Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме Кому нужна совесть? - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме Кому нужна совесть?


Автор(ы): Василенко Ольга Владимировна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Класс: 10
Оборудование: столб объявлений, интерактивная доска, раздаточный материал (см. приложение)
Форма работы: групповая
Цель: формирование умений анализировать тексты разных стилей как основа подготовки к написанию сочинения по прочитанному тексту.
Тема: Кому нужна совесть?
Ход урока
I. Актуализация темы.
Учитель делает вид, что что-то потерял, озирается вокруг. Наконец находит под партой узелок с надписью “Совесть”.
Слово учителя: Нашлась пропажа. Не было ее, есть ли она? Не все ли равно. Где ей место? На полу в узелке? Или в душе человека? Нужна ли она человеческому обществу в целом и отдельному человеку в частности? – Это круг вопросов, на которые мы попытаемся ответить сегодня.
II. Лексическая работа по выявлению базовых знаний.
Проверка домашнего задания.
Действия учителя Действия учеников
Организация выступлений групп учеников. Выдача раздаточного материала: бланков “Лист сбора информации”. Цель: подготовить к написанию сочинения по заданному тексту (домашнее задание) 1группа. Представление результатов работы со словом “совесть” по этимологическому и словообразовательному словарям.
2 группа. Сообщение “Лексическое значение слова “совесть”. (Толковый словарь С.Ожегова, энциклопедия “Познай себя”).
3группа. Демонстрация результатов работы по поиску фразеологизмов со словом “совесть”. (Словарь фразеологизмов)
4 группа. Демонстрация творческих работ (в жанре эссе) на тему: “Что значит жить по совести?”. *группы могут представить свою работу в виде компьютерных презентаций.
В ходе выступления все ученики должны заполнить 1 этап бланка “Лист сбора информации”
III. Совесть и человек. Размышление над проблематикой сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Пропала совесть”.
Совесть пропала
1. Слово учителя: Представим на время, что совесть исчезла, пропала. Произведение какого автора так и называется “Пропала совесть”?
2. На интерактивной доске появляется портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Чтение начала сказки подготовленным учеником (наизусть).
4. Работа учеников со вторым этапом бланка “Лист сбора информации”.
Совесть ищет хозяина.
1.Слово учителя: почему же совесть несчастна? Может потому, что у нее нет хозяина? А если хозяин появится, сумеет ли она сделать его счастливым? Итак, совесть поднял горький пьяница, затем он ее всучил хозяину кабака, жена которого затем потихоньку подсовывает совесть квартальному надзирателю. В конце концов, совесть очутилась у богатого банкира.
2. Задание по группам: сформулировать мысли, душевные порывы, вопросы к себе, к обществу человека, у которого совести не было, но вдруг она появилась. (Узелок с совестью по ходу выступления передается от группы к группе)
  • 1 группа. Горького пьяницы.
  • 2 группа. Хозяина кабака, торгующего спиртным.
  • 3 группа. Квартального надзирателя, нагло взимающего дань со всех продавцов на базаре.
  • 4 группа. Очень скупого и богатого финансиста, банкира.
3. Слово учителя: Какой художественный прием использует М.Е. Салтыков-Щедрин? Совесть никому не нужна?
1.Слово учителя: Стало ли жить с совестью легче и лучше?
М.Е. Салтыков-Щедрин, описывая состояние горького пропойцы, говорит: “Есть на свете горесть, лютейшая всех горесть, - это горесть внезапно обретенной совести”. Чтение отрывка подготовленным учеником со слов: “И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть…” и до “Что же я с тобой буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? ” В каких словах отрывка выражается горесть?
2. Сказка не закончена. Задание группам: придумать финал сказки.
3. Прослушивание вариантов учеников. Чтение учителем авторского варианта финала сказки.
4. Слово учителя: оправдались ли надежды великого сатирика? Стала ли совесть сильной и всеобъемлющей настолько, чтобы победить “все неправды, коварства и насилия”?
IV. Совесть и общество. Размышление над проблематикой статьи Ф.Искандера. (Эта статья является исходным текстом для одного из вариантов ЕГЭ. Цель работы: анализируя этот текст,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 847

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340