Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Химический след в истории родного края (литературно-художественная композиция для учащихся 10–11 классов) - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Химический след в истории родного края (литературно-художественная композиция для учащихся 10–11 классов)


Автор(ы): Ерёменко Елена Борисовна, учитель химии; Михина Светлана Фёдоровна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Народ, забывший свою историю,
не имеет права на существование”.

Народная мудрость
Цель мероприятия: обогатить учащихся знаниями о родном крае, воспитывать любовь к родному краю, формировать гражданственность и патриотизм, развивать познавательный интерес на основе межпредметных связей.
Межпредметные связи: литература, история, химия и краеведение.
Воронежская земля, дорогой сердцу край. Для нас, воронежцев, город на притоке Дона-батюшки - это малая родина, без которой нет Родины большой, о любви к которой хочется говорить только стихами:
Что может быть лучше России,
Черемух в цвету, как в снегу?
И речка, что ниткою синей
Лежит на зеленом лугу?
Спросите у рощи весенней,
Где ночью не спит соловей:
Что может быть лучше России,
Единственной песни моей?!

Петра творенье

Конец XVII и начало XVIII века знаменуются великим корабельным строением на реке Воронеж. Приречный уголок Воронежа сделался его центром, самой людной частью. Верфи, цейхгауз, парусный двор располагались на острове, связанном со старым городом деревянным мостом. Чуть ли не каждый день спускались на воду суда-галеры, брандеры, гамасы; от зари до зари тысячи людей создавали России флот.
“Проснулись воды, и росли
Гроза Азова - корабли, - “так говорил о том времени поэт Иван Саввич Никитин.
Петровская эра - одна из блестящих страниц в анналах нашего города. И не случайно, что первый монумент, воздвигнутый в Воронеже, был посвящен самодержавцу-реформатору Петру I. Произошло это в августе 1860 года. Много лет лежит в Петровском сквере большущий чугунный якорь. Говорят, его подняли со дна реки. Наш земляк, поэт Анатолий Жигулин, посвятил ему стихотворение:
“Не потому ли с той поры люблю я
Петровский сквер,
Старинных пушек вид…
Там древний якорь
Лапу вмял литую
В зернистый желто-розовый гранит.
С весенними цветами по соседству,
Дрожащими на легком ветерке,
Он так похож
На светлый якорь детства,
Что дремлет где-то в золотом песке”.
Находясь на Петровской набережной у Адмиралтейской Успенской церкви, невольно задумываешься о том, что именно здесь происходили исторические события, было положено начало Русскому Военно-морскому флоту, учреждено первое Адмиралтейство России.

Конкурс “Очевидное - невероятное”

Вопросы:
1. Как известно, российский флот Петр I начал строить в Воронеже.
Верно ли, что корабли, построенные позднее на Адмиралтейской верфи на Балтике, были долговечнее?
Ответ: Да. В пресной воде дерево быстрее гниет.
2. С 1703 по 1728 годы в Москве, Воронеже и других городах дома строили только из дерева. Верно ли, что это Петр I повелел возводить каменные здания в Петербурге, одновременно запретив строить каменные дома где-либо еще?
Ответ: Да. 23 февраля 1717 года он издал такой указ, дабы везли камень в Петербург.
3. В древности спуск корабля на воду сопровождался жертвоприношениями. Как ни странно, но и в XIX веке для спуска на воду броненосца “ Император Александр III “закололи 5000 баранов. Верно ли, что это было сделано с целью, не только соблюсти древний обычай, но и приготовить угощение для многочисленной публики?
Ответ: Нет. Животный жир шел на смазку стапеля.
4. Нововведения в русской армии требовали неординарных решений. Примером именно такого решения может служить указ Петра I , предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны. Олово – металл специфический и на морозе переходит в другую аллотропную модификацию, очень хрупкую, рассыпающуюся в порошок. Верно ли, что оловянные пуговицы были дешевы, поэтому их и пришивали.
Ответ: Нет. Ни для военных надобностей, ни с точки зрения моды пуговицы были вовсе не нужны. Они просто не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот, а при насморке - нос. Издав такой указ, Петр I отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирское сукно.
5. При Петре I в Санкт-Петербурге был построен завод по производству “зелья”. Заводы, подобные этому, назывались мельницами. Датский посол Юль по поводу русского “зелья” отмечал: “Вряд ли найдешь в Европе государство, где бы его изготавливали в таком количестве и где бы по качеству и силе оно могло сравниться со здешним”. Смертность на этих заводах была выше, чем на других. Верно ли, что на этих заводах производили водку?
Ответ: Нет. Порох. В старину порох называли зельем.
6. С 8 марта 1722 года по указу Петра I в Петербурге начались систематические наблюдения за погодой. Верно ли, что ртутный столбик термометра в Петербурге никогда не опускался ниже 40°С.
Ответ: Да. Показания ртутного термометра не могут быть ниже 40°С, потому что температура плавления ртути = -38,86°С.

Великой Отечественной войне посвящается

Война – нет жестче слова,
Война – печальней слова нет.
Но мы сегодня вспомним снова
События тех грозных лет.
В летописи Воронежа – немало славных революционных и героических станиц. Война началась 22 июня 1941 года. Жизнь на территории Воронежской области уже летом 1941 года была перестроена на военный лад. Вспомним начало войны. Не хватает обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное - катастрофически не хватает противотанковых средств. В этот критический период на помощь приходят ученые энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов налаживается выпуск бутылок КС (Качугина-Солодовникова) или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожает немецкую технику не только в начале войны, но и в 1942–1943 годах под Воронежем. Что представляют собой эти бутылки КС€ К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль и сахарную пудру, в бутылки заливали бензин, керосин, лигроин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.
Задание:
Почему все три компонента запала берутся по отдельности? Может быть, их заранее смешать: а) бертолетову соль и сахарную пудру, б) концентрированную серную кислоту и сахарную пудру? Ответ обоснуйте
Ответ:
А) KCIO3 и сахарную пудру нельзя смешивать заранее, так как получающая смесь чрезвычайно взрывоопасна.
Взаимодействие компонентов описывается уравнением:
8 КCIO3 +C12H22O11= 8KCI+ 12CO2 + 11H2O
Б) Концентрированную серную кислоту нельзя смешивать с сахарной пудрой. В этом случае происходит обугливание сахарной пудры, так как концентрированная Н2SO4 является сильным водоотнимающим средством:
C12H22O11+2H2SO4=11C+2SO2+CO2+13H2O
Опыт:
А) Взаимодействие бертолетовой соли и сахарной пудры.
Оборудование: чистые ступки с пестиками, металлическая или керамическая подставка, скребок.
Реактивы: хлорат калия (КСIO3), сахарная пудра (С12Н22О11).
Несколько кристалликов КСIO3 растирают в чистой ступке. В другой ступке растирают столько же (по объему) сахара. В ступку с сахарной пудрой высыпают растертый хлорат калия и тщательно скребком все смешивают. Затем смесь переносят на подставку, размазывают на площади 2-3 см2 и растирают с нажимом. Смесь взрывается с сильным звуком.
Б) Взаимодействие серной кислоты и сахарной пудры.
Оборудование: 2 химических стакана по 100-150 мл, мензурка, стеклянная палочка, весы, разновес.
Реактивы: сахарная пудра, конц. Н2SO4.
На весах взвешивают 30 грамм сахарной пудры и переносят ее в химический стакан. Мензуркой отмеряют 12 мл конц. Н2SO4 . В стакане осторожно смешивают стеклянной палочкой сахар и кислоту до кашеобразной массы (стеклянную палочку тотчас вынимают и помещают в стакан с водой). Через некоторое время смесь чернеет и разогревается, и вскоре из стакана начинает выползать пористая угольная масса.
28 июня 1942 года началось вражеское наступление на Воронеж. Передовые немецко-фашистские части 4 июля прорвались к Дону у Семилук, в тот день гитлеровцы форсировали Дон южнее Воронежа у села Малышева. С 5 июля 1942 года развернулись бои непосредственно на улицах города, продолжавшиеся более 200 дней, практически беспрерывно до 25 января 1943 года. Фашисты так и не смогли овладеть Воронежем полностью. В руках советских войск осталась левобережная часть города, район сельскохозяйственного института. В августе 1942 года советские войска овладели на правобережье Чижовским плацдармом. В захваченных врагом правобережных кварталах Воронежа гитлеровское командование стало осуществлять режим кровавого террора. В конце августа 1942 года все гражданское население было изгнано фашистами из Воронежа, те, кто не мог идти, расстреляны в Песчаном логу.
Многие ваши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов. Одной из основных задач была борьба с зажигательными бомбами, которые во множестве сбрасывали на промышленные районы нашего города. Начинкой таких бомб была смесь порошков алюминия, магния, оксидов железа, детонатором служила гремучая ртуть. Иногда в состав зажигательных бомб добавляли небольшое количество битума или нефти. При ударе бомбы о землю, срабатывал детонатор, воспламеняющий зажигательный состав, который быстро разогревался до высокой температуры, и все вокруг начинало гореть.
Задание: Напишите уравнения реакций, происходящих при взрыве такой бомбы. Можно ли было потушить горящий зажигательный состав водой? Зачем в зажигательный состав вводили битум или нефть?
Ответы: Уравнения реакций, происходящих при взрыве бомбы:
4Al+ 3O2 =2 Al2O3
2Mg + O2 =2 MgO
3Mg + N2 = Mg3N2
3Fe3O4 + 8Al = 9 Fe + 4 Al2O3
Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный магний реагирует с водой согласно следующему уравнению:
Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + 2H2
Опыт:
А) Горение магния на воздухе.
Оборудование: металлический стержень, спички.
Реактивы: магниевая лента.
Магниевую ленту закрепляют на конце металлического стержня и поджигают. Магний горит красивым ярким пламенем. Продукты реакции смачивают водой, ясно ощущается запах аммиака:
Mg3N2 + 6H2O = 3Mg(OH)2 + 2NH3
Б) Взаимодействие раскаленного магния с водой.
Оборудование: ложка для сжигания, плоскодонная колба на 2-3 л, предметный столик, спиртовка, спички.
Реактив: порошок магния.
Плоскодонная колба заполняется до половины водой и ставится на предметный столик. Ложку для сжигания с порошок магния вносят в пламя спиртовки. Как только магний загорится, спиртовку убирают. Когда горение магния уменьшится, ему дают несколько охладиться и погружают в колбу с холодной водой. Происходит бурная реакция магния с водой, выделяющийся при этом водород загорится на поверхности воды. Этот опыт можно осуществить и по-другому.
Подожжем в фарфоровой чашке 2-3 грамма порошка магния и затем с помощью длинной пипетки вольем в чашку 5-10 мл воды. Сразу произойдет ослепительная вспышка.
Двести двенадцать дней и ночей улицы и площади Воронежа были местом невиданных по ожесточенности боев. Груды тонн страшного смертоносного металла обрушились на город. Бомбы рушили здания, вспахивали улицы и площади, кромсали парки и аллеи. Летели в воздух глыбы бетона и фонарные столбы, куски трамвайных рельсов, спутанные провода и деревья.
И словно в горы входишь ты
В свой город.
Камни, груды щебня,
Развалин мрачные хребты,
Разбитых стен косые гребни.
…Глядит хозяйкою луна
Из окон выжженного дома.
Бьет ветер в жесть. И ночь полна
Железного глухого грома.
Здесь света нет и нет тепла
Твой город темен и печален.
И полночь на плечи легла
Безмерной тяжестью развалин.
Воронеж не пал на колени! Он мужественно и стойко сражался. Именно, наш город стал одним из тех камней преткновения, о который споткнулись фашистские войска.
При переправе через реку Дон под Воронежем использовали дымовые завесы. Искусственно созданные дымовые завесы помогли сохранить жизнь тысячам советских бойцов. Эти з...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 826

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340