Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Урок-путешествие В мире кислот


Автор(ы): Гребёнкина Татьяна Сергеевна, учитель химии и ОБЖ

Я работаю учителем химии в МОУСОШ № 5 города Лобня, учитель высшей квалификационной категории.
Это мои ученики и мои коллеги, без которых я не представляю свою педагогическую деятельность. В детстве я мечтала быть врачом, но судьба распорядилась совсем по иному: я стала педагогом. Я нисколько не жалею о том, что свою жизнь связала не с медициной, а со школой. Учитель, как и врач, тоже лекарь. Лекарь детской души.
За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.
Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни.
Как не просто учителю сегодня разобраться в выборе программы, учебника, методического пособия. В результате долгих раздумий, детальном анализе многообразия учебников химии, многолетнего опыта работы, я остановилась на программе и учебниках О.С. Габриеляна, хотя меня не все в них устраивает.
Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый главный судья и даже ученик – он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения я ставлю во главу своей системы работы?
1. Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения. А это целиком зависит от умения учителя увидеть перспективу интересов ребенка, создать атмосферу сотрудничества учителя и ученика.
2. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным
3. Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением.
4. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.
Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:
  • Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся.
  • Использование в работе взаимо- и самоконтроля.
  • Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты.
  • Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп.
  • Индивидуализация домашнего задания.
  • Использование проектных технологий.
  • Организация работы учащихся в группах, как на уроке, так и дома.
  • Организация исследовательского эксперимента.
  • Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся.
  • Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод).
  • Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.
Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся.
Я никогда не отказываю ученику в попытке продемонстрировать свои знания по предмету, поэтому в школьной олимпиаде может участвовать любой желающий.
5. Использование групповой работы, которая помогает формированию коммуникативных навыков общения, общего достижения решения проблемы. В такой работе учитывается не только вклад каждого ученика в общее дело, но и происходит взаимообучение, что очень важно. Однако, организуя работу в группах, учителю надо следить сразу за всеми учениками, оказать помощь тем, кто в ней особенно нуждается.
Основная проблема, возникающая при работе в группах – сколько унесет ученик с урока? Только ли тот «кусочек», который был набран в его группе, или даже лично им? Не будут ли тогда его знания односторонними, поверхностными? Одним из путей разрешения этой ситуации в организации урока – постепенное перетекание работы одной группы в работу другой. Затем происходит дополнение ее, обобщение, уточнение. На протяжении всей работы ученики заинтересованы во взаимообогащении знаниями.
6. Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии. В течение нескольких лет в общеобразовательных и профильных классах я использую в своей работе проектную и исследовательскую технологию. Что это дает?
  • Значительное повышение качества знаний учащихся.
  • Повышение уровня активности школьников на уроке.
  • Интеграция между предметами различных образовательных областей.
  • Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее.
  • постановка цели и планирование работы, как учителем, так и учеником.
  • Профессиональное самоопределение учащихся.
Работая над проектом, школьники проходят следующие этапы работы:
  • постановка цели;
  • обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;
  • самообразование и актуализация знаний;
  • продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе);
  • исследование, решение конкретных задач;
  • обобщение результатов, выводы;
  • анализ успехов и ошибок.
Как здорово услышать от ученика, закончившего работу над проектом: «Как же много я узнал!». Особенно важным, а иногда и более приемлемым для работы и оценивания в 11-м классе проектная деятельность просто «спасение», особенно для тех кто занят на курсах и дополнительных занятиях по другим предметам, и химия, к сожалению, для поступления в выбранный ими вуз не нужна, а знания, полученные на уроках и при помощи проектов (4 в учебном году) вполне достаточны для общего химического образования. В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащихся меняются функции учителя:
  • он помогает ученикам в поиске нужной информации;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • отслеживает результаты работы.
На протяжение всех лет моей работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.
Учитель должен преподносить содержание предмета учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые, учащиеся самостоятельно формулируют теоретические положения. Я использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, алгоритмические предписания, химические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть Интернет, виртуальный эксперимент, создание учащимися компьютерных презентаций, web-сайтов.
На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию. Вопросы, на которые учащимся предстоит ответить в ходе урока, формулирую таким образом, чтобы они позволяли создавать ситуации неожиданности, конфликта, предположения, опровержения. Уверена в том, что каждый ответ ученика ценен тем, что это результат рожденной его собственной мысли. Нет беды в том, что ответ на какой-либо вопрос не найден сразу. Нерешенная задача будет постоянно побуждать к поиску решения, создавать дополнительную мотивацию к познанию.
Проблемно-поисковый подход удачно реализуется при проведении химического эксперимента. Одно дело просто провести химическую реакцию, совсем другое – провести химическое исследование. Много времени в учебных курсах отвожу на проведение практических и лабораторных работ, иногда сверхпрограммных. Убеждена, что только, дав возможность ученику попробовать себя в роли исследователя, экспериментатора, можно добиться усвоения учебного материала. Теория без практики ничто, поэтому групповой и индивидуальный исследовательский эксперимент – частый гость на моих уроках.
Учащиеся изучают пропедевтический курс «Введение в химию» . Она направлена на освоение базового комплекса опорных знаний по химии, соответствующих возрастным особенностям учащихся, на приобретение навыков исследовательской работы при проведении химического эксперимента.
В программе 15 % времени отведено на проведение лабораторных опытов и практических работ. Считаю это не очень удачным, так как на изучение правил техники безопасности на уроках химии в 8 классе отведено мало времени. Здесь же происходит детальное обучение правилам и приемам работы в химической лаборатории. С появлением в школе компьютерных классов и обучающих программ по химии появилась возможность в проведении уроков с использованием электронного учебника.
Я являюсь классным руководителем, всегда находила и стараюсь находить взаимопонимание с учениками и их родителями. Каждый год в феврале ко мне в гости приходят выпускники какого-либо выпуска. Мы с удовольствием рассматриваем старые фотографии, альбомы, которые я бережно храню. На таких встречах я замечаю, что с ними я уже не чувствую себя учителем, а являюсь другом.
Известное высказывание «Учитель всегда учится» характерно для педагогов нашей школы. Нет учителя в школе, кто бы в последние годы не приобщался к непрерывному совершенствованию. Большинство, в том числе и я, начали несколько лет назад информационные и коммуникационные технологии.
Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет.
Поэтому резко возросла роль компьютера и Интернет в школе. Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым.
Компьютер оказывает помощь учителю и в систематизации дидактического материала, экономит время на оформление документации, позволяет делать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Невозможно без компьютера и в оформлении учебного кабинета.
Следующей моей ступенькой стали уроки с использованием ИКТ. Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата, поучаствовать в дистанционной дискуссии, поработать с отдельными атомами и молекулами, проверить свои знания независимым «экспертом» – компьютером.
Встает вопрос: где найти столько времени на уроке, так как традиционный курс химии остается без изменения? Администрация школы всегда идет навстречу учителям-новаторам. Поэтому в старших классах был введен один дополнительный урок химии в неделю в компьютерном классе. С введением дополнительного урока в профильных классах (работа с электронным учебником по программе «Органическая и неорганическая химия 10–11 класс») появилась большая заинтересованность и ответственность учащихся. Да и сама я эти уроки очень люблю, хотя к ним приходится много готовиться. С учениками 7–9 классов уроки с использованием ИКТ, при этом использую мультимедийный проектор.
На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:
  • урок-презентация;
  • виртуальный эксперимент;
  • урок-исследование;
  • электронная лабораторная работа;
  • тематический проект;
  • электронная викторина;
  • дистанционное обучение;
  • электронный урок;
  • электронное тестирование;
  • организация индивидуального обучения.
Постараюсь кратко описать эти уроки, так как они действительно новы и необычны, но интересны для части моих коллег.
Урок-презентация:
Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах. Ученики 10-х и 11-х классов готовят презентации по химии для учеников 8–9-х классов, при защите презентаций перед своими одноклассниками присутствует и учитель информатики Власова Е.А, которая в свою очередь, оценивает работу ученика со стороны своего предмета, что ещё раз даёт нам возможность говорить о межпредметных связях, а если презентации каким-то образом связаны с биологией, то на урок приглашаются мои коллеги – биологи Резникова Анна Андреевна и Тумакова Наталия Валентиновна. В результате таких...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 782

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!