Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Открытый урок по экологии Глобальные проблемы атмосферы
Автор(ы): Арзамасцева Людмила Николаевна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации, 3адачи: 1) интегрировать разрозненные экологические представления и понятия; 2) обобщить, расширить и углубить знания по теме; 3) познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся этой проблемой. Оборудование: мультимедиа; видеомагнитофон, телевизор, раздаточный материал, фишки учета ответов, учебник “Общая биология. 10 класс”, И.Н. Пономарева, М.: “Вентана - Граф”, 2005 Оформление аудитории Заставка на экране Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни. Норберт Винер На доске написана тема урока – конференции “Планета в опасности” План работы над темой для рабочей группы: - уяснить актуальность проблемы
- вникнуть в проблемы охраны атмосферы на примере глобальных экологических бедствий: кислотных осадков, повреждения озонового экрана, возникновения парникового эффекта
- проверить правильность усвоения знаний в работе с тестами
- применить полученные знания в творческих заданиях
- отработать материал дома
I. Вступление А) Учитель Мы столь радикально изменили среду, Что теперь для того, чтобы Существовать в этой среде, Мы должны изменить себя Норберт Виннер Задача нашего урока – узнать о глобальных изменениях, произошедших при участии человека в атмосфере с тем, чтобы быть готовыми оказать помощь природе, чтобы приложить необходимые усилия и оставить планету чистой потомкам. Мы взяли взаймы будущее у наших детей, так отнесемся же к происходящим изменениям в природе со всей серьезностью и ответственностью. Ведущий 1. Уважаемые друзья! Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана атмосферы. Мы привыкли смотреть на голубое небо, наслаждаться лучезарностью солнечных лучей, угадывать форму облаков. Мы уже не можем обходиться без благ цивилизации и не задумываемся о том, как их производство сказывается на состоянии атмосферы. Нам пока везет. Но жители крупных мегаполисов России, Европы, Америки и Азии давно ощутили на себе обратную сторону научно-технического прогресса. Ведущий 2. Мы много рассуждаем о нуждах цивилизации, ускорении научно-технического прогресса, политических и нравственных проблемах, болезнях века, но при этом забываем, что глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, при всем их социально-экономическом, политическом и научно-техническом содержании, являются, в тоже время, проблемами экологическими. И способы, и средства их решения могут быть лишь международными и общечеловеческими. Ни одно государство, отдельно взятое, не обладает необходимыми и достаточными ресурсами для их решения. Несущие кислотные дожди тучи, пыльные бури, дымы производств, “мертвые” воды рек не знают государственных границ. Забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное использование и разрушение - гибель. Все мы, живущие на этой планете, должны постичь эту истину ради нынешних и будущих поколений. На нашей пресс-конференции присутствуют ученые и эксперты: - научные сотрудники Государственного института ТРИНИТИ; - научные сотрудники Центральной лаборатории охраны природы; - эксперт МСОП; - научный сотрудник Международного общества охраны дикой природы; - руководитель Отдела охраны природных ресурсов Администрации района. В работе участвуют учащиеся 10б класса. Председатель. Разрешите представить корреспондента газеты “Комсомольская правда”. Корреспондент. Я хотел бы узнать, что такое кислотные дожди? Как они образуются? И какое влияние оказывают на все живое? Председатель. На этот вопрос я попрошу ответить представителей Государственного института защиты растений. Научные сотрудники Государственного института ТРИНИТИ. (озвучивают мультимедийную презентацию – см. Приложение 1) Кислотные дожди. Это явление связано в основном с увеличением использования минерального топлива. Прежде всего, выясним, что означает понятие “кислотные дожди”. Кислотность соединения выражается показателем рН. Чистая вода имеет нейтральный показатель (рН 7). Все показатели ниже 7 указывают на возрастание кислотности. Дождь по своей природе уже обладает кислотностью (рН около 5,6), так как он впитывает углекислый газ и другие ангидриды, содержащиеся в атмосфере, что приводит к образованию кислот. Чем больше производится вредных выбросов в атмосферу, тем больше ее кислотность и больше кислот содержится в обыкновенном дожде. Данные, полученные в настоящее время, указывают на повышенную кислотность дождей: 4,9 в Португалии и Ирландии; 4,1—в континентальной Европе. В некоторых районах кислотность достигает рН 3. И вот каковы последствия. Повышенная кислотность наносит вред растительности, отравляет воды в реках, озерах, вызывает серьезные последствия для фауны, нарушает биологическое равновесие в экосистемах. Но это еще не все. Загрязнение окружающей среды не имеет границ. Воздушные массы переносят кислотные дожди из одной страны в другую. Они причиняют огромный ущерб природе, а также порождают серьезные разногласия. Пока самый серьезный ущерб нанесен Европе. Но угрожающие сигналы поступают и с менее загрязненных континентов и стран: Австралии, Центральной Африки и Китая. Таким образом, это явление существует в мировом масштабе. Считается, что причиной в данном случае является минеральное топливо, выделяющее 50 % серы, имеющейся в атмосфере, и 85 % серы, содержащейся в атмосфере над континентальной Европой. Самым вредным веществом является сернистый ангидрид, который, взаимодействуя с влажным воздухом, превращается сначала в ионизированный сульфат, а потом в сернистую кислоту. К счастью, не весь сернистый ангидрид, имеющийся в воздухе, превращается в сернистую кислоту. Огромное его количество выпадает на землю. Но существуют и другие источники - оксид азота, выделяемый тепловыми электростанциями и выхлопными газами. Это соединение также способствует повышению кислотности дождей, превращаясь в азотную кислоту. Первыми предвестниками появления данной проблемы стали кислотные дожди, уничтожившие в середине 70-х годов целые леса в ФРГ. Нельзя также исключать возможность взаимодействия нескольких загрязняющих веществ, что наиболее опасно для экосистем, так как 2 малотоксичных соединения при совместном воздействии становятся более токсичны в сотни раз. Достоверно известно, что в данном случае речь идет о явлении, с которым трудно бороться: даже если было бы возможно остановить загрязнение атмосферы, то все равно ущерб, нанесенный кислотными дождями, ощущался бы еще в течение нескольких десятилетий. Во время презентации остальные участники конференции работают с тестовым материалом по представленной проблеме – см. Приложение 2. Председатель. Прошу аудиторию задавать вопросы научным сотрудникам Государственного института защиты растений – см. Приложение 3. Корреспондент журнала “Наука и жизнь”. Я хотел бы узнать о явлении “парникового эффекта”, каковы причины этого явления? Председатель. На этот вопрос я попрошу ответить научных сотрудников Центральной лаборатории охраны природы. Научные сотрудники Центральной лаборатории охраны природы (озвучивают мультимедийную презентацию – Приложение 4) Парниковый эффект. Данные говорят сами за себя: в ближайшие 40 лет температура Земли повысится, по прогнозам, на 1-2 градуса. Подсчитано, что за 100 лет температура повышается примерно на 8 градусов. Причиной такого термического разогрева является парниковый эффект - явление уже давно известное ученым (первое исследование относится к 1890 году), которое за последние годы достигло угрожающих масштабов. При наличии равновесия в природе падающие солнечные лучи согревают поверхность Земли, которая продуцирует инфракрасное излучение, рассеивающееся в атмосфере. Но так происходило до тех пор, пока не была нарушена хрупкая взаимосвязь между поступающим на Землю и выделяющимся с поверхности излучениями. В настоящее время большая часть выделяемого излучения задерживается атмосферными газами, и в результате происходит необратимое повышение средней температуры поверхности Земли. Основная причина - высокая концентрация углекислого газа в атмосфере, возросшая на четверть по сравнению с доиндустриальным периодом. В 1957 году углекислый газ составлял 0,31 % в атмосфере, а в настоящее время — 0,35 %. Что же приводит к такому увеличению? В первую очередь - минеральное топливо. Оно сжигается, чтобы поддержать движение всей “машины” экономического развития, и углекислый газ - его неизбежный побочный продукт. Уголь, нефть и природный газ дали толчок индустриальной эпохе. И вполне вероятно, что их еще будут использовать в огромных количествах, по крайней мере, в течение столетия. Каждый год сжигаемая человеком гигантская масса минерального топлива выделяет в атмосферу 5 млрд. т углекислого газа, а общее количество образующегося ежегодно углекислого газа достигает 20 млрд. тонн. Исчезновение лесов также сделало свое дело. Не надо забывать, что именно деревья являются главными потребителями углекислого газа и главными источниками кислорода в атмосфере. Вы, наверное, знаете о недавних трагических событиях, связанных с уничтожением лесов в бассейне реки Амазонки, которые наряду с другими лесами тропического пояса являются “легкими” нашей планеты. Теперь же около 30 % углекислого газа выделяется в результате пожаров в тропических лесах. С огромной тревогой говорят ученые всего мира об уменьшении лесов. Каждую секунду вырубается площадь размером с футбольное поле. Потери для Земли катастрофические. Сведение леса влечет за собой эрозию почв, планетарные изменения климата и ландшафта. Парниковый эффект будет оказывать пагубное влияние на окружающую среду, с последующими изменениями границ сельскохозяйственных районов и снабжения пресной водой. Кроме того, в масштабах целых континентов ожидается повышение уровня моря примерно на 30 см в ближайшие 40 лет. Во время презентации остальные участники конференции работают с тестовым материалом по представленной проблеме – см. приложении 5. Председатель. Прошу аудиторию задавать вопросы научным сотрудникам Центральной лаборатории охраны природы – см. Приложение 6 Корреспондент журнала “Знание — сила”. Каковы причины образования озоновой дыры? Каковы последствия для нашей планеты? Председатель. На этот вопрос я попрошу ответить экспертов Международного союза охраны природы. Эксперты Международного союза охраны природы. Во время презентации остальные участники конференции работают с тестовым материалом по представленной проблеме. Презентация – см. Приложение 7, тест – Приложение 8. Озоновая дыра. Слой озона, который защищает атмосферу Земли, фильтруя пагубное для всего живого ультрафиолетовое излучение, также находится в опасности. Озон содержится в стратосфере, в полосе от 25 до 60 км над земной поверхностью. Разрушителями озона являются хлорфторуглеводороды и другие газы, содержащие хлор, который используется в аэрозолях, холодильниках, кондиционерах, для производства пенополиуретана, очистки деталей в электронике и др. Именно эти вещества, по мнению ученых, являются причиной появления озоновой дыры на высоте 18 км над Южным полюсом и хоть меньшей, но аналогичной дырой в Арктике. Одна молекула хлорфторуглеводорода вызывает цепную реакцию, в результате которой разрушается около 100 тысяч (!) молекул озона. Кроме того, хлористые и фтористые углеводороды не задерживаются внизу, поднимаются в стратосферу, где могут жить 70-100 лет, уничтожая озоновый слой. Последствия даже частичного разрушения озонового слоя могут оказаться катастрофическими: неослабленные озоном ультрафиолетовые лучи со всей своей энергией начнут достигать земной поверхности, вызывая огромное количество заболеваний рака кожи и нанося серьезный ущерб растительности и морской экосистеме. В настоящее время действует соглашение, подписанное десятками стран, которое предусматривает постепенное сокращение производства фреона вплоть до полного отказа от него. Председатель. Прошу аудиторию задавать вопросы экспертам Международного союза охраны природы – см. Приложение 9. Ведущий 1. А сейчас давайте проверим правильность восприятия материала нашей пресс-конференции, выполняя творческие задания и решая конкретные задачи. Перед вами на столах имеются распечатанные задания. Прошу группы приступить к их выполнению, сохраняя исходных групповой состав. Практические задания к уроку “Глобальные проблемы атмосферы” Текст заданий выведен на отдельные слайды для того, чтобы при обсуждении все участники конференции могли познакомиться с содержанием задания. Представители команд объясняют свое решение задачи на доске (один озвучивает задание, в это время второй решает у доски). 1. Озоновая дыра — это значительное пространство в озоносфере планеты с заметным понижением (до 50%) содержания озона (О3). К настоящему времени зарегистрирована от года к году расширяющаяся (темпы расширения 4% в год) озоновая дыра над Антарктидой и менее значительное аналогичное образование в Арктике. Причины возникновения озоновых дыр носят как естественный, так и антропогенный (от выбросов фреонов и сведения лесов — источника кислорода) характер. Установите, во сколько раз увеличится площадь озоновой дыры за 5 лет. Пример выполнения задания: 4% · 5 = 20% Ответ: площадь озоновой дыры над Антарктид...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2840
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|