Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Край ты мой, родимый край!
Автор(ы): Калачева Ида Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - понимания лирического героя;
- умение сопоставлять стихотворения, посвященные разным явлениям природы, определенному времени года;
- проследить, как описывается то или иное время года разными поэтами и различными художниками;
- привить любовь к поэзии, отношение к природе.
Оборудование урока: музыкальные записи П. И Чайковского “ Времена года”, записи “голосов природы”, репродукции картин художников-пейзажистов, портреты поэтов. Методические приемы: рассказ учителя, навыки выразительного чтения, устное рисование. ХОД УРОКА Каждый любит природу по-своему и как может. К. Паустовский 1. Звучит музыка П. И Чайковского “ Времена года”. На фоне музыки учитель читает стихотворение М Исаковского. Весна, весна кругом живет и дышит Весна, весна шумит со всех сторон! Взлетел петух на самый гребень крыши, Да так поет, что слышит весь район… - О чем это стихотворение? - Любите ли вы читать стихи о природе? - В каждом из учебников литературы включены поэтические странички, посвященные родной природе. Высокая поэзия классиков XIX и XX вв. оставляет в нашей душе светлые образы описаний жизни природы в различные времена года – осени и зимы, весны и лета, а вместе с ними и особого настроения поэтов, которое передается читателю. 2. Литературная викторина. - Попробуйте определить автора текста. Какие настроения передает? Еще в полях белеет снег А воды уж весной шумят Бегут и будят сонный брег Бегут и блещут и гласят… (Ф. Тютчев) Ласточки пропали, // А вчера зарей // Все грачи летали Да, как есть, мелькали // Вон над той горой… (А. Фет) Слушают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый, Край ты мой родной!.. (С. Есенин) 3. Слово учителя. - Много ли вы знаете поэтов, которые еще писали о родной природе? - Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Никитин, Алексей Толстой, Яков Полонский, Сергей Есенин … Всех этих поэтов объединяет чувство любви к родному краю, к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы. Любовь к родной природе, к стихотворным и прозаическим, музыкальным и живописным произведениям, посвященным этой теме, сближает для нас воедино имена А.Пушкина и И.Левитана, М Лермонтова и П Чайковского и других художников-пейзажистов, музыкантов, поэтов. - Так ли происходит с вами? - Почему огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения? Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями. - Как же подобное происходит в поэзии? Мы попытаемся сегодня в этом разобраться. А для начала небольшой музыкальный пример. (Поочередно включается фрагмент “ звуки природы”– ветер, шум моря, океана, а затем фрагмент из “ Времен года” Чайковского) - Есть ли в этих записях разница в восприятии природы? (В звуках природных явлений воспроизведены непосредственно звуки природы, а в пьесах Чайковского – восприятие этих звуков человеком, передача его отношения к явлениям природы) - Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передает свое мироощущение, настроение, отношение к миру и людям) В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. 4. Сообщение ученика. 1 ученик – краткая биографическая справка. 2 ученик читает стих наизусть “ Приход весны”. 5. Работа с текстом стихотворения. - С чем сравнивает поэт приход весны? (С жизнью души) - Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа) - Какие человеческие чувства “ вплетаются” в содержание стихотворения? - Какой из весенних пейзажей, по-вашему, мог бы стать иллюстрацией к стихотворению? (Устное словесное рисование) А.К. Толстой - Прочитайте текст стихотворения “ Край ты мой, родимый край!” - Какое чувство стремится выразить поэт в стихотворении? - Какую роль здесь играет восклицание “Гой ты!”? - С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация? - В каком значении употреблено слово “воля”? (Простор) - Какие синонимы вы подберете к нему? Какие слова-образы стихотворении вы свяжете с этим понятием ? 7. Учитель читает наизусть стихотворение А К Толстого “ Благовест”. 8. Словарная работа. Благовест – “ благая весть”, то есть “ добрая”, “ хорошая” весть – колокольный звон перед началом церковной службы. Благостный – приносящий благо, приятный успокаивающий. Каяться –1 – исповедоваться в грехах ( откровенно рассказывать о них с целью очиститься); 2 – сожалея, признавать свою вину, ошибку. Отрекаюсь – отказываюсь. 9. Обсуждение стихотвор...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 782
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|