Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Открытый урок-игра по теме: Бионика и экология - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Открытый урок-игра по теме: Бионика и экология


Автор(ы): Фоменко Эмилия Николаевна, преподаватель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока.
Познакомить учащихся с многообразием живых организмов, раскрыть экологические проблемы окружающей среды.
Задачи.
Образовательные
: ознакомить учащихся с методами исследования окружающей среды; сформировать познавательные интересы.
Развивающие: развитие навыков работы с учебниками, научно – популярной литературой, практических умений на живую природу.
Воспитательные: развитие способностей, умений и навыков общения – взаимосогласованных действий во время игры.
Оборудование. Магнитофон, записи “Звуки и голоса рыб”, диафильм “Жизнь рыб”, выставка книг о морских животных, книги Д. Дефо “Робинзон Крузо”, Ж.Верна “Двадцать тысяч лье под водой”, “Пятнадцатилетний капитан”, записи музыки
из к/ф “Человек-амфибия”.
Действующие лица: знаменитые путешественники - Робинзон Крузо, капитан Немо, Дик Сэнд; пираты; животные: Сова, птица Секретарь, Мартышка; жители океана: Нептун, Морской чёрт, водяной, Медуза, русалки, биологи, корреспонденты.
Урок проводится по учебнику Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Москва, Дрофа, 2002 г.
План урока.
  1. Диалог литературных героев.
  2. Морские биологи об экологии вод Мирового океана.
  3. Исследование влияния хлора на обитателей аквариума.
  4. Исследование влияния нефти на перья птиц.
  5. Выход Нептуна со свитой.
  6. Сценка о пропаже у Медузы уха.
  7. Выступление корреспондентов.
  8. Подводная охота “Бей ответом прямо в цель”.
  9. Клёв на уду!
  10. Рассказы Кита Великанова (конкурс рассказов, сочинений, альбомов, поисково – исследовательских работ).
  11. Радиоперекличка морей, озёр, океанов.
Ход урока.
Ведущий. В век географических открытий успешно развивалось кораблестроение и мореплавание. Воды океанов и морей бороздили самые современные для того времени каравеллы. Но и пиратство получало всё большее распространение. Отчаянные и рискованные люди захватывали корабли, груженные золотом, мехами, драгоцен-ностями. Для одних пиратство было родом занятий, другие стремились заслужить прощение, ибо были объявлены вне закона. Прислушаемся к разговору литературных героев.
На сцене появляются участники урока – игры в стилизованных самодельных костюмах. Они выходят из-за обложек книг и начинают разговор о своих проблемах и заботах, объединённых одной темой: люди и море.
Билл Аткинс. Капитан Негоро, что выделаете с часами?
Негоро. Кто это говорит? (Выхватывает пистолет). Отвечайте, если вам дорога жизнь.
Аткинс. Это я, Билл Аткинс, бывалый джентльмен удачи, из романа Д.Дефо “Робинзон Крузо”. Что вы затеяли, сеньор?
Негоро. Сегодня знаменитые путешественники собираются здесь. Но я решил положить конец этому безобразию.
Аткинс. Мой кинжал и мушкет к вашим услугам. Но при одном условии: в первую очередь прикончить Робинзона Крузо. Давно нужно провести полный расчёт. У меня с ним старые счёты по роману Д.Дефо.
Негоро. Успокойся, Билл. Знаменитые капитаны со своими зверями все разом пойдут ко дну. Именно сегодня я ручаюсь за успех. Давно пора положить конец славе знаменитых капитанов. Ведь они, эти мореплаватели, странствуют из века в век, из библиотеки в библиотеку, из урока в урок, оставаясь героями и присваивая себе успех романов.
Аткинс. Да, я знаю, что они должны присутствовать на уроке. Но если за дело взялась миледи из романа А.Дюма “Три мушкетёра”, то, считать, дело у них сорвано. Ведь знаменитые капитаны и мушкетёры – друзья.
Негоро. Вот она!
Кэтти. Джентльмены. Моя госпожа не может покинуть страницы романа. За ней попятам гонятся мушкетёры: Атос, Портос, Арамис и сам Д, Артаньян.
Негоро. Что делать с часами?
Кэтти. Госпожа приказала – пусть часы бьют двенадцать. Капитаны и их звери соберутся в кают – компании в этот вечер, ничего не подозревая.
Аткинс. Прекрасно. Мы их захватим врасплох, наконец, поднимем свой черный флаг.
Кэтти. Нет. Сейчас у нас мало сил, чтобы справиться с ними. За них болеет целый класс.
Ведущий. Негоро отпускает маятник, часы бьют полдень. С последними ударами часов из-за обложек книг появляются литературные герои и звери.
Робинзон Крузо. Начнём перекличку. Я, капитан Робинзон Крузо, из романа Д.Дефо прибыл с необитаемого острова.
Дик Сэнд. Я, пятнадцатилетний капитан, из романа Ж.Верна, имею честь присутствовать в кают – компании.
Капитан Немо. Человек и окружающая среда - одна из самых острых проблем нашего века. Увеличение загрязнений, давно уже затронувших сушу, в настоящее время всё больше ощущает и Мировой океан. С газетных полос всё чаще взывают к нам заголовки “Океан в опасности”.
Дик Сэнд. Норвежский учёный и путешественник Тур Хейердал в докладе на международной конференции по вопросам окружающей среды отмечал: “Для нас было настоящим удивлением, когда мы, дрейфуя на “Ра”, увидели, до какой степени загрязнен Атлантический океан. Мы обгоняли пластиковые сосуды, пустые бутылки, консервные банки. Особенно бросался в глаза мазут. Дрейф длился 57 дней, из них 43 дня мы вылавливали сетью комки мазута”.
Морской биолог. Загрязнение морей и морских берегов нефтепродуктами действительно стало всемирным бедствием. Провели эксперимент. Цель: исследовать влияние нефти и нефтепродуктов на перья птиц. Ватным тампоном нанесли нефть на перья птиц. Вес перьев увеличился, цвет изменился, бензином и спиртом удалить нефть с перьев полностью не удалось. Нефтяная плёнка затрудняет испарение, препятствует проникновению солнечных лучей. Нефть губит рыб, морских птиц, млекопитающих. Ещё большую опасность представляют коварные невидимки – радиоактивные изотопы, попадающие из атмосферы. Источник загрязнения Мирового океана может быть с первого взгляда совершенно неожиданным, например, автотранспорт. Тетраэтил свинец, добавляемый в бензин, поступает с выхлопными газами в атмосферу, затем попадает с осадками в океан. В настоящее время содержание свинца в океанических водах северного полушария в 5-6 раз выше нормы.
Ведущий. В разговор вступает другой биолог.
Исследователь-биолог. Я вёл наблюдение за рыбками. Цель исследования: влияние хлора на обитателей аквариума. Вода заливалась в аквариум в первом случае прямо из-под крана; во втором – из колодца; в третьем – из природного водоёма. Во всех случаях рыбки в аквариуме погибли. Почему? Водопроводная вода насыщена хлором; вода из колодца имеет повышенную жесткость; вода из природного водоёма может содержать возбудителей инфекционных заболеваний. В контрольном варианте (вода отстаивалась двое суток) аквариумные рыбки живы. При замене воды в неё был добавлен перманганат калия. Вывод: на рост и воспроизводство рыб в аквариуме влияют наличие в воде хлора, кислотность и жёсткость воды, температура и освещенность.
Капитан Немо. Список веществ, загрязняющих океан, растёт. Это происходит
оттого, что человек вторгается в среду, законы которой он не всегда знает и часто не считает нужным уважать; нарушается биологическое равновесие, и, как следствие грубого, бездумного вмешательства в легкоранимый мир, всё живое оказывается под угрозой гибели.
Ведущий. Внимание! Внимание! Мы во дворце повелителя морей и океанов Нептуна. Выходит Нептун со свитой – Водяным, морским чёртом, русалками. Звучит музыка из к/ф “Человек – амфибия”.
Нептун. Я должен сообщить о чрезвычайном происшествии: у Медузы украли ухо!
Русалки. Какой ужас! Надо сообщить куда следует
Нептун. Это необычная кража, а вопиющее нарушение патентного права.
Водяной. А что это такое?
Русалки. Патентное право – закон, который охраняет права изобретателей и защищает их приоритет.
Морской чёрт. Это кто же изобретатель – уж не Медуза ли? Кусок студня, а туда же…
Нептун. Вы спрашиваете, кто изобретатель? Величайший творец всего и вся – Природа.
Русалки. Дорогая Медуза, расскажите поподробнее об этом преступлении.
Медуза. Жизнь свою провела я скромно, обхожусь малым – зонтик и бахрома. Простая я, прозрачная. Но есть у меня нечто такое, что от прапрапрапрапрабабушки досталось, - это ухо, сосудик круглый под зонтиком моим, на стебельке висит, а в сосуде камешки. Разглядели?
Водяной. Что-то на ухо не похоже.
Медуза. (Обиженно)Как же не ухо? Ведь я им слышу. Если буря где поднимается, я голос её задолго слышу, часов за пятнадцать до того, как сама она объявится. Сосуд звучать начинает, гудеть, камешки колышутся и на нервные клетки давят. И я подальше от берега отплываю, чтоб водой меня о камни не разбило. А человек голоса бури не слышит, узнает о ней по барометру, часа за два. Узнать – то узнает, а приготовится к встрече не успевает. Вот и подглядел он, какое у меня ухо, и сделал похожее. Не хорошо это, не по чести.
Человек. Уважаемый владыка морей, вы правы. Величайший изобретатель – Природа. Но я не крал уха уважаемых Медузы и Тюленя. Я обдуманно, преднамеренно, с заранее поставленной целью в больших масштабах сравниваю живые организмы со своими приборами. Сравнение оказалось не в пользу машин. Убедившись в своём отстаивании, я создал бионику.
Русалки. А что это такое?
Человек. Бионика – особая наука. Её девиз: живые организмы – ключ к новой технике.Пятьдесят лет назад я сделал гидрофон.
Медуза. А что это такое?
Корреспондент газеты “Тайны морей”. Гидрофон – это подводный микрофон, или, говоря образно, искусственное подводное ухо <Рисунок 1>. Именно с помощью гидрофона человек убедился в том, что обитатели подводного мира вовсе не немые. Но когда искусственное подводное было установлено под днищем корабля, то во время его хода шум водяных струй заглушал все другие звуки. И тогда человек спросил себя: почему же шум водяных струй не мешает слышать Тюленю, когда он держится под водой? Подробно изучив устройство уха, он обнаружил специальный ушной обтекатель.
Морской чёрт. Уважаемый Нептун, почему вы позволили человеку скопировать конструкцию обтекателя? У кого, наконец, украли ухо – у Медузы или у Тюленя.
Русалки. Человек бесцеремонно присвоил немало изобретений Природы…
Нептун. Многоуважаемые обитатели Мирового океана! Человек успел использовать лишь ничтожную долю наших технических секретов. Необходимо объединиться и создать организацию, которая защитит приоритет нашей великой матери – Природы, ведь мы её полномочные представители, не так ли? (Животные шумят: “Конечно, так”.) Я уже продумал: мы назовём эту организацию Комитетом охраны авторских прав Природы, сокращенно – КОАПП. Главная задача КОАППа – оформить патенты и авторские свидетельства на замечательные устройства, которыми на...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2255

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340