Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме Кому нужна совесть?
Автор(ы): Василенко Ольга Владимировна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Класс: 10 Оборудование: столб объявлений, интерактивная доска, раздаточный материал (см. приложение) Форма работы: групповая Цель: формирование умений анализировать тексты разных стилей как основа подготовки к написанию сочинения по прочитанному тексту. Тема: Кому нужна совесть? Ход урока I. Актуализация темы. Учитель делает вид, что что-то потерял, озирается вокруг. Наконец находит под партой узелок с надписью “Совесть”. Слово учителя: Нашлась пропажа. Не было ее, есть ли она? Не все ли равно. Где ей место? На полу в узелке? Или в душе человека? Нужна ли она человеческому обществу в целом и отдельному человеку в частности? – Это круг вопросов, на которые мы попытаемся ответить сегодня. II. Лексическая работа по выявлению базовых знаний. Проверка домашнего задания. Действия учителя | Действия учеников | Организация выступлений групп учеников. Выдача раздаточного материала: бланков “Лист сбора информации”. Цель: подготовить к написанию сочинения по заданному тексту (домашнее задание) | 1группа. Представление результатов работы со словом “совесть” по этимологическому и словообразовательному словарям. | 2 группа. Сообщение “Лексическое значение слова “совесть”. (Толковый словарь С.Ожегова, энциклопедия “Познай себя”). | 3группа. Демонстрация результатов работы по поиску фразеологизмов со словом “совесть”. (Словарь фразеологизмов) | 4 группа. Демонстрация творческих работ (в жанре эссе) на тему: “Что значит жить по совести?”. *группы могут представить свою работу в виде компьютерных презентаций. | В ходе выступления все ученики должны заполнить 1 этап бланка “Лист сбора информации” | III. Совесть и человек. Размышление над проблематикой сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Пропала совесть”. Совесть пропала 1. Слово учителя: Представим на время, что совесть исчезла, пропала. Произведение какого автора так и называется “Пропала совесть”? 2. На интерактивной доске появляется портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина. 3. Чтение начала сказки подготовленным учеником (наизусть). 4. Работа учеников со вторым этапом бланка “Лист сбора информации”. Совесть ищет хозяина. 1.Слово учителя: почему же совесть несчастна? Может потому, что у нее нет хозяина? А если хозяин появится, сумеет ли она сделать его счастливым? Итак, совесть поднял горький пьяница, затем он ее всучил хозяину кабака, жена которого затем потихоньку подсовывает совесть квартальному надзирателю. В конце концов, совесть очутилась у богатого банкира. 2. Задание по группам: сформулировать мысли, душевные порывы, вопросы к себе, к обществу человека, у которого совести не было, но вдруг она появилась. (Узелок с совестью по ходу выступления передается от группы к группе) - 1 группа. Горького пьяницы.
- 2 группа. Хозяина кабака, торгующего спиртным.
- 3 группа. Квартального надзирателя, нагло взимающего дань со всех продавцов на базаре.
- 4 группа. Очень скупого и богатого финансиста, банкира.
3. Слово учителя: Какой художественный прием использует М.Е. Салтыков-Щедрин? Совесть никому не нужна? 1.Слово учителя: Стало ли жить с совестью легче и лучше? М.Е. Салтыков-Щедрин, описывая состояние горького пропойцы, говорит: “Есть на свете горесть, лютейшая всех горесть, - это горесть внезапно обретенной совести”. Чтение отрывка подготовленным учеником со слов: “И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть…” и до “Что же я с тобой буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? ” В каких словах отрывка выражается горесть? 2. Сказка не закончена. Задание группам: придумать финал сказки. 3. Прослушивание вариантов учеников. Чтение учителем авторского варианта финала сказки. 4. Слово учителя: оправдались ли надежды великого сатирика? Стала ли совесть сильной и всеобъемлющей настолько, чтобы победить “все неправды, коварства и насилия”? IV. Совесть и общество. Размышление над проблематикой статьи Ф.Искандера. (Эта статья является исходным текстом для одного из вариантов ЕГЭ. Цель работы: анализируя этот текст,...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 847
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|