Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Авторская программа Компьютер – друг
Автор(ы): Лучкина Людмила Владимировна, учитель математики и информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Скоро останутся лишь две группы работников: те, кто контролирует компьютеры, и те, кого контролируют компьютеры. Постарайтесь попасть в первую Льюис Эйген, американский специалист по менеджменту. Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса Компьютер - друг состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни. Главная цель базового образования по курсу информатики состоит в формировании у обучающихся полного представления о современных средствах автоматизированного сбора, хранения и обработки информации и в применении основных программных продуктов сначала при решении их школьных, а затем и производственных задач. Базовое образование дает основные сведения по устройству используемых при обработке информации технических средств, по хранению различных видов информации в компьютере, по математическим основам информатики, которые применяются практически во всех пользовательских программных системах (EXCEL, ACCESS), по основам разработки собственного программного обеспечения. Цель дополнительного образования состоит в помощи тем детям, чьи интересы в использовании возможностей компьютера выходят, на определенном этапе, за рамки школьного курса информатики. Новизна программы. Основная задача учреждений дополнительного образования, создать условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализация, раннего профессионального и личностного самоопределения. Появление персонального компьютера и широкое его применение в различных сферах влечет за собой изменение и совершенствование системы образования в частности дополнительного образования. Широкое использование компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу овладения информатикой как предмета изучения. Посещая занятия, ребята смогут сделать первые шаги в изучении информационных технологий или уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут им найти своё место в современном информационном мире. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать её, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использовать её для решения учебных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетенции обучающегося. Люди самых разнообразных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это исследователи в различных научных и прикладных отраслях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, модельеры тканей и одежды, фотографы и др. Информационные технологии и глобальная информационная сеть Интернет даёт возможность получать самую разнообразную актуальную информацию в широком диапазоне науки и техники. Педагогическая целесообразность. Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные компетенции, также продиктована современными условиями информационного общества. Истинным профессионалам любой отрасли науки и техники свойственно рассматривать умение представлять себя и свой продукт деятельности как инструмент, позволяющий расширять и поддерживать профессиональную компетентность на должном уровне, улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем. Данная образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в: - принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, соревнования, экскурсии.);
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов соревнований и др.);
- средствах обучения. Каждое рабочее место обучающегося должно быть оборудовано следующим образом: компьютер с установленным необходимым программным обеспечением, мышь, наушники с микрофоном. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов контрольных заданий, проверочных и обучающих тестов, разноуровневых заданий, занимательные задания, игровые задания, викторины.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: тетрадь, ручка (для обучающихся), плакаты, мультимедийные презентации. Цели программы: Обучить работе в основных офисных пакетах и базовых программах MS Windows. Сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач; Воспитать информационную культуру. Задачи: формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе; формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека; формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации; формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле; формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях; формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 9 до 14 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание. Сроки реализации образовательной программы 3 года. Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три формы работы: - демонстрационная,
когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах; - фронтальная,
когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; - самостоятельная
, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий. Технологии и формы обучения - теоретические занятия;
- практические занятия;
- свободное творчество.
- формы и методы отслеживания промежуточного результата:
- зачетные занятия;
- тестирование.
Режим занятий: Занятия проводятся: 1-й год - 3 раза в неделю по 1 часу (итого 3 часа в неделю, 102 часа в год). 2-й год 3 раза в неделю по 1 часу (итого 3 часа в неделю, 102 часа в год). 3-й год 3 раза в неделю по 1 часу (итого 3 часа в неделю, 102 часа в год). За весь срок обучения 306 часов. Ожидаемые результаты освоения программы. После завершения курса первого года обучения обучающийся будет знать: - Принципы работы ЭВМ;
- Основные понятия и составные части ЭВМ;
- Владеть основными компьютерными терминами и понятиями;
- Методы настройки Windows;
- Основные тенденции развития ЭВМ и её историю;
- Принципы защиты ЭВМ от компьютерных вирусов;
- Принцип работы графического редактора Paint.
Обучающийся будет уметь: - Использовать программы навигации (проводник и основные файловые менеджеры);
- Производить запись информации на сменные носители.
- Использовать базовые программы MS Windows;
- Производить поиск информации и её сортировку;
- Использовать основные антивирусные пакеты.
- Производить операции архивирования и разархивирования информации.
После завершения курса второго года обучения обучающийся будет знать: - Структуру окна Word и назначение его основных элементов; порядок набора, редактирования, оформления и печати документа.
- Возможности Excel; назначение основных элементов рабочего стола и панели инструментов; основные операции над фрагментами и таблицами; функции и операции, производимые над данными; порядок оформления и вывода таблиц и диаграмм.
- смысл понятия графическая информация; назначение графического редактора и основы работы с ним; назначение основных операций редактирования изображения.
- Кодирование графической информации в компьютере. Растровая и векторная графика. Типовые задачи обработки графической информации.
- Программы обработки графической информации и их использование.
- понятия растровая графика, пиксель, векторная графика, направленный отрезок-вектор; типовые задачи обработки графической информации, кодирование графической информации.
- назначение основных инструментов создания и редактирования изображений; понятие трансформа, возможности выделения изображения в растровой графике и его трансформирования; понятие слой; операции со слоями.
- назначение основных инструментов рисования и редактирования изображений векторной графики, средства выделения объектов и изменения трансформ; понятия служебные слои и слои-маски.
Обучающийся будет уметь: - Загрузить текстовый процессор; управлять документами (создавать, сохранять, открывать, закрывать и сливать документы); набирать документы; использовать различные шрифты и устанавливать для них параметры; работать с блоками (выделять, копировать, перемещать, удалять); форматировать абзацы; создавать таблицы и списки и оформлять их; сортировать записи; вставлять объекты в документ с помощью буфера обмена (Clipboard), механизма OLE, экспорта и импорта файлов через конвертор; создавать формулы в редакторе формул; готовить документы к печати и печатать документы.
- Загружать изучаемое программное средство Excel; вводить текст, числа и формулы в таблицу и редактировать их; выделять фрагменты в таблице и выполнять основные операции над фрагментами (перемещать, копировать, заполнять, удалять, очищать); изменять размеры ячеек; применять необходимые операции и функции при расчетах и обработке данных; использовать абсолютную, относительную и комбинированную адресацию; оформлять таблицу; строить и редактировать диаграммы по данным в таблице; выводить таблицу на экран и принтер;
- Использовать табличные процессоры для моделирования и прогнозирования процессов из различных предметных областей.
- Кодирование графической информации в компьютере. Растровая и векторная графика. Типовые задачи обработки графической информации.
- запускать графический редактор, создавать и редактировать изображения; выполнять операции над фрагментами; выполнять надписи на изображении; сохранять и загружать изображения
- решать типовые задачи обработки графической информации.
- создавать, закрашивать и редактировать простейшие растровые графические изображения; выделять, перемещать и копировать графические изображения и трансформировать изображения; выполнять операции со слоями; применять к графическому изображению фильтры.
- создавать, закрашивать и редактировать простейшие векторные графические изображения; создавать и редактировать символы; выделять, перемещать и копировать графические объекты; создавать трансформы, выполнять операции со слоями.
После завершения курса третьего года обучения обучающийся будет знать: - смысл понятий база данных, система управления базой данных, запись, поле; назначение и возможности систем управления базами данных; понятие о структуре базы данных, типы полей в базах данных.
- назначение MS Access, основные компоненты и команды меню; содержание понятий база данных и таблица; типы полей в записях таблицы и их назначение.
- Основные приёмы и теги используемые при создании Web-страницы.
- Основные правила работы в локальных сетях.
- Обучающийся будет уметь:
- Базы данных, системы управления базами данных. Типовые задачи обработки информации в базах данных. Информационно-поисковые системы.
- Структура базы данных. Поиск и сортировка. Вывод информации из базы данных.
- Загружать базу данных; осуществлять поиск и сортировку информации в базе данных, выводить базу данных.
- Создавать собственную Web-страницу.
- Находить и использовать информацию в компьютерных сетях.
Способы проверки результатов освоения программы: после изучения каждого раздела программы учащиеся выполняют творческие задания по данной теме. В конце каждого года изучения обучающиеся выполняют творческий проект, защита которого происходит на итоговых занятиях Учебно-тематический план № пп | Раздел, тема | Количество часов | Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | Раздел 1. Аппаратные и программные средства ИКТ. | 52 | 21 | 31 | 1 | Компьютер. | 10 | 3 | 7 | 2 | Состав ПК. Техническое обеспечение информационных технологий. | 12 | 8 | 4 | 3 | Освоение операционной среды Windows | 30 | 10 | 20 | Раздел 2. Телекоммуникационные технологии | 140 | 36 | 104 | 4 | Графические редакторы. | 50 | 15 | 35 | 5 | Текстовый редактор Word. | 30 | 7 | 23 | 6 | Создание презентаций с помощью Power Point | 30 | 7 | 23 | 7 | Электронные таблицы Excel | 30 | 7 | 23 | Раздел 3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации | 65 | 17 | 48 | 8 | Освоение системы управления Базой Данных | 30 | 7 | 23 | 9 | Компьютерные телекоммуникации. | 35 | 10 | 25 | Раздел 4. Творческий проект | 39 | 15 | 24 | 10 | Выполнение творческого задания | 39 (13*3) | 5 (5*3) | 8 (8*3) | Раздел 5. Повторение | 10 | 3 | 7 | 11 | Повторение | 10 | 3 | 7 | | Итого | 306 | 92 | 214 | Содержание курса Раздел 1. Аппаратные и программные средства ИКТ. Тема 1.1. Компьютер 10 часов Содержание материала: Техника безопасности при работе на компьютере. Правила поведения в компьютерном классе. История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Работа с клавиатурным тренажёром. Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль. Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер. Тема 1.2. Состав ПК. 12 часов Содержание материала: Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор. Микропроцессор. Внутренняя память. Внешняя память. Периферийные устройства. Мультимедиа. Программное обеспечение. Компьютер как средство обработки информации. Взаимодействие устройств компьютера. Работа с клавиатурным тренажёром. Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер. Тема 1.3. Освоение операционной среды Windows 30 часов. Содержание материала: Основные приёмы работы с мышью. Освоение навыков работы с мышью в компьютерных играх. Понятие прикладной программы. Роль и назначение прикладной программы. Структура интерфейса прикладной программы. Калькулятор. Адресная книга. Блокнот. Проводник. Word Pad. Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль. Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер. Раздел 2. Телекоммуникационные технологии. Тема 2.1 Графические редакторы 50 часов. Содержание материала: Основные характеристики графического редактора Paint. Создание рисунков. Работа с фрагментами изображения. Работа с текстом. Знакомство с графическим редактором Photoshop. Основы обработки изображений. Изучение панели инструментов. Знакомство с палитрами. Закрашиваем цветом. Инструменты рисования. Работа с текстом. Выделение областей. Операции с областями. Изменение масштаба. Слои. Эффекты слоя. Трансформация слоя. Текстовые слои. Комбинация изображений. Фотомонтаж. Создание фотомонтажа с собственным фото. Маски и каналы. Основы коррекции тона. Основы коррекции цвета. Рисование кривых произвольной формы. Фильтры. Работа с фильтрами. Коллаж. Текст в Adobe Photoshop - формирование символов и абзацев. Текст в Adobe Photoshop - горящая и ледяная надписи. Сияющий текст. Рабочее окно программы Corel Draw. Линии. Текст. Объекты заливки. Обводка контуров. Отображение рисунка на экране. Упорядочение объектов. Совокупность объектов. Огибающие и деформации. Перспектива, тени и экструзия. Клоны, символы, пошаговые переходы и ореолы. Линзы. Прозрачность и фигурная обрезка. Размещение текста на траектории. Точечные изображения и коллажи. Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль. Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер. Тема 2.2. Создание презентаций с помощью Power Point 30 часов. Содержание материала: Основные характеристики Power Point. Создание презентаций. Создание презентаций с помощью шаблонов, мастера автосодержания. Вставка звуков. Установка длительности показа слайда. Запись речевого сопровождения при показе. Вставка видеоклипа как объект. Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль. Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер. Тема 2.3. Текстовый редактор Word 30 часов. Содержание материала: Текстовый редактор и его возможности. Ввод и редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Форматирование страницы. Форматирование абзацев. Шрифты. Ввод и форматирование специальных и произвольных символов. Списки. Поиск и замена текста в документе. Средства автозамены текста. Средства автоматизации проверки правописания. Редактор формул Microsoft Equation Editor 3.0. Работа с таблицами. Размещение в документе графики. Фигурный текст. Стили. Сноски. Оглавление текста. Шаблоны документов. Документы личного характера. Служебные документы. Работа с диаграммами. Внедрение и связывание объектов. Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль. Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер. Тема 2.4 Электронные таблицы. 30 часов Содержание материала. Табличный редактор и его возможности. Настройка Eхсel. Ввод и редактирование данных: текста и чисел, функция автозаполнения, специальные возможности автозаполнения, ввод одинаковых данных, ввод даты и времени суток, функция автозамены, копирование данных, форматы данных. Использование формул и функций. Методы оформления таблиц. Форматирование таблиц. Построение диаграмм и графиков. Размещение в документе графики. Документы личного характера. Служебные документы. Внедрение и связывание объектов. Работа со списками. Печать таблиц. Структурирование таблиц. Анализ данных. Взаимодействие с другими программами. Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер. Раздел 3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации Тема 3.1 Освоение системы управления Базой данных 30 часов. Содержание материала: Систематизация и хранение информации. Базы данных, принципы их построения и функционирования. Создание Базы данных. Создание таблиц с помощью Мастера. Заполнение таблиц. Первичный ключ. Маска ввода. Переименование поля таблицы. Изменение ширины столбца таблицы. Создание формы. Представление записей в форме. Заполнение формы. Представление формы в режиме таблицы. Фильтр. Создание нового поля в таблице. Вставка элемента управления в форму. Создание отчёта с помощью Мастера. Конструктор отчёта. Организация работы с данными. Установка связей между таблицами. Создание подчиненной формы. Применение фильтра к сортировке данных. Копирование таблиц. Создание запросов. Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер. Тема 3.2. Компьютерные телекоммуникации 35 часов. Содержание материала: Передача информации. Каналы связи. Организация и структура телекоммуникационных компьютерных сетей. Глобальная компьютерная сеть. Способы подключения к Internet. Услуги компьютерных сетей. Разработка Web - страниц. Разработка Web- страниц. Основы HTML. Теги. Заголовки, линии, параграф. Управление цветом, размером, начертанием. Создание текстовых документов в формате HTML. Таблицы. Списки. Гиперссылки. Графические объекты в формате HTML. Бегущая строка. Музыкальный фон. Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер. Раздел 4. Творческий проект Тема 4.1. Выполнение творческого задания 39 часов (13 ч * 3 года). Содержание ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 773
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|