Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
Авторская программа элективных курсов Ведение домашнего хозяйства, 10-й класс
Автор(ы): Кузьмина Ильмира Гаднановна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Жизнь в своей основе – вещь очень процветающая. Наверное, никто не смог подсчитать, сколько мелких вопросиков и больших вопросов приходится решать человеку, чтобы прожить один день… Много! Очень много! Так что мы, проживая каждый в своем пространстве, осознаем это или нет, действуем интуитивно или на основе знаний, так или иначе, ориентируясь в бесконечном потоке вешних факторов, определяющих повседневную жизнь. Вроде бы поступаем правильно и делаем ошибки. Хотим быть красивыми, здоровыми, счастливыми. Хотим и пытаемся… Человек – деятельное существо. Он тысячами нитей связан с природой, обществом, в котором живет. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании подрастающего поколения. Единство природы и человека неразрывно, человек – часть природы. Мы стараемся жить в гармонии с природой. В процессе своей жизнедеятельности человек воздействует на мир, активно перестраивает, переделывает его сообразно своим потребностям. Человека от животного отличает материальное производство. Производство – не только изготовление орудий с помощью орудий, но и создание различного рода объектов, которые используются непосредственно для потребления. У человека любой профессии бывает желание собственными руками сделать, создать, вырастить что-либо полезное, интересное, красивое. Неистощима фантазия, изобретательность и творческая смелость любителей мастерить, творить. С малого возраста человеку объясняют, что хорошо, что плохо. Но знаний, оказывается, маловато для осознания необходимости бережного отношения ко всему сущему на земле. Вот и говорят: искусство постигается умом и сердцем. Как изучать данный курс? Вопрос не из легких, поскольку занятия зачастую будут касаться проблем спорных, не имеющих однозначного решения. Учащиеся вместе с учителем должны будут понять, что немыслимо вести домашнее хозяйство без экономного, рачительного отношения ко всему тому, что добывается трудом и потом. Что без зеленых растений неуютно и пусто даже в хорошо обставленной квартире. Что огородничеством и садоводством занимаются не только сельские жители, но и горожане. Что ведение фермерского хозяйства - это не добрые сказки о животных, что нужно будет искать решение проблем, которые вполне могут вызвать новые неожиданные вопросы. Данный курс по выбору “Ведение домашнего хозяйства” разработан для учеников 10-11 классов и рассчитан на 17 часов. Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к ведению своего хозяйства, став хорошими семьянинами и домохозяйками. Основные цели курса: - формирование у старшеклассников готовности к ведению домашнего хозяйства;
- научить находить способы преодоления проблем с экономией, рачительностью;
- попытаться выяснить, что нужно делать, чтобы стать хорошими домохозяйками и по возможности одарить счастьем всех тех, с кем сталкивает жизнь.
Основные задачи курса: Образовательные - дать учащимся представление об индивидуальных особенностях и способностях человека;
- подготовить старшеклассника к пониманию жизни, тех забот и проблем, с которыми они столкнутся, став взрослыми.
Развивающие - познакомить старшеклассников с примерным ведением домашнего хозяйства;
- изучение азов садоводства, цветоводства и огородничества;
- расширить уровень знаний по ведению фермерского хозяйства.
Воспитательные - воспитывать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней;
- помочь учащимся синтезировать разрозненные знания о ведении домашнего хозяйства, добытые из множества источников;
- пробудить у ребят любознательность, добрые чувства ко всему, что дано природой.
Планируемый результат: В результате проведенного учебного курса учащиеся должны иметь представление: - какой должна быть экономика в быту;
- о значении садоводства и огородничества в домашнем хозяйстве;
- о выращивании комнатных растений и об уходе за ними;
- о разбивке грядок, посеве и посадке садовых и овощных культур и уходе за ними ;
- об экзотических лекарственных растениях;
- о содержании и разведении домашних птиц и животных;
- о ведении домашнего хозяйства;
должны знать: - основные понятия и термины;
- виды расходов калорий в продуктах;
- как экономить и распределять доходы и расходы в домашнем хозяйстве;
- элементарные способы посева и посадки садово-огородных культур;
- виды плодово-ягодных культур;
- названия болезней и вредителей садово-огородных культур;
- о целебных свойствах овощных и лекарственных растений;
- простейшие рецепты овощных салатов;
- некоторые породы домашней птицы и домашних животных;
должны уметь - вести контроль расходов и доходов в хозяйственных книгах;
- правильно покупать продукты и хранить их.
- правильно ухаживать за комнатными, садово-огородными растениями;
- правильно содержать домашних животных и птиц, ухаживать за ними;
- отличать органические удобрения от минеральных;
- применять полученные знания в жизни;
- правильно распределять силы и ресурсы при ведении домашнего хозяйства.
Программа и учебный план Вводное занятие - 1 час Тема 1. Домашнее хозяйство и мы - 1 час Определение понятия “Домашнее хозяйство”. Домоводство не только женская работа. Хозяин дома и его дом. Умение вести контроль расходов и доходов. Уроки экономики в быту – 3 часа Тема 2. Наш дом и мы в нем хозяева - 1 час Трудолюбие как качество личности. Умение считать. Как стать стратегом в доме. Умение вести хозяйственную и кассовую книги. Тема 3. Каждая крошка в ладошку – 1 час Питание – неотъемлемая составная часть жизни. Умение говорить с продуктами на “вы”. Поговорим о культуре питания. Расход калорий в различных продуктах. Умеем ли мы хранить продукты. Круглый стол. Тема 4. Комфорт и энергия – 1 час Его величество киловатт. И всего-то капля воды. Тепло душу греет. А у нас в квартире газ. В гармонии с природой Тема 5-6. Зеленые оазисы дома – 2 часа Комнатные растения и уход за ними. Цветы на балконе. Вертикальное озеленение. Ваш цветник в саду. Умейте говорить с цветами. Тема 7-8. Блаженство – творить в природе - 2 часа История садоводства. Освоение садового участка. Плодово-ягодные культуры. Уход за садом. Астрология в саду. Встреча с садоводами-любителями. Тема 9-10. Когда зазеленеют грядки - 2 часа Факторы роста и развития овощных культур. Способы посева и посадки. Особенности ухода за овощными культурами. Заготовки из овощей. Тема 11-12. Удивительное на грядке – 2 часа Экзотические лекарственные и овощные растения. Целебные пряности. Ягодные культуры. Пришельцы из других стран. Целебные культуры в кулинарии. Встреча с учителем валеологии и кулинаром гимназии. Фермерство – не сказки о животных – 4 часа Тема 13-14. Домашнее животноводство – 2 часа Подбор пород кроликов. Содержание и кормление кроликов. Использование мяса и шкурок кролика. Подбор пород коз. Содержание коз. Использование молока, мяса и шкуры коз. Подбор пород овец. Содержание овец. Использование мяса, руна и шкуры овец. Встреча с животноводами-кролиководами. Тема 15-16. Домашнее птицеводство – 2 часа Выбор пород кур. Содержание и разведение молодняка. Использование мяса, яиц кур. Выбор пород уток. Разведение уток. Использование мяса и пуха уток. Выбор пород гусей. Содержание и разведение гусей. Использование мяса и пуха гусей. Тема 17. Домоводство – это для нас – 1 час Защита рефератов по темам. Защита дизайн-папок по цветоводству, садоводству. Составление фотоальбомов о комнатных растениях. Основные формы и методы работы: Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы: - лекционные занятия (беседы, мини-лекции)
- встречи (учитель валеологии, кулинар, садоводы-любители, кролиководы, птицеводы)
- защита рефератов, дизайн-папок и фотоальбомов
Основные понятия курса: - домоводство, цветоводство, садоводство, огородничество, животноводство. Оценка качества знаний: При оценке качества знаний учитывать обширность материала реферата, его оформление, самостоятельную работу ученика, а не отслеживать готовый реферат из Интернета. Дизайн-папка должна соответствовать выбранной теме, а материал в нем должен быть подобран и раскрыт подробно. Оформление фотоальбомов должно быть с качественными фотографическими изображениями и краткими описаниями вида того или иного растения, с описанием ухода за этими растениями. Списки тем рефератов: Для каждого дня и для каждого дома. Легенды и были о продуктах. Мы и наша семья. Народные приметы в домашнем хозяйстве. Сад и огород в комнате. Сад и огород в доме. Уголок природы в твоем сердце. Умный огород в твоем хозяйстве. Умный сад – как отдых для души. Хлеб в нашем доме. Цветы – радость жизни. Экзотика на нашем столе. Экономика должна быть экономной. Список использованной литературы при подготовке программы: - “Приусадебное хозяйство”, ежемесячный журнал, за 2000 – 2004 гг.
- Умный огород в деталях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.
- Умный сад в подробностях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.
- Популярная кулинария. А. В. Самсонов, Ижевск,1994 г.
- 1000 советов любителю мастерить. Х. Г. Кучушев, Казань,1984 г.
- Программы общеобразовательных учрежд...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 992
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|