Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Азот и фосфор — элементы жизни. Урок-игра Счастливый случай. Химия для гуманитариев - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Азот и фосфор — элементы жизни. Урок-игра Счастливый случай. Химия для гуманитариев


Автор(ы): Ивашко Ирина Вадимовна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели.
  • Обобщить знания учащихся о составе и свойствах соединений азота и фосфора.
  • Развить практические умения определять вещества по качественным реакциям.
  • Расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека.
  • Сформировать целостную картину о взаимосвязи веществ живой и неживой природы.
Девиз урока: “Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский)
Предварительная подготовка. Учащиеся по группам готовят творческие отчёты об одном из веществ (азот, аммиак, азотная кислота, нитраты, фосфор). При возможности проведения игры в компьютерном классе рекомендую организовать проектную деятельность учащихся по изучению этих веществ, их роли в жизни человека и общем круговороте веществ живой и неживой природы, а отчёты о проделанной работе подготовить в виде презентаций, например, “Так ли уж безжизнен азот?”, “Военная и мирная жизнь нитратов” и т.д.
Ход игры.
Учитель. Сегодня мы проводим урок под девизом: “Жизнь учит только тех, кто её изучает”, и это не случайно. Вы ещё раз убедитесь, что те вещества, о которых шла речь в данной теме, очень важны в жизни растений и животных, в необходимости изучения свойств этих веществ и действия их на организм. И поэтому все задания, все творческие конкурсы ещё раз убедят вас в единстве природы, в необходимости познания её законов.

1 гейм. Гонка за лидером.

1. Группы представляют творческий отчёт об одном из веществ (азот, аммиак, азотная кислота, нитраты, фосфор). Ответственный – “лидер” группы.
2. Групповой тест (можно индивидуальный).
Тест для команд.
Где больше всего азота:
А) в почве;
Б) в воздухе;
В) в воде;
Г) в космосе.
Каково содержание азота в воздухе:
А) 21%;
Б) 1%;
В) 78%;
Г) 70%.
Какова роль азота воздуха для человека:
А) служит для дыхания;
Б) входит в состав важных биологических веществ;
В) является инертной средой для организма.
Выберите цепочку превращений, по которой азот попадает в почву:
А) N2 NO NO2 HNO3;
Б) N2 NH3 NH4OH;
В) N2 NH3 NO NO2 HNO3.
Выберите формулу аммиака:
А) N2;
Б) NO2;
В) NH3;
Г) HNO3.
Какая реакция называется “дым без огня”:
А) взаимодействие аммиака с водой;
Б) взаимодействие аммиака с кислотой;
В) горение аммиака.
Как в лаборатории можно собрать аммиак:
А) в сосуд, перевёрнутый отверстием вниз;
Б) в сосуд, повёрнутый отверстием вверх;
В) способом вытеснения воды.
Какое соединение входит в состав дымного пороха:
А) KNO3;
Б) NH3;
В) HNO3.
Какое вещество называется “бурый газ”:
А) NO;
Б) NH3;
В) NO2;
Г) N2.
Какой вид фосфора отвечает формуле Р4:
А) красный;
Б) белый;
В) чёрный.
Оценка – 5 (за отчёт) + 10 (за тест) баллов.

2 гейм. Заморочки из бочки.

Группа отвечает на один занимательный вопрос. Номер вопроса вытягивает из бочонка, отсюда и название.
1)
Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
(Азот)
2) А. К. Дойл. “Собака Баскервилей”. “ Стоя рядом с Холмсом, я мельком взглянул на его лицо – бледное, взволнованное, с горящими при лунном свете глазами. И вдруг оно преобразилось: взгляд его стал сосредоточен и суров. В ту же секунду Лейстред вскрикнул от ужаса и упал ничком на землю. Да! Это была собака, огромная, чёрная как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана.
…Чудовище, лежавшее перед нами, поистине могло кого угодно напугать своими размерами и мощью. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
- Фосфор, - сказал я.
- Да, какой-то особый препарат, - подтвердил Холмс.
Вопрос: В чём состоит “химическая” ошибка автора?
3)
У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит.
(Мышьяк)
4)
Найди меня. Я газ. Я прост.
Я рыжий, словно лисий хвост.
Я образуюсь из нитрата,
А в воздухе – из газа-брата.
А если встречусь я с водой, то стану сильной кислотой.
(Диоксид азота, бурый газ)
5)
В печи однажды проклят
Аммония нитрат.
Теперь я газ. Прощай, нитрат!
Признаться, я не рад…
Но ни людей, ни печь я в этом не виню;
Наоборот, развеселю и даже… опьяню!
(Оксид азота (I) – “веселящий газ”)
Оценка – 3 балла и +1 балл за дополнение.

3 гейм Тёмная лошадка.

Задание. Определить в нумерованных пробирках натриевые соли соляной, серной и азотной кислот. Составить соответствующие уравнения реакций.
Оценка – по 1 баллу за правильное распознавание и уравнение, максимально – 6 баллов.
Инструктивная карточка. (Выдаётся слабым группам в случае необходимости)
Качественное определение хлоридов, сульфатов и нитратов.
1. Вам выданы кристаллические вещества. Разделите их на две порции, одну из которых растворите.
2. Ра...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1520

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340