Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок в 10-м классе Проблема наполеонизма в литературе и истории. Актуальность этой темы - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интегрированный урок в 10-м классе Проблема наполеонизма в литературе и истории. Актуальность этой темы


Автор(ы): Кулишова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • Рассмотреть проблему наполеонизма в судьбе отдельной личности и общества в целом в общеисторическом и общечеловеческом плане.
  • В ходе исследовательской работы в группах найти пути решения данной проблемы, развивать умение логично, последовательно излагать мысли.
  • Воспитывать чувство гражданственности, восприимчивость к произведениям искусства.
Методы и приёмы:
  • Эвристическая беседа.
  • Поисковая работа в группах.
  • Индивидуальная работа.
Оборудование урока:
  • Музыка Бетховена “Героическая симфония”.
  • Иллюстрации Николаева к роману-эпопеии Л.Н.Толстого “Война и мир”.
  • Художественный текст романа Л.Н.Толстого “Война и мир”
  • Письма В.Засулич и С.Нечаева.
  • Работа С.Нечаева “Катехизис революционера”
  • Толковый словарь.
"Нет величия там, где нет простоты, добра и правды…" Л.Н. Толстой.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя литературы:
Культ выдающейся исторической личности опирался на учение немецкого философа Гегеля.
По Гегелю, ближайшими проводниками Мирового разума, который определяет судьбы народов и государств, являются великие люди, которые первыми угадывают то, что дано понять только им и не дано понять людской массе. Великие люди у Гегеля всегда опережают своё время, а потому оказываются гениальными одиночками, вынужденными деспотически подчинять себе большинство.
Вслед за Ф.М. Достоевским Л.Н. Толстой считает безобразным “признание величия, неизмеримого мерой “хорошего и дурного”.Такое “величие” есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости.
С высоты нравственного чувства и Л.Толстой, и Ф.Достоевский на страницах своих произведений раскрывают проблему “маленьких наполеонов”. В истории эта проблема также имеет место.
На уроке перед нами стоит задача найти пути разрешения проблемы наполеонизма в литературном и историческом аспектах. Необходимо убедиться в правильности слов Л.Толстого, действительно ли “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.
  1. Групповая работа.
Проблему наполеонизма в истории и в литературе нам помогут разрешить 3 исследовательские группы, группа архивариусов из справочного отдела, которая познакомит с биографическими справками об исторических личностях: Наполеоне, Кутузове, В.Засулич, С.Нечаеве; значениями слов-терминов: равелин, катехизис.
Группа экспертов подведёт итоги нашей работы. Ваша задача в группах попытаться решить проблему наполеонизма в судьбе отдельного человека и общества в целом.
Задания для исследователей 1-й группы:
  • Каким изображён Наполеон в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”?
  • Приведите примеры из художественного текста (при переправе через Неман, в Бородинской битве, на Поклонной горе, в конце кампании 1812 года).
  • Дайте собственную оценку.
Задания для исследователей 2-й группы:
Докажите, что Л.Толстой воплотил идеал “простоты, добра и правды” в образе Кутузова:
  • Кутузов в Бородинском сражении;
  • Военный совет в Филях;
  • В чём проявляется полководческий гений Кутузова?
Задания для исследователей 3-й группы:
  • Что даёт право Раскольникову в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” допустить “ кровь по совести”?
  • Каково отношение Раскольникова к “великим личностям”?
  • Почему Раскольников мечтает о роли властелина (Наполеон) и спасителя человечества (Христа) одновременно?
  • В чём бессмысленн...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 746

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340