Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока литературы в 10-м классе. Двойники Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
Автор(ы): Борискова Божена Борисовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - начать рассматривать систему персонажей, окружающих Раскольникова;
- определить значение образа Лужина для понимания образа главного героя;
- показать, как в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.
Задачи урока: Развивающие: - формировать логическое мышление путем сопоставления героев;
- развивать речь учащихся;
- развивать творческое мышление
Образовательные: - универсальные: формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);
- специальные: формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами)
Воспитательные: - расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям современной литературы, к киноискусству;
- формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.)
Орг. момент, сообщение темы урока | Слайд 1 | Чтение отрывков из Нагорной проповеди Иисуса ХристаНе убий Возлюби ближнего своего, как самого себя Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся | Слайд 2 | Я не зря начала наш урок с чтения Вечной книги. Это Нагорная проповедь Иисуса Христа, которую он произнёс близ города Капернаум. Словам этим 2 тысячи лет, но они живы и актуальны, т.к. говорят о вечном – любви и милосердии к человеку. | Слайд 2 | Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил Достоевский, то мы будем испытывать вечные муки совести. Напротив, если взять за основу деньги, то все становится проще, ощутимей, материальней.Мы говорим о преступлении Раскольникова, совершенное по его же теории. Соотносится ли теория с проповедью? Если нет, в чем разница? Обратитесь к распечатке № 1 | Слайд 3 | Раскольников собирается достичь власти, убив одну никому не нужную старушонку, ибо главное для него – власть. Обратимся к вашему читательскому опыту. О каком герое идет речь? (зачитываю отрывок из "Мёртвых душ",с. 225-226, т.5; Москва, издательство "Правда", 1984 г.). Павел Иванович Чичиков не создаёт теории, но он живёт по принципу: "главное в жизни – копейка. Эта вещь надёжнее всего на свете". Кто из персонажей романа живёт по этому же принципу? | Слайд 15 | Когда мы впервые встречаемся с Петром Петровичем? Что обращает на себя наше внимание в письме? Распечатка № 2. Какие вводные слова использует писатель ("человек, кажется, добрый", "конечно, ни с её, ни с его стороны особенной любви тут нет")? И очень часто встречается слово "как бы". Мать отмечает "прямодушие" Лужина, рассуждающего о женитьбе. Что проповедует Лужин в семейной жизни? Власть над женой. Почему Раскольников убеждён, что этот брак – путь на Голгофу? | Слайд 4 | После заочного знакомства Достоевский представляет нам Лужина, посетившего Раскольникова. Писатель как мастер психологизма рисует мельчайшие детали костюма Лужина. | Слайд 5 | Распечатка № 3. Лужин – нувориш, блестит, как начищенный медный грош, и не только потому, что был "женихом". А почему? Лужин только начал выходить из грязи в князи и внешним блеском пытался подчеркнуть своё новое богатство, своё впервые приобретаемое значение. Поэтому Достоевский главное внимание уделяет одежде и тому, что явилось предметом парикмахерского искусства. В Лужине всё аккуратно, складно, солидно, моложаво, и всё в нём неприятно и отталкивающе. В портрете его есть деталь, подчеркивающая пристрастие к вещам – "бакенбарды в виде двух котлет". Кажется, что Достоевскому доставляет удовольствие рисовать портрет Лужина, но, вчитавшись, замечаем явный сарказм автора. И, описав все детали портрета и наряда Лужина, Достоевский подытоживает "если же и было что-нибудь…действительно неприятное, то происходило это от других причин". Н а какой детали вообще не остановился писатель? Глаза. | | Распечатка № 3. Найдите описание Раскольникова. Какие эпитеты использованы автором? На каком принципе построено описание двух героев? Антитеза, противопоставление. Лужин знал, к кому и куда идёт. Так зачем же он так разоделся? Показать своё превосходство. Посмотрите отрывок фильма (информация о фильме на листочке "Это интересно") и ответьте на предложенный вопрос. | Слайд 6Видеофрагмент № 1 "Лужин у Раскольникова" | А сейчас мы обращаемся к "теории" Лужина (см. распечатку № 1). Каково главное положение этой теории? Возлюби, прежде всех, самого себя. Какую христианскую заповедь намеренно коверкает Лужин? Верите ли вы ему, когда он говорит, что и он "возлюблял, и рвал кафтан пополам, и оба мы оставались наполовину голы"? Говорит ли нам писатель что-нибудь о родных Лужина? Этот человек даже бричку для невесты и её матери нанять не захотел, они 90 верст тащились на телеге, да и делая предложение Дуне, он наверняка знал, что Марфа Петровна оставила ей 3 тысячи рублей, недаром Достоевский употребляет слово "сорвалось у Лужина". В теории Лужина Достоевский вступает в полемику с идеями социал-демократов, отраженными в романе Чернышевского "Что делать?", он отрицал личную выгоду. Давайте представим, что кто-то встал на пути Лужина к достижению цели. Что будет, если кто-то посмеет помешать ему? Он спокойно перешагнет, не испытывая угрызений совести. Так ли это? | Слайд 8Слайд 7 | Давайте сопоставим поведение Дуни и Лужина. Какие мысли рождает это сопоставление? В поведении Дуни – искренность, тактичность, благородство, желание рассудить беспристрастно, уважение к человеку, которому дано "великое обещание", гордость и собственное достоинство. Лужин раскрывает свою грязную и низкую душонку. | Видеофрагмент № 2 “Лужин ссорится с семьей Раскольниковых” | Обратите внимание на лексику, которой автор рисует действия и слова Лужина. Почему он позволяет себе так разговаривать? Подтвердите текстом. "Он слишком надеялся на себя, на власть свою и на беспомощность своих жертв". Недаром и в письме к матери Раскольникова он угрожает: "пеняйте на себя".В чём ещё проявляется низость Лужина? В оскорблении всей семьи: матери, что оболгала его; Раскольникова, что тратит деньги на Соню; Дуню, что была о ней дурная слава | | О чём же думает Лужин, уходя от Раскольниковых? Раскаивается ли он? В чём же себя корит Лужин? Что он ценил в жизни больше всего? | Слайд 9 | ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 857
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|