатство всегда при мне...”
“Мое богатство – в моих руках и в моем уменье”

- А как вы понимаете последние слова, которые стали в жизни пословицей?
- Иногда руки называют золотыми. Почему?
- Кто может сказать эти прекрасные слова о руках своих близких, родных? И почему?
- А что еще могут наши руки?
Один из гостей: Еще издавна руки умельцев брали остроконечные ножи и вырезали различные узоры. Они изготовляли украшения для дома, утвари, шкатулки, сундучки.
- Какие книги о резьбе вам встретились в библиотеке?
Зачитывают об изготовлении сундучков
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите, в компьютере даны фото сундучков, шкатулок, которым уже много лет. Ларцы изготовили мастера Вепревы из Верхнего Устюга. Эту фамилию носило полдеревни.
- Почему? (ответы детей)
А вот резные сундучки, которые выполнили современные умельцы. Возможно, что эти работы могут принадлежать молодым мастерам: Балагурской, Остроумовой или даже Вепревой, той самой, предки к...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 757

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!