Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Интегрированный урок в 10-м классе Проблема наполеонизма в литературе и истории. Актуальность этой темы
Автор(ы): Кулишова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Рассмотреть проблему наполеонизма в судьбе отдельной личности и общества в целом в общеисторическом и общечеловеческом плане.
- В ходе исследовательской работы в группах найти пути решения данной проблемы, развивать умение логично, последовательно излагать мысли.
- Воспитывать чувство гражданственности, восприимчивость к произведениям искусства.
Методы и приёмы: - Эвристическая беседа.
- Поисковая работа в группах.
- Индивидуальная работа.
Оборудование урока: - Музыка Бетховена “Героическая симфония”.
- Иллюстрации Николаева к роману-эпопеии Л.Н.Толстого “Война и мир”.
- Художественный текст романа Л.Н.Толстого “Война и мир”
- Письма В.Засулич и С.Нечаева.
- Работа С.Нечаева “Катехизис революционера”
- Толковый словарь.
"Нет величия там, где нет простоты, добра и правды…" Л.Н. Толстой. Ход урока - Организационный момент.
- Вступительное слово учителя литературы:
Культ выдающейся исторической личности опирался на учение немецкого философа Гегеля. По Гегелю, ближайшими проводниками Мирового разума, который определяет судьбы народов и государств, являются великие люди, которые первыми угадывают то, что дано понять только им и не дано понять людской массе. Великие люди у Гегеля всегда опережают своё время, а потому оказываются гениальными одиночками, вынужденными деспотически подчинять себе большинство. Вслед за Ф.М. Достоевским Л.Н. Толстой считает безобразным “признание величия, неизмеримого мерой “хорошего и дурного”.Такое “величие” есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости. С высоты нравственного чувства и Л.Толстой, и Ф.Достоевский на страницах своих произведений раскрывают проблему “маленьких наполеонов”. В истории эта проблема также имеет место. На уроке перед нами стоит задача найти пути разрешения проблемы наполеонизма в литературном и историческом аспектах. Необходимо убедиться в правильности слов Л.Толстого, действительно ли “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. - Групповая работа.
Проблему наполеонизма в истории и в литературе нам помогут разрешить 3 исследовательские группы, группа архивариусов из справочного отдела, которая познакомит с биографическими справками об исторических личностях: Наполеоне, Кутузове, В.Засулич, С.Нечаеве; значениями слов-терминов: равелин, катехизис. Группа экспертов подведёт итоги нашей работы. Ваша задача в группах попытаться решить проблему наполеонизма в судьбе отдельного человека и общества в целом. Задания для исследователей 1-й группы: - Каким изображён Наполеон в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”?
- Приведите примеры из художественного текста (при переправе через Неман, в Бородинской битве, на Поклонной горе, в конце кампании 1812 года).
- Дайте собственную оценку.
Задания для исследователей 2-й группы: Докажите, что Л.Толстой воплотил идеал “простоты, добра и правды” в образе Кутузова: - Кутузов в Бородинском сражении;
- Военный совет в Филях;
- В чём проявляется полководческий гений Кутузова?
Задания для исследователей 3-й группы: - Что даёт право Раскольникову в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” допустить “ кровь по совести”?
- Каково отношение Раскольникова к “великим личностям”?
- Почему Раскольников мечтает о роли властелина (Наполеон) и спасителя человечества (Христа) одновременно?
- В чём бессмысленн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 746
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|