Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект уроков Проблема терроризма в повести Л. Андреева Рассказ о семи повешенных - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект уроков Проблема терроризма в повести Л. Андреева Рассказ о семи повешенных


Автор(ы): Королева Маргарита Викторовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
Вашему вниманию предлагается серия (2-3 урока в зависимости от подготовки класса) уроков по актуальной на сегодняшний день теме: “Проблема терроризма в повести Л. Андреева “Рассказ о семи повешенных”. Предварительно учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Л. Андреева, его рассказами “Баргамот и Гарасько” или “Петька на даче” (по выбору) и повестями “Иуда Искариот” и “Жизнь Василия Фивейского” (по выбору). Повесть “Рассказ о семи повешенных” должна быть прочитана, и учащимся предложено обдумать ответ на вопрос: как автор относится к террористам?
Первая часть предложенных уроков может быть проведена в гуманитарном классе, где учащиеся изучали мировую художественную культуру и хорошо знакомы с историческими событиями и идеологической борьбой в России второй половины ХIХ века, а также с русской литературой и искусством этого периода. В других классах (например, естественно-научных) эта часть уроков может быть дана ввиде лекции учителя.
Вступительное слово учителя.
Терроризм… Проблема нашего времени… Человек так устроен, что ко всему привыкает. Привыкли и мы: где-то взорвали автобус, дом, поезд; погибли, ранены 2, 5, 20, 50 человек. Газеты, радио, телевидение сообщают, повторяют, а мы спокойно и часто равнодушно внимаем этому, при этом пьем чай, едим, решаем свои проблемы, а потом так же равнодушно переключаем кнопку… нас это не касается.
И каждый думает: со мной это не случится, не хочу слушать, надоело.
И только когда рванет рядом или пострадает кто-то близкий, знакомый, мы приходим в ужас. Потому что “не смерть страшна, а знание её, и было бы совсем невозможно жить, если бы человек мог вполне точно и определенно знать день и час, когда умрет” (Л.Н.Андреев “Рассказы и повести” Москва “Недра” 1980г. стр.211) . Мы страдаем этической глухотой. Рассуждаем об искусстве, овладеваем современной вычислительной техникой, и космос для нас уже не тайна, но плохо понимаем, что такое смерть, часто не можем понять, что чужая жизнь неприкосновенна.
Беседа с классом.
Но есть в русской литературе такой писатель, который ещё 150 лет тому назад поставил вопрос о праве человека решать, кому жить, а кому умирать.
Вопрос: Назовите этого писателя. В каком произведении этот вопрос был поставлен? (Вопрос может быть заранее дан всему классу или нескольким ученикам. В подготовленном классе ответ будет дан сразу, без подготовки.)
Ответ: Этот писатель – Достоевский. Вопрос поставлен в романе “Преступление и наказание”.
Герой романа, честный, благородный человек, решил, что может позволить себе “кровь по совести” – убить “вошь”, никому не нужную, даже вредную старуху ростовщицу, чтобы спасти сотни молодых жизней, погибающих в нищете. Но оказалось, что человек не вошь и никто не имеет права решать: кому жить, а кому умирать.
Вопрос: Почему именно тогда в 70-е годы ХIХ века Достоевский поставил такой вопрос в своем романе? Что это было за время? (Учащимся заранее предложено повторить материал по истории и литературе о реформах 60-х годов ХIХ века и их последствиях.)
Ответ: В 60-е годы ХIХ века в России начались реформы: было отменено крепостное право, рекрутчина заменена воинской повинностью, введены суд присяжных, земское самоуправление, появилась свобода слова, но… Жесткое сопротивление реакционной части общества (и в верхах, и в низах) всячески препятствовало реформам, многое красиво задуманное в реформах просто сводилось на нет реакционными исполнителями на местах…
Реплика учителя: Вспомните судьбу журналов “Современник”, “Русское слово” и их редакторов. Вот вам и свобода слова. Вот тогда-то и появилась идея – всё решить силовым путём, и раздался выстрел Каракозова 4 апреля 1866 года. Так в Россию пришел терроризм. Александр II искренне хотел изменить жизнь в России, того же и так же искренне хотели и революционеры-террористы. Софья Перовская не собиралась становиться террористкой, а мечтала учительствовать в деревне. Достойные и честные люди из совестливой российской интеллигенции шли в революционеры тогда, когда разочаровывались в реформах сверху, когда теряли веру в искренность реформаторов.
Вопрос: Но как их дела выглядели на практике, в жизни? (Нескольким учащимся заранее предлагается подготовить рассказ об убийстве Александра II и нескольких покушениях на него, о других терактах.)
Ответ: (В рассказах учеников должна прозвучать мысль о жестокости террористов, жертвами которых стали десятки невинных людей.)
Реплика учителя: Гибель Александра II потрясла Европу жестокостью террористов. Вот что писал историк Преображенский в 1901 году: “Царь, освободивший от крепостного ига десятки миллионов народа, …давший судам завет правды и милости, …сделавший солдату службу лёгкою и улучшивший его быт, освободивший миллионы славян царь, с первой минуты царствования до последней думавший прежде всего о других, простивший бесчисленному множеству людей их вины, - этот именно царь падает убитым среди белого дня в своей столице от рук злодеев!” Не только царь стал жертвой террора. Между выстрелом Каракозова и бомбой Гриневицкого (1 марта 1881г.) безвинно пали жертвами террористов десятки солдат, слуг, мирных обывателей и даже детей.
Но самое страшное то, что возникла цепочка: выстрел Каракозова – казнь, новые теракты – новые казни и, наконец, Нечаев и нечаевщина.
Вопрос: Что это за явление – нечаевщина? В чём его опасность и ужас? (Одному или нескольким ученикам предлагается коротко рассказать о нечаевщине – вопрос обсуждался в 10 классе при знакомстве с творчеством Достоевского и рассказе о его романе “Бесы”.)
Ответ: Нечаев теоретически обосновал право на убийство. В своём “Катехизисе революционера” Нечаев и Бакунин разрешали борцам за свободу и справедливость против тирании и насилия любую ложь, клевету, шантаж, оправдывали любое злодеяние во имя благой цели. Так они и действовали на практике, о чём свидетельствует “Дело Нечаева” об убийстве студента Иванова (очень коротко об этом деле).
Реплика учителя: Одним из первых это страшное бесовство увидел Достоевский и показал в “Бесах”. Писатель был прав в главном: какие бы люди ни участвовали в террористических актах, какие бы святые цели они ни преследовали, как только происходит подмена понятий добра и зла, как только возникает тезис о “цели, оправдывающей средства”, - начинается скорбный путь к Апокалипсису.
Достоевский писал: “Я попытался изобразить те многоразличные и разнообразные мотивы, по которым даже чистейшие сердцем и простодушнейшие люди могут быть привлечены к совершению такого чудовищного злодейства. Вот в том-то и ужас, что у нас можно сделать самый пакостный и мерзкий поступок, не будучи вовсе иногда мерзавцем!”
В “нечаевщине” Фёдор Михайлович разглядел симптомы опаснейшей болезни общественного сознания, которая в 20 веке и в наше время поразила целые континенты. Политический авантюризм, безнравственный экстремизм, оправдание “святыми целями” самых бесчеловечных средств – вот истоки современного терроризма. Как совместить совесть и преступление, есть ли у кого-нибудь нравственное право на насилие – вот проклятый вопрос, который волновал великого писателя. В убийстве Александра II обнаружилась та страшная связь между “мировой гармонией” и “слезинкой ребенка”, о которой писал Достоевский: бомба, предназначенная императору, изуродовала оказавшегося рядом мальчика.
Вопрос: Можете назвать какие-то примеры терактов конца ХIХ начала ХХ веков?
Ответ: (примеры могут быть разные) Например:
В 1879 г. Соловьёв подготовил взрыв царского поезда.
В 1880 г. Степан Халтурин организовал взрыв во дворце, погибли невинные люди.
В 1901 г. Карпович смертельно ранил министра народного образования Боголепова.
В 1902 г. Балмашёв смертельно ранил министра внутренних дел Сипягина.
В 1904 г. убит министр Плеве.
В 1905 г. Каляевым убит Великий князь Сергей Александрович.
Реплика учителя: Убийства, убийства, убийства! Да, все эти министры были реакционерами, теми “вшами”, которых убить сорок грехов долой, но за террором революционным в ответ шел террор государственный, исполнителей терактов казнили, а идеологи, те самые “нечаевы” жили и благоденствовали, например Азеф, Савинков и т.п.
Вера Засулич, ранившая оберполицмейстера Трепова, несла свой крест открыто, до конца: тюрьма, суд. А Сергей Кравчинский, заколовший кинжалом шефа жандармов Мезенцева, не собирался в суде защищать свои идеи и сбежал за границу.
Вопрос: Как же относилась к терроризму и террористам российская общественность?
Ответ: Ответ на этот вопрос дает, прежде всего, русская литература, ведь “поэт в России больше, чем поэт”. Конечно, большая часть русской интеллигенции не соглашалась с крайними взглядами народовольцев, эсеров, анархистов, осуждала их средства достижения цели, да и в цели не верила, но всегда выступала за прощение тех, кто оказывался под судом за совершенные преступления, за смягчение приговоров. А следовавшие один за другим политические процессы не только получали “большую прессу”, но и находили почти фотографическое отражение в произведениях литературы и искусства.
Реплика учителя: Великий русский писатель Лесков горестно размышлял: “Сколько жертв, сколько самоотверженного мученичества! Но верна ли сама тактика?” Некоторые писатели сами оказывались под судом за связь с террористами: Серафимович, Бальмонт, Горький, Короленко. Тургенев дружил с Кропоткиным, Лавровым, хлопотал об освобождении Лопатина, восхищался Верой Засулич.
Вопрос: Какими изобразил Тургенев террористов в своих произведениях? (Всему классу предлагается повторить изученные в 10 классе “Стихотворения в прозе” и дать характеристику героине стихотворения “Порог”.)
(Отдельным ученикам (1 – 2) можно заранее предложить прочитать роман “Новь” и дать характеристику главным героям.)
Ответ: В ответах учащихся прозвучит мысль о благородстве и самоотверженности героев-революционеров.
Реплика учителя: Толстой возмущался выстрелом Каракозова, но возмущался и репрессиями против террористов, называя их “лучшими, высоконравственными, самоотверженными, добрыми людьми”. Софью Перовскую называл “какой-то идейной Жанной д`Арк”. Раз пожалев террористов, Толстой уже не мог рисовать их без сочувствия, для него они мученики.
Вопрос: Какими Толстой изобразил революционеров в своём романе “Воскресенье”? (Вопрос предлагается заранее 1 – 2 ученикам, прочитавшим роман “Воскресенье”.)
Ответ: (Ответ должен быть кратким, благородство революционеров нужно подтвердить текстом. Учитель должен следить за тем, чтобы отвечающий не увлекался, не уходил от основной темы.)
Реплика учителя: Ещё более глубоким и трагическим оказалось воздействие революционно-террористических актов на творчество Гаршина. Его “Красный цветок” - гимн “безумству храбрых”. (Рассказ Гаршина изучался в 10 классе, поэтому следующий вопрос адресован всему классу.)
Вопрос: О чем этот рассказ?
Ответ: (краткое содержание рассказа)
Реплика учителя: Неудачная попытка спасти террориста Молодецкого стоила Гаршину психического расстройства. Не мог не сочувствовать гонимым и Короленко (он сам был тесно связан с народовольцами, пережил 4 ареста и ссылку). В 1880г. в камере тюрьмы он написал рассказ “Чудная”, прототипом умирающей революционерки послужила народоволка Улановская.
Вопрос: Какой она предстаёт в рассказе Короленко? (Вопрос ко всему классу, так как рассказ изучается в начале курса в 11 классе.)
Ответ: (Краткая характеристика героини рассказа “Чудная”.)
Реплика учителя: Политические процессы над террористами, жизнь ссыльных, сцены арестов, этапы – все эти сюжеты стали темой и для многих художников. Например, картины Маковского “Осужденный”, Ярошенко “Всюду жизнь”, Репина “Отказ от исповеди”, “Не ждали” и даже пейзаж Левитана “Владимирка”.
Но особенно распространена была во второй половине ХIХ века христианско-народническая аллегория. Образ Христа стал, по выражению Крамского, “иносказательным иероглифом” образа народного заступника.
Вопрос: (Так как данная тема “Образ народного заступника в литературе и в живописи” обсуждалась на уроках литературы и мировой художественной культуры в 10-ом классе, учащиеся знакомились с картинами в Третьяковской галерее и писали работу на эту тему, то вопрос предлагается всему классу.)
(Для наглядности ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 898

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340