Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Открытый урок по экологии Глобальные проблемы атмосферы - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Открытый урок по экологии Глобальные проблемы атмосферы


Автор(ы): Арзамасцева Людмила Николаевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации,
3адачи:
1) интегрировать разрозненные экологические представления и понятия;
2) обобщить, расширить и углубить знания по теме;
3) познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся этой проблемой.
Оборудование: мультимедиа; видеомагнитофон, телевизор, раздаточный материал, фишки учета ответов, учебник “Общая биология. 10 класс”, И.Н. Пономарева, М.: “Вентана - Граф”, 2005
Оформление аудитории
Заставка на экране

Чем больше мы берем от мира, тем менее
мы оставляем в нем, и в конечном итоге
мы вынуждены будем оплатить наши долги
в тот самый момент, который может оказаться
очень неподходящим для того, чтобы обеспечить
продолжение нашей жизни.
Норберт Винер
На доске написана тема урока – конференции “Планета в опасности”
План работы над темой для рабочей группы:
  • уяснить актуальность проблемы
  • вникнуть в проблемы охраны атмосферы на примере глобальных экологических бедствий: кислотных осадков, повреждения озонового экрана, возникновения парникового эффекта
  • проверить правильность усвоения знаний в работе с тестами
  • применить полученные знания в творческих заданиях
  • отработать материал дома
I. Вступление
А) Учитель

Мы столь радикально изменили среду,
Что теперь для того, чтобы
Существовать в этой среде,
Мы должны изменить себя
Норберт Виннер
Задача нашего урока – узнать о глобальных изменениях, произошедших при участии человека в атмосфере с тем, чтобы быть готовыми оказать помощь природе, чтобы приложить необходимые усилия и оставить планету чистой потомкам. Мы взяли взаймы будущее у наших детей, так отнесемся же к происходящим изменениям в природе со всей серьезностью и ответственностью.
Ведущий 1.
Уважаемые друзья! Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана атмосферы. Мы привыкли смотреть на голубое небо, наслаждаться лучезарностью солнечных лучей, угадывать форму облаков. Мы уже не можем обходиться без благ цивилизации и не задумываемся о том, как их производство сказывается на состоянии атмосферы. Нам пока везет. Но жители крупных мегаполисов России, Европы, Америки и Азии давно ощутили на себе обратную сторону научно-технического прогресса.
Ведущий 2.
Мы много рассуждаем о нуждах цивилизации, ускорении научно-технического прогресса, политических и нравственных проблемах, болезнях века, но при этом забываем, что глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, при всем их социально-экономическом, политическом и научно-техническом содержании, являются, в тоже время, проблемами экологическими.
И способы, и средства их решения могут быть лишь международными и общечеловеческими. Ни одно государство, отдельно взятое, не обладает необходимыми и достаточными ресурсами для их решения. Несущие кислотные дожди тучи, пыльные бури, дымы производств, “мертвые” воды рек не знают государственных границ.
Забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное использование и разрушение - гибель. Все мы, живущие на этой планете, должны постичь эту истину ради нынешних и будущих поколений.
На нашей пресс-конференции присутствуют ученые и эксперты:
- научные сотрудники Государственного института ТРИНИТИ;
- научные сотрудники Центральной лаборатории охраны природы;
- эксперт МСОП;
- научный сотрудник Международного общества охраны дикой природы;
- руководитель Отдела охраны природных ресурсов Администрации района.
В работе участвуют учащиеся 10б класса.
Председатель. Разрешите представить корреспондента газеты “Комсомольская правда”.
Корреспондент. Я хотел бы узнать, что такое кислотные дожди? Как они образуются? И какое влияние оказывают на все живое?
Председатель. На этот вопрос я попрошу ответить представителей Государственного института защиты растений.
Научные сотрудники Государственного института ТРИНИТИ.
(озвучивают мультимедийную презентацию – см. Приложение 1)
Кислотные дожди. Это явление связано в основном с увеличением использования минерального топлива. Прежде всего, выясним, что означает понятие “кислотные дожди”. Кислотность соединения выражается показателем рН. Чистая вода имеет нейтральный показатель (рН 7). Все показатели ниже 7 указывают на возрастание кислотности. Дождь по своей природе уже обладает кислотностью (рН около 5,6), так как он впитывает углекислый газ и другие ангидриды, содержащиеся в атмосфере, что приводит к образованию кислот. Чем больше производится вредных выбросов в атмосферу, тем больше ее кислотность и больше кислот содержится в обыкновенном дожде.
Данные, полученные в настоящее время, указывают на повышенную кислотность дождей: 4,9 в Португалии и Ирландии; 4,1—в континентальной Европе. В некоторых районах кислотность достигает рН 3. И вот каковы последствия. Повышенная кислотность наносит вред растительности, отравляет воды в реках, озерах, вызывает серьезные последствия для фауны, нарушает биологическое равновесие в экосистемах. Но это еще не все. Загрязнение окружающей среды не имеет границ. Воздушные массы переносят кислотные дожди из одной страны в другую. Они причиняют огромный ущерб природе, а также порождают серьезные разногласия. Пока самый серьезный ущерб нанесен Европе. Но угрожающие сигналы поступают и с менее загрязненных континентов и стран: Австралии, Центральной Африки и Китая.
Таким образом, это явление существует в мировом масштабе. Считается, что причиной в данном случае является минеральное топливо, выделяющее 50 % серы, имеющейся в атмосфере, и 85 % серы, содержащейся в атмосфере над континентальной Европой.
Самым вредным веществом является сернистый ангидрид, который, взаимодействуя с влажным воздухом, превращается сначала в ионизированный сульфат, а потом в сернистую кислоту. К счастью, не весь сернистый ангидрид, имеющийся в воздухе, превращается в сернистую кислоту. Огромное его количество выпадает на землю.
Но существуют и другие источники - оксид азота, выделяемый тепловыми электростанциями и выхлопными газами. Это соединение также способствует повышению кислотности дождей, превращаясь в азотную кислоту.
Первыми предвестниками появления данной проблемы стали кислотные дожди, уничтожившие в середине 70-х годов целые леса в ФРГ.
Нельзя также исключать возможность взаимодействия нескольких загрязняющих веществ, что наиболее опасно для экосистем, так как 2 малотоксичных соединения при совместном воздействии становятся более токсичны в сотни раз. Достоверно известно, что в данном случае речь идет о явлении, с которым трудно бороться: даже если было бы возможно остановить загрязнение атмосферы, то все равно ущерб, нанесенный кислотными дождями, ощущался бы еще в течение нескольких десятилетий.
Во время презентации остальные участники конференции работают с тестовым материалом по представленной проблеме – см. Приложение 2.
Председатель.
Прошу аудиторию задавать вопросы научным сотрудникам Государственного института защиты растений – см. Приложение 3.
Корреспондент журнала “Наука и жизнь”. Я хотел бы узнать о явлении “парникового эффекта”, каковы причины этого явления?
Председатель. На этот вопрос я попрошу ответить научных сотрудников Центральной лаборатории охраны природы.
Научные сотрудники Центральной лаборатории охраны природы
(озвучивают мультимедийную презентацию – Приложение 4)
Парниковый эффект. Данные говорят сами за себя: в ближайшие 40 лет температура Земли повысится, по прогнозам, на 1-2 градуса. Подсчитано, что за 100 лет температура повышается примерно на 8 градусов. Причиной такого термического разогрева является парниковый эффект - явление уже давно известное ученым (первое исследование относится к 1890 году), которое за последние годы достигло угрожающих масштабов.
При наличии равновесия в природе падающие солнечные лучи согревают поверхность Земли, которая продуцирует инфракрасное излучение, рассеивающееся в атмосфере. Но так происходило до тех пор, пока не была нарушена хрупкая взаимосвязь между поступающим на Землю и выделяющимся с поверхности излучениями. В настоящее время большая часть выделяемого излучения задерживается атмосферными газами, и в результате происходит необратимое повышение средней температуры поверхности Земли. Основная причина - высокая концентрация углекислого газа в атмосфере, возросшая на четверть по сравнению с доиндустриальным периодом.
В 1957 году углекислый газ составлял 0,31 % в атмосфере, а в настоящее время — 0,35 %. Что же приводит к такому увеличению? В первую очередь - минеральное топливо. Оно сжигается, чтобы поддержать движение всей “машины” экономического развития, и углекислый газ - его неизбежный побочный продукт. Уголь, нефть и природный газ дали толчок индустриальной эпохе. И вполне вероятно, что их еще будут использовать в огромных количествах, по крайней мере, в течение столетия. Каждый год сжигаемая человеком гигантская масса минерального топлива выделяет в атмосферу 5 млрд. т углекислого газа, а общее количество образующегося ежегодно углекислого газа достигает 20 млрд. тонн.
Исчезновение лесов также сделало свое дело. Не надо забывать, что именно деревья являются главными потребителями углекислого газа и главными источниками кислорода в атмосфере. Вы, наверное, знаете о недавних трагических событиях, связанных с уничтожением лесов в бассейне реки Амазонки, которые наряду с другими лесами тропического пояса являются “легкими” нашей планеты. Теперь же около 30 % углекислого газа выделяется в результате пожаров в тропических лесах.
С огромной тревогой говорят ученые всего мира об уменьшении лесов. Каждую секунду вырубается площадь размером с футбольное поле. Потери для Земли катастрофические. Сведение леса влечет за собой эрозию почв, планетарные изменения климата и ландшафта. Парниковый эффект будет оказывать пагубное влияние на окружающую среду, с последующими изменениями границ сельскохозяйственных районов и снабжения пресной водой.
Кроме того, в масштабах целых континентов ожидается повышение уровня моря примерно на 30 см в ближайшие 40 лет.
Во время презентации остальные участники конференции работают с тестовым материалом по представленной проблеме – см. приложении 5.
Председатель.
Прошу аудиторию задавать вопросы научным сотрудникам Центральной лаборатории охраны природы – см. Приложение 6
Корреспондент журнала “Знание — сила”. Каковы причины образования озоновой дыры? Каковы последствия для нашей планеты?
Председатель. На этот вопрос я попрошу ответить экспертов Международного союза охраны природы.
Эксперты Международного союза охраны природы.
Во время презентации остальные участники конференции работают с тестовым материалом по представленной проблеме. Презентация – см. Приложение 7, тест – Приложение 8.
Озоновая дыра.
Слой озона, который защищает атмосферу Земли, фильтруя пагубное для всего живого ультрафиолетовое излучение, также находится в опасности. Озон содержится в стратосфере, в полосе от 25 до 60 км над земной поверхностью. Разрушителями озона являются хлорфторуглеводороды и другие газы, содержащие хлор, который используется в аэрозолях, холодильниках, кондиционерах, для производства пенополиуретана, очистки деталей в электронике и др. Именно эти вещества, по мнению ученых, являются причиной появления озоновой дыры на высоте 18 км над Южным полюсом и хоть меньшей, но аналогичной дырой в Арктике.
Одна молекула хлорфторуглеводорода вызывает цепную реакцию, в результате которой разрушается около 100 тысяч (!) молекул озона. Кроме того, хлористые и фтористые углеводороды не задерживаются внизу, поднимаются в стратосферу, где могут жить 70-100 лет, уничтожая озоновый слой.
Последствия даже частичного разрушения озонового слоя могут оказаться катастрофическими: неослабленные озоном ультрафиолетовые лучи со всей своей энергией начнут достигать земной поверхности, вызывая огромное количество заболеваний рака кожи и нанося серьезный ущерб растительности и морской экосистеме.
В настоящее время действует соглашение, подписанное десятками стран, которое предусматривает постепенное сокращение производства фреона вплоть до полного отказа от него.
Председатель. Прошу аудиторию задавать вопросы экспертам Международного союза охраны природы – см. Приложение 9.
Ведущий 1. А сейчас давайте проверим правильность восприятия материала нашей пресс-конференции, выполняя творческие задания и решая конкретные задачи.
Перед вами на столах имеются распечатанные задания. Прошу группы приступить к их выполнению, сохраняя исходных групповой состав.
Практические задания к уроку “Глобальные проблемы атмосферы”
Текст заданий выведен на отдельные слайды для того, чтобы при обсуждении все участники конференции могли познакомиться с содержанием задания.
Представители команд объясняют свое решение задачи на доске (один озвучивает задание, в это время второй решает у доски).

1.
Озоновая дыра — это значительное пространство в озоносфере планеты с заметным понижением (до 50%) содержания озона (О3). К настоящему времени зарегистрирована от года к году расширяющаяся (темпы расширения 4% в год) озоновая дыра над Антарктидой и менее значительное аналогичное образование в Арктике. Причины возникновения озоновых дыр носят как естественный, так и антропогенный (от выбросов фреонов и сведения лесов — источника кислорода) характер.
Установите, во сколько раз увеличится площадь озоновой дыры за 5 лет.
Пример выполнения задания: 4% · 5 = 20%
Ответ: площадь озоновой дыры над Антарктид...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2840

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340