Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Программа по обеспечению внедрения здоровьесберегающих и здоровьевосстанавливающих технологий в УВП начальной школы
Автор(ы): Лыскова Роза Викторовна, учитель начальных классов, руководитель МО
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
| “Поздно носить в больницу килограммы апельсинов, лучше до этого ежедневно давать тертую морковь…” | Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Что же такое здоровье? И дозволено ли человеку планировать уровень своего здоровья, будучи убежденным, что многих болезней можно избежать? Учеными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о бу-дущем детей, надо особо подчеркнуть возраст от рождения до 16 лет как самый важный. Все, что может произойти в последствии, заложено в этот период и отзовется не только болезня-ми, а в конечном итоге счастьем или несчастьем человека. Современные дети стали меньше двигаться. Куда же исчезла двигательная активность? Появились многосерийные фильмы, кто-то придумал “тихие” игры и дети стали само “послушание”! Играют в разные головоломки, просиживают часами перед мониторами компьютеров и радуют своих родителей тем, что те наконец-то могут заняться своими дела-ми. Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и его двигательная активность снижа-ется на 50 %. Физическая нагрузка крайне необходима детям. Она не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы, которые при необходимости приходят на помощь всему организму. Истины здоровья должны закладываться с детского возраста, как только сознание готово воспринимать информацию. Заполучив инфаркт, человек узнает много о своем здоровье. И начинает понимать, что так жить, как он жил раньше, нельзя! Но, к сожалению, это понимание приходит поздно. Так может быть есть смысл уберечь детей с детства, давая им азы здорового образа жизни?! Известно, что "кулинарные пристрастия" также как многие другие формируются с детства. Поэтому особое внимание следует уделять и тому, как должен питаться ребенок. ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ: никакого принуждения, насилия в питании. Пищевое насилие может принести непоправимый физический и психологический вред. Уговоры ребенка во время приема пищи не только отрицательно влияют на про-цесс пищеварения, но и могут вызвать в дальнейшем пищевую аллергию. Наблюдая за тем, что выбирает ребенок из еды, предлагаемой ему, можно сделать важные выводы о состоянии его здоровья, потребностях организма. В результате регулярного кормления мясом с хлебом, кашей с молоком и сахаром, слад-кими пирогами возникает брожение пищи в пищеварительном тракте, вызывающее у детей частые воспаления миндалин, поносы, запоры, гастриты, немотивированный подъем температуры, аллергию. Некоторые родители, перекармливая детей, заклады-вают основы ожирения, неизбежно ведущее к целому букету заболеваний. Поэтому я считаю целесообразным включение в данную программу ряд мероприятий посвящённых разговору о правильном питании. Итак, что же такое здоровье? Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоро-вье это физическое, психическое и социальное благополучие. Другими словами здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов. К числу школьных факторов риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей относятся: - Тактика педагогических воздействий (стрессовая).
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и физиологическим возможностям обучающихся.
- Нерациональная организация УД (в том числе физкультурно-оздоровительной работы)
- Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
И если исключить данные факторы риска, то можно сделать вывод о том, что же такое здоровьесберегающая школа. Здоровьесберегающая школа – это вовсе не дубликат районной поликлиники, а то место, где ребёнку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без излишнего утомления и нервного напряжения, без шансов приобрести какие-либо заболевания (близорукость, ис-кривление позвоночника, отравления, гастрит и т.д.) Здоровьесберегающая школа – это то место, где здоровью ребёнка ничто не угрожает. Не должно угрожать. Набирая первоклашек, я тщательно изучаю медицинские показания каждого ребёнка не только по медицинским картам, но и беседуя с родителями. Исследуя медицинские показания детей, поступивших в первый класс в 2003-2004уч.году и беседуя с родителями мы получили такую “картину”: - В классе 26 обучающихся
- 34% можно назвать здоровыми
- 66% имеют различные мед.диагнозы
- 42% нарушение осанки
- 4% (один ребёнок) сколиоз 1 стадии
- 38% сезонные ОРВИ
- 15% ослабленный тонус мышц
- 15% ослабленное зрение
- 19% отклонения в сердце
Также встречаются заболевания печени и ЖКТ. В классе обучается ребенок-инвалид (Ds: ДЦП, лёгкая форма). Почему мы включили в свою работу программу “Разговор о правильном питании” Во-первых, нарушения питания приводят к ослаблению иммунитета, снижению умственной и физической активности и возникновению ряда хронических заболеваний. А целью про-граммы “Разговор о правильном питании” является формирование у детей основ культуры питания как составляющего звена здорового образа жизни. Во-вторых, содержание учебно-методического комплекта отвечающее следующим прин-ципам: возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психоло-гическим особенностям детей младшего школьного возраста; научная обоснованность – содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей; практическая целесообразность – содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста; системность – учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом; необходимость и достаточность предоставляемой информации – детям предоставляется только тот объём информации, касающийся правильного питания, которым они реально мо-гут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость; модульность структуры – учебно-методический комплект может использоваться на базе традиционных образовательных учреждений различного типа в факультативной работе, при включении в базовый учебный план и во внеклассной работе; вовлечённость в реализацию программы родителей; культурология – в содержании комплекта учитываются исторически сложившиеся тради-ции питания, являющиеся отражением культуры народа; социально-экономическая адекватность – предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации в семье учащихся; возможность сотрудничества с организаторами школьного питания. Более подробно мне бы хотелось остановиться на таком важном вопросе как: вовлечённость родителей в реализацию данной программы. Какие формы и методы мы используем при работе с родителями: Беседы (за подготовку и проведение отвечает учитель). Всеобучи (проводит учитель с привлечением к подготовке материала и выступлений роди-телей). Круглые столы (с участием детей и родителей, включают теоретический материал и прак-тику - с презентацией и дегустацией блюд, отвечающих требованиям правильного питания) Св...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 721
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|