Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Край ты мой, родимый край! - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Край ты мой, родимый край!


Автор(ы): Калачева Ида Алексеевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • понимания лирического героя;
  • умение сопоставлять стихотворения, посвященные разным явлениям природы, определенному времени года;
  • проследить, как описывается то или иное время года разными поэтами и различными художниками;
  • привить любовь к поэзии, отношение к природе.
Оборудование урока: музыкальные записи П. И Чайковского “ Времена года”, записи “голосов природы”, репродукции картин художников-пейзажистов, портреты поэтов.
Методические приемы: рассказ учителя, навыки выразительного чтения, устное рисование.
ХОД УРОКА
Каждый любит природу по-своему и как может.
К. Паустовский

1. Звучит музыка П. И Чайковского “ Времена года”. На фоне музыки учитель читает стихотворение М Исаковского.
Весна, весна кругом живет и дышит
Весна, весна шумит со всех сторон!
Взлетел петух на самый гребень крыши,
Да так поет, что слышит весь район…
- О чем это стихотворение?
- Любите ли вы читать стихи о природе?
- В каждом из учебников литературы включены поэтические странички, посвященные родной природе. Высокая поэзия классиков XIX и XX вв. оставляет в нашей душе светлые образы описаний жизни природы в различные времена года – осени и зимы, весны и лета, а вместе с ними и особого настроения поэтов, которое передается читателю.
2. Литературная викторина.
- Попробуйте определить автора текста. Какие настроения передает?
Еще в полях белеет снег
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег
Бегут и блещут и гласят… (Ф. Тютчев)
Ласточки пропали, // А вчера зарей // Все грачи летали
Да, как есть, мелькали // Вон над той горой… (А. Фет)
Слушают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!.. (С. Есенин)
3. Слово учителя.
- Много ли вы знаете поэтов, которые еще писали о родной природе?
- Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Никитин, Алексей Толстой, Яков Полонский, Сергей Есенин …
Всех этих поэтов объединяет чувство любви к родному краю, к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы. Любовь к родной природе, к стихотворным и прозаическим, музыкальным и живописным произведениям, посвященным этой теме, сближает для нас воедино имена А.Пушкина и И.Левитана, М Лермонтова и П Чайковского и других художников-пейзажистов, музыкантов, поэтов.
- Так ли происходит с вами?
- Почему огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения? Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями.
- Как же подобное происходит в поэзии? Мы попытаемся сегодня в этом разобраться.
А для начала небольшой музыкальный пример.
(Поочередно включается фрагмент “ звуки природы”– ветер, шум моря, океана, а затем фрагмент из “ Времен года” Чайковского)
- Есть ли в этих записях разница в восприятии природы? (В звуках природных явлений воспроизведены непосредственно звуки природы, а в пьесах Чайковского – восприятие этих звуков человеком, передача его отношения к явлениям природы)
- Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передает свое мироощущение, настроение, отношение к миру и людям)
В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский.
4. Сообщение ученика.
1 ученик – краткая биографическая справка.
2 ученик читает стих наизусть “ Приход весны”.
5. Работа с текстом стихотворения.
-
С чем сравнивает поэт приход весны? (С жизнью души)
- Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа)
- Какие человеческие чувства “ вплетаются” в содержание стихотворения?
- Какой из весенних пейзажей, по-вашему, мог бы стать иллюстрацией к стихотворению?
(Устное словесное рисование)
А.К. Толстой
- Прочитайте текст стихотворения “ Край ты мой, родимый край!”
- Какое чувство стремится выразить поэт в стихотворении?
- Какую роль здесь играет восклицание “Гой ты!”?
- С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация?
- В каком значении употреблено слово “воля”? (Простор)
- Какие синонимы вы подберете к нему? Какие слова-образы стихотворении вы свяжете с этим понятием ?
7. Учитель читает наизусть стихотворение А К Толстого “ Благовест”.
8. Словарная работа.
Благовест –
“ благая весть”, то есть “ добрая”, “ хорошая” весть – колокольный звон перед началом церковной службы.
Благостный – приносящий благо, приятный успокаивающий.
Каяться –1 – исповедоваться в грехах ( откровенно рассказывать о них с целью очиститься); 2 – сожалея, признавать свою вину, ошибку.
Отрекаюсь – отказываюсь.
9. Обсуждение стихотвор...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 782

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340