Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Отходы — в доходы, или Что несет мусорный ветер? - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Отходы — в доходы, или Что несет мусорный ветер?


Автор(ы): Гуммель Марина Юрьевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Участвующие лица:
  1. Учитель.
  2. Защитники природы – 2 человека.
  3. Экологи – 3 человека.
  4. Ученые – 3 человека.
  5. Гость из Германии (инвестор).
  6. Гость из Японии.
  7. Инвестор из Испании.
  8. Губернатор.
Наглядность.
  1. Рисунки и плакаты учеников, поделки с использованием мусора, экологические лозунги.
  2. Бейджики с обозначением героя, для гостей – флаги стран.
  3. Таблица “Количество ТБО от различных объектов и учреждений”.
Для игры.
Четыре контейнера с цветными значками. Раздаточный материал – что должно лежать в каждом контейнере, согласно цвету.
Учитель. Вашим первым домашним заданием было сочинение на тему: “Каким я хотел бы видеть наш город”? Многие из вас писали о чистоте наших улиц, о том, что мусор заполонил наш город, с каждым днем приближая мусорную катастрофу. В своих работах вы пытались, пусть по-детски, найти пути решения этой проблемы.
Сегодня мы рассмотрим столь животрепещущую тему более серьезно. Выясним причины образования огромного количества мусора, вопросы цивилизованной утилизации, пути возврата мусора в качестве вторичного сырья.
Учитель. Вся наша жизнь окружена вещами, рядом с нами они проживают свою долгую или мимолетную жизнь, принося нам пользу или просто радуя нас. Вещи служат нам, бывает всего несколько секунд, а бывает целую вечность. Одни мы бережно храним, другие выбрасываем не задумываясь. Одни вещи жизненно необходимы, другие лишь эквивалент статуса. Но каждая из вещей, рано или поздно, оказывается на свалке. Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без благ цивилизации, забывая о том, что многие из этих благ чужды природе. Чем лучше живет человек, тем больше мусора на планете! С тех пор, как существуют города, существует проблема утилизации бытовых отходов.
Защитник природы №1. Еще недавно в России полиэтиленовые пакеты были ценным предметом домашнего обихода. Их стирали, сушили на веревочках. Пластиковые и жестяные баночки и бутылки были редкостью. Их мыли, хранили и использовали многократно.
Защитник природы №2. Но прогресс сделал свое дело. Мы привыкли к легким и удобным одноразовым упаковкам. Нашествие одноразовой тары, плюс разруха в наших головах, все это превратилось в настоящее мусорное бедствие для России.
Защитник природы №1. Первыми нашествие мусора ощутили города. Не избежали печальной участи знакомства с цивилизацией леса и реки, ведь россияне так любят “отдохнуть на природе”!
Защитник природы №2. А отдохнуть большинство представляют себе так:
  • Выбрать поляну покрасивее и почище - расположиться на ней с максимальным комфортом.
  • Костер – выжигающий растительность, провоцирующий лесные пожары.
  • Магнитофон – заглушающий пение птиц и разгоняющий все зверье в округе. И, конечно, богатый ассортимент напитков и закусок, следовательно, большое количество мусора.
Защитник природы №1. Вы наверняка десятки раз видели компании, отдыхающие таким образом.
Пример:
Замусоренная поляна (на зеленом полотне разложен мусор: металлические, стеклянные, пластиковые бутылки, коробки из под сока, лампочки и батарейки от фонарика, жидкость для розжига, газета, апельсиновая кожура, пластиковые тарелки.)
Защитник природы №1. Припомните, часто ли вы видели, чтобы “наотдыхавшаяся” всласть компания собрала за собой весь мусор и унесла его с собой?
Маленькая помоечка кажется незначительной, но, соединяясь с другими – становится стихийным бедствием. Дело не только в том, что мусор выглядит неэстетично, он в прямом смысле слова, отравляет нашу жизнь.
Защитник природы №2. Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия всей планеты. На каждого из 6 млрд. жителей Земли приходится около 1 тонны мусора в год. Если свалить накопившийся за год мусор в одну кучу, то образовалась бы гора высотой с Эльбрус.
Эколог №1. Одна из сторон жизни города – образование и накапливание огромного кол-ва твердых, жидких и газообразных отходов. Жидкие отходы просачиваются через грунт и загрязняют источники питьевой воды. Систематическое использование загрязненной воды приводит к резкому снижению иммунитета - здоровья.
Учитель. А здоровье – самое главное, что есть у человека!
Эколог №2. Газообразные – вызывают смог, отравляя все живое ядовитыми парами.
Эколог №1. Огромная проблема – твердые отходы в России накопилось 55млн тонн бытовых отходов, и это только на зарегистрированных свалках. Почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5км от свалок.
Учитель. Рассмотрим таблицу. Опираясь на данные, приведенные в таблице, мы можем представить, какое количество мусора образуется ежегодно. В таблице дано ориентировочное количество твердых бытовых отходов от различных объектов и учреждений.
Таблица
Количество твердых бытовых отходов от различных объектов и учреждений

Объект Среднегодовое количество отходов (кг)
Детский сад, ясли (на 1 место)Школа, техникум, институт (на 1 учащегося)
Театр, кинотеатр (на 1 место)
Учреждение (на 1 сотрудника)
Продовольственный магазин (на 1кв.м. торговой площади)
Промтоварный магазин (на 1 кв.м. торговой площади)
Рынок (на 1 кв.м. торговой площади)
Вокзал, автовокзал, аэропорт (на 1 кв.м. площади)
95
19
30
40
160
30
18
125
Учитель. Обратите внимание - на одного учащегося института или школы приходится 19 кг мусора в год, в нашей школе обучаются 1250 учеников, 24 тонны мусора - какая огромная мусорная гора.
Эколог №2. Основную массу твердых отходов (74%) составляет бумага и пищевые отходы, пластмассы и синтетические вещества. Сжигать их нельзя т.к. они выделяют токсичные вещества.
Эколог №1. Каждая свалка занимает примерно 6га земли – в целом по стране 20 тыс.га. А ведь эти площади могли использоваться для застройки или сельского хозяйства.
Часть бывших свалок, оказавшихся в черте города, застраивается жилыми кварталами. Но там продолжает выделяться БИОГАЗ – создается взрывоопасная и пожароопасная ситуация.
Учитель. Хотелось бы вам жить в таких новостройках?!
Ученики. “НЕТ!”
Учитель. Но, может быть, кому-то свалки нравятся? Стали “родным домом”?
Защитники природы (вместе): Свалки у населенных пунктов, особенно в больших городах, становятся основным местом сбора и корма для многих птиц и млекопитающих. Здесь проживают большое количество крыс, мышей, кошек и собак. На свалках их привлекают пищевые отходы. Гоняться за живой добычей эти животные просто отвыкают, их полностью устраивают отбросы человеческого стола. Эти животные становятся переносчиками различных инфекционных заболеваний.
Ученик. Предлагаю выход – закопаем весь мусор – чистенько!!!
Учитель. Что же, может быть это и выход? Давайте проконсультируемся у специалистов.
Эколог №2. Среди твердых бытовых отходов есть опасные специальные отходы, которые нельзя хранить вместе с другими, необходимо уничтожать по специальной технологии.
Батарейки и лекарства, термометры и перегоревшие лампы дневного света, остатки лака, клея, краски, дезодоранта – все это специальные отходы.
Учитель. Давайте посмотрим, есть ли такие отходы на нашей “помоечке”?
Ученики. Да, есть – лампочки, батарейки, жидкость для розжига.
Эколог №1.Один выброшенный свинцовый аккумулятор содержит 9,5 кг свинца.
Учитель. В городах десятки тысяч машин, и в каждой аккумулятор, который служит, в среднем 1,5-2 года. Только представьте, какое количество аккумуляторов ежегодно оказывается на свалке.
Эколог №1. Опасность представляют электрические батарейки и люминесцентные лампы. Один крупный город выбрасывает за год 50 млн. батареек, в каждой лампочке от 80 до 120 мг ртути - так на свалки попадают десятки тонн ртути.
Учитель. Мы выяснили, что закапывать весь мусор нельзя. Что же тогда делать?
Ученый №1. Проблема утилизации мусора актуальна для всех стран. Создавались полигоны для мусора, строились заводы для сжигания мусора, но эффективность подобных методов невысока: в атмосферу выбрасывались токсичные вещества.
Ученый №3. Мы работаем над разными видами технологий, позволяющими из отходов получать полезные продукты. Во многих странах существует особая система сбора бытовых отходов. Обычно используют отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, опасных веществ. Это экономит средства и энергию при их переработке. Отдельные виды мусора не уничтожаются, а перерабатываются в полезные вещи.
Ученый №2. Австрийские ученые выяснили, что рацион овцы на 60% может состоять из бумажного мусора, насыщенного питательными веществами.
Химики доказали, что добавление в асфальтную массу пластика улучшает качество дорожного покрытия. Асфальт не растрескивается от холода, не размягчается от жары.
Мы работаем над созданием упаковок из полимера способного разлагаться в почве в течение года.
Учитель. Значит, проблема мусора актуальна для всего мира и каждая страна ищет рациональный выход из этой ситуации. Попросим наших гостей поделиться опытом.
Гость из Германии (инвестор): У нас в Германии впервые была внедрена система раздельного сбора и сортировки отходов.
Существует 4 вида контейнеров:
1. Серый – бумага, газеты, журналы, картон.
2. Желтый – банки, бутылки, пластик, металл.
З .3еленый – пищевые отходы.
4. Черный – опасные отходы.
Каждый житель может сделать выбор: разложить по отдельным контейнерам, либо сваливать все вместе, но тогда плата за несортированный мусор в 5 раз выше.
Нель...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1889

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340