Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Психологический подход к проблеме сиротства - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Психологический подход к проблеме сиротства


Автор(ы): Котлярова Наталья Анатольевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Актуальность проблемы социального сиротства.

Острый социальный кризис в нашей стране отразился не только на материальном положении семьи, но и на ее нравственном здоровье. Горькой приметой нашего времени стало социальное сиротство. По данным Госкомстата России, в стране в 1998 году насчитывалось более 500 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Известно, что 95% несовершеннолетних детей – сироты при живых родителях. Потеря семьи для ребенка – трагедия, которая травмирует его психику и кардинально меняет его судьбу.

Причины социального сиротства.

  • Рост числа детей, рожденных вне брака.
  • Материальные и жилищные трудности родителей и нездоровые отношения между ними.
  • Негативные явления, связанные с деградацией личности взрослых (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка).
  • Падение нравственных устоев в обществе и др.
Сиротство разрушает эмоциональную связь ребенка с окружающей средой и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития. Так, почти 55% детей-сирот отстают в физическом развитии, у 30% – последствия раннего органического поражения мозга, хронические заболевания, 5% – здоровые.

Последствия социального сиротства в психической жизни ребенка.

Чем раньше ребенок отрывается от семьи, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития:
  • Основной приобретенный дефект – задержка психического развития и искажение личностного развития.
  • Комплекс сложных нарушений эмоционального развития:
– бедность эмоций, трудности в общении, пассивность, трудности адаптации в социуме и др.
У одних наблюдается понижение активности, апатия, интерес к вещам, а не людям.
У других – гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность.
Основная проблема – социально – психологическая неадаптированность детей сиротских учреждений. Им свойственны: инфантилизм, неприятие себя как личности, трудности в общении и понимании других, перегруженность отрицательным опытом (у детей нет образцов позитивного поведения, ценностей семьи).

Причины расстройств физического и психического здоровья детей-сирот.

1. Генетический фактор.
Негативная наследственность (алкоголизм, наркомания, умственная отсталость ребенка).
2. Органический фактор.
Нарушения формирования мозга.
З.Неблагоприятные социально-психологические факторы.
Сверхранний разрыв ребенка с матерью, оставившей новорожденного в роддоме, ведет к психической депривации – определенному психическому состоянию, возникающему в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворять основные жизненные потребности в полной мере и в течение длительного времени.
Таким образом, для полноценного развития у ребенка должны быть удовлетворены базовые потребности в любви, внимании, признании.
Депривация может возникать не только в интернатах, но и в семьях без матери (или с эмоционально холодной матерью), при отсутствии отца (или его отчужденности).
В развитии депривационных нарушений важен возраст ребенка. Например, в младенческом возрасте ведущая линия психического развития – эмоциональное общение ребенка с матерью. Поэтому дети Дома ребенка, не имея возможности удовлетворять эту потребность, растут аутичными, малоэмоциональными, малоподвижными. У них задерживается эмоционально– личностное общение, невыразительная мимика.
Далее такие дети могут или избегать эмоциональных контактов, или быть “прилипчивыми” к новому лицу, но без стойкой эмоциональной привязанности.
Ранний возраст заканчивается кризисом трех лет. В это время ребенок начинает осознавать себя как личность (“Я сам”), ориентируется на требования взрослых, но у детей-сирот нет принятия себя, осознания своих достижений, им не интересны оценки взрослых. К таким детям взрослые относятся как к представителям группы детей, а не как к отдельным личностям. В результате происходит задержка психомоторного и речевого развития, эмоционально-волевой сферы. Дети манипулируют игрушками, а не играют.
В дошкольном возрасте в эмоциональной сфере у сирот наблюдается высокая тревожность, в большинстве случаев – агрессивные тенденции, явные или вытесненные, одиночество, страхи сказочных персонажей, могут быть эйфории или дисфории, депрессии, двигательная расторможенность, скованность, плохо развитый самоконтроль, ригоризм (поведение не соответствует моральным суждениям).
Из-за недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию (не умеют налаживать общение, не умеют сопереживать, есть желание обособляться).
Дети-сироты помогают друг другу, но не умеют любить, делят мир на “свои” и “чужие.”, “мы” и “они”. Из-за неразвитой потребности в любви и признании могут жестко обращаться со сверстниками.
Меры по предупреждению социального сиротства направлены на предотвращение “фоновых” воздействий на семью (осуществляется на уровне государства и общества): устранение нищеты, социальных лишений, помощь многодетным семьям, повышение зарплат и др., предотвращение социального сиротства: работа с семьями повышенного риска, находящимся в социально опасном положении, приемными родителями, выявление жестокого обращения с детьми, подготовка к материнству, работа с матерями – “отказницами” и др.)
Опекуны сталкиваются с проблемой адаптации детей-сирот в новой для них семье, нуждаются в психологической подготовке, знаниях об особенностях детей-деприватов.
В связи с этим в МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, “Центр диагностики и консультирования” города Кунгура в мае 2007 года проводилась диагностика 16 детей из Детского дома, которые были определены в 9 замещающих семей (из них, 11 человек – дошкольники и младшие школьники, 5 человек – подростки).
Обследование детей и подростков проводилось по параметрам:
1. Нервно-психическое (Н-П) состояние (общий эмоциональный фон, энергетика, уровень тревожности, самочувствие, активность, настроение).
Н-П состояние в целом в пределах нормы, скорее хорошее – у 13 человек, ухудшено Н-П здоровье – у 3 человек.
Самооценка Н-П сос...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 861

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340