Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Познавательно–развлекательная игра Театральная мозаика. 5–7-е классы


Автор(ы): Маринчак Елена Николаевна, учитель ИЗО, МХК

Цель мероприятия:
  • познакомить учащихся с историей создания театра, с театральными профессиями, расширить кругозор учащихся;
  • развивать творческую инициативу, коммуникативные способности, образное мышление школьников;
  • воспитывать уважение к людям творческих профессий, воспитывать настоящего “зрителя”, что особенно важно в местах, отдаленных от театральных центров.
Реквизиты:
  • маски Комедии и Трагедии;
  • карта мира;
  • маски для призов за участие в конкурсах.
Реквизиты для конкурсов:
  • таблички с надписями “лес”, “пустыня”, “берег моря”, “дворец”, “узкая пещера”, “высокая гора”;
  • 2 рулона туалетной бумаги, 2скотча, упаковочная бумаг;
  • театральный грим или акварельные краски;
  • элементы костюмов (маски, шарфы, платки,…)
Технические средства:
ноутбук, мультимедиапроектор, презентация “Театральная мозаика”.
Приложение
Действующие лица:
Ведущая 1
Ведущая 2 Трагедия
Ведущая 3 Комедия
Колдун
Ведущая 1. Здравствуйте, уважаемые педагоги и школьники! Властью мне данной, сегодня я хочу посвятить вас в зрители! Но для этого нам с вами предстоит совершить путешествие в далекий и таинственный мир театра.… Когда-то, давным-давно, это начиналось…
На сцене появляются ведущая 2 в костюме Трагедии и ведущая 3 в костюме Комедии.
В горах, на скале, все о мщенье мечтая, сидела Трагедия, худая и злая.
А рядом Комедия сидела, все песенки пела да пряники ела.
С утра, собирая плоды и коренья, они отдыхали у горных озер,
Ведя меж собой нескончаемый спор, с улыбкой одна, другая с презреньем.
Одна говорила:
Ведущая 2. (Трагедия)
На свете нужны трагедии, тайны да острый кинжал,
И чтобы за ширмой герой умирал!
Ведущая 3(Комедия) Другая кричала: “Зачем же кинжал?!
Удачи, успеха, красивой мечты,
чтоб люди смеялись, порвав животы!”
Ведущая 2. (Трагедия)
Жить надо умело, хитро и с умом.
Где надо – убить, отравить иль повесить,
Ударить, отнять, подзатыльник отвесить.
Ведущая 3. (Комедия)
А я не согласна бессовестно жить!
Попробуй быть доброй, людей веселить!
Ведущая 2. (Трагедия)
Быть доброй?! Зеленая дичь, чепуха!
Да есть ли что лучше, чем радость греха?!
Ведущая 1.
Однажды такой они подняли крик, что в гневе проснулся косматый старик –
Великий колдун, раздражительный дед, проспавший в пещере 3 тысячи лет.
Колдун.
И рявкнул старик: “Это что за война?! Я вам покажу, как будить колдуна!
Так вот, чтобы кончились ваши раздоры, я сплавлю вас вместе на все времена!”
Ведущая 1.
Комедию взял он одною рукою, схватил он Трагедию рукою другою
И бросил в кувшин их зеленый, как море. А следом туда же и радость, и горе,
И верность, и злость, доброту и дурман, и чистую правду, и подлый обман.
Едва он поставил кувшин на костер, дым взвился над лесом, как черный шатер.
Все выше и выше, до горных вершин…
Старик с любопытством глядит на кувшин:
Когда переплавится все, перемучится, какая же там чертовщина получится?!
Кувшин остывает, и опыт готов… И вдруг он распался на сотни кусков,
Красивое зарево вдруг поднялось, и чудо театра тогда родилось!
Ведущая 2. Да, именно так все и было, а, может и не так… Ведь театр – это игра. Каждый из нас всю свою жизнь играет свои игры, исполняя разные роли… Скажите, сколько вы ролей в своей жизни играете? Дома? В школе? А во дворе, на улице? Значит, каждый из вас – актер со своей сценой и зрителями. Один из главных элементов театра – игра. С нее все и началось…
Возникло театральное искусство давно – на заре человеческой культуры и развивалось вместе с развитием самого человечества.
Ведущая 3. Но традиционно местом рождения театра принято считать Древнюю Грецию. Ведь именно там появились слова “театр”, “актер”, “сцена”, и другие. Поэтому давайте отметим первым место действия на нашей карте Грецию. Греки подарили миру и новый вид литературы – драматургию. На сцене древнегреческих театров играли трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана… В исторически ранних формах театра господствовал принцип обобщенного показа человека, искалось не индивидуально– различное, а общее, что вело к появлению постоянных типов – масок. Тогда же появились символы театра – маски Комедии и Трагедии и еще один вид театрального действа, о котором мы расскажем вам поподробнее.
Колдун. Однажды, в древности, во времена императора Нерона, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать верным другом сената и римского народа, показывали достопримечательности Рима и его окрестностей. Когда же царь Тиридат собрался в обратный путь, Нерон ему предложил выбрать в подарок то, что ему больше всего понравилось, и поклялся, что не откажет ни в чем, чего бы гость ни пожелал. И тогда Тиридат попросил в дар актера, которого он видел в театре и, не понимая его речи, понял все, что артист выражал знаками, жестикуляцией, мимикой. Царь объяснил, что в его стране живут люди, говорящие на разных языках и наречиях. Чтобы разговаривать с ними, приходится пользоваться многими переводчиками. А этот актер станет “универсальным” переводчиком и один будет понятен всеми. К этой истории стоить добавить то, что Тиридат увидел в римском театре актера– мима, а искусство, которым он владел, называется “пантомимой”.
Ведущая 1. Как вы видите, пантомима существует с давних времен, и сейчас молодые актеры стараются овладеть этим важным средством выразительности на сцене. Попробуйте и вы представить себя актерами– мимами и изобразить следующие ситуации.
Конкурс “Пантомима”
На сцену приглашаете 6–8 участников, организуете 2 команды и просите изобразить следующую ситуацию:
Представьте, что у вас тяжелый чемодан. Передайте его соседу, а тот – следующему. У последнего обрывается ручка. Откройте чемодан – в нем сидят прелестные котята. Возьмите каждый по котенку, погладьте, поиграйте с ним и осторожно верните в чемодан, который закройте и отдайте мне.
Все участники награждаются масками.
Ведущая 2. Сейчас мы совершим огромный прыжок во времени и пространстве. Внимание! XVIXVII века – эпоха небывалого подъема театрального искусства. Сколько стран, столько имен! На карте – Англия, 1564 год. Рождение Вильяма Шекспира. Этот гениальный человек совмещал в себе драматурга, поэта, актера, организатора театрального дела. Шекспир стал создателем и владельцем театра “Глобус” в Лондоне. Здание “Глобуса” сего необычайной архитектурой выглядело так: ровная плоская площадка, обнесенная довольно высокими стенами, представляла собой и пол, и сцену. На внутренней стороне стен находились ложи для зрителей. Крыши не было, поэтому спектакли шли при дневном свете. Декораций тоже не существовало, их заменяли таблички с надписями “лес”, “поле”, “дворец”, “берег моря”… Своей фантазией зрители восполняли отсутствие декораций.
Конкурс “Изобрази декорацию”
Материалы: таблички с надписями “лес”, “берег моря”, “пустыня”, “дворец”, “узкая пещера”, “высокая гора”.
Сейчас на сцену я приглашаю 6 участников. Объединитесь, пожалуйста, в 2 команды.
Каждая из команд получит задание изобразить одну из декораций, а вы, уважаемые зрители, попытаетесь угадать, что же это за декорация (“лес”, “берег моря”, “пустыня”, “дворец”, “узкая пещера”, “высокая гора”). Каждый участник получает маску.
Ведущая 3. А как же Россия? Здесь, как и в других странах, появление народного театра связано с народными играми, обрядами. В XI веке на Руси появились скоморохи – бродячие актеры, певцы, акробаты, дрессировщики. В течении нескольких столетий они устраивали свои представления на улицах, площадях, ярмарках. Они сами придумывали сценарии своих представлений, сами гримировались и шили костюмы.
Конкурс “Костюмеры”
Реквизиты: 2 рулона туалетной бумаги, 2скотча, упаковочная бумага.
За определенное время вам необходимо создать “костюм”:
– древнеегипетской мумии, используя рулон туалетной бумаги,
– принцессы, используя грим и упаковочную бумагу.
Конкурс гримеров.
Реквизиты: театральный грим или акварельные краски.
За 10 минут создайте образы:
– старика (старухи),
– жертвы разбойного нападения,
– инопланетянина,
– грустного клоуна,
– веселого клоуна.
Ведущая 1. Постоянный театр появился на Руси только в XVIII веке в г.Ярославле и организовал его актер Федор Волков. В истории он остался как “отец русского театра”. Позднее театры появились почти во всех губернских городах России. Но до самого ХХ века большой популярностью у публики пользовались бродячие актеры, которые своими шутками, игрой украшали народные гулянья, деревенские и городские праздники.
Ведущая 2. А сейчас мы в XXI веке. Современный нам театр многообразен. Сейчас существуют театры драматический, музыкальный, кукольный и другие. Какие театры есть в Мурманске? Увеличился и круг людей, профессионально связанных с театром: режиссеры, гримеры, художники, актеры и многие другие, позволяющие нам наслаждаться удивительным чудом – чудом театра.
Конкурс “Театр- экспромт”
Реквизиты: элементы костюмов (маски, шарфы, косынки,…)
На сцену приглашаете участников, каждому из них предлагаете роль. Участники подбирают элементы костюма. Вы читаете текст, участники пытаются изобразить действие, о котором Вы читаете.
1 вариант
Котенок
Действующие лица:
котенок крылечко забор бумажка куры
солнце две сороки ветерок петуха ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 991

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!