Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Литература и нравственное воспитание личности
Автор(ы): Кумицкая Надежда Борисовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности и ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, коллективу, обществу, Родине, труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственные качества человека - продукт социально-исторический. Они не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе трудовой и жизненной практики и воспитываются в каждом индивидууме. Сегодня, когда угрожающий характер приобрела деформация, личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где прекрасное, а где безобразное, и живущего в плену ложных ценностей, как никогда важно обратиться к духовным основам классической литературы и с помощью великих писателей гуманистов дать нравственные ориентиры современному школьнику. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основным назначением литературы — силой слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание. Литература как учебная дисциплина в российской школе является ведущим предметом в общей системе нравственно-эстетического воспитания школьников, в побуждении и развитии их национального самосознания, интеллекта и способностей, в формировании духовных потребностей, а потому имеет все основания стать духовно-нравственной ценностью для каждого школьника. Для привития учащимся нравственных качеств на уроках литературы на материале жизни и творчестве писателей представляю основные этапы нравственного становления личности. В процессе изучения биографии писателя учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы и выполняют задания: - Каким человеком вам представляется писатель?
- Какие чувства остаются в душе после изучения его биографии?
- Зашипите слова, характеризующие внутренний мир автора (мечтатель, фантазер, неравнодушный, отзывчивый, добрый, справедливый, патриот, с чувством юмора и т.д.)
Благодатным материалом для нравственного воспитания является изучение сказок, где почти всегда побеждает добро, а зло наказывается. Изучая сказку-быль ММ. Пришвина «Кладовая солнца», детям предлагаю записать слова-ассоциации любой части речи. Они представляют, что такое «я», и что такое «мы» боль, страх, одиночество, подозрительность, бояться, скучно, тихо, пустота, грусть, тоска,раздумье и т.д. легче, радость, смех, дружба, семья,сила, защита, спокойно, любовь и т.д. Затем ученики подчеркивают в каждой колонке 2 самых важных слова. С этими словами составляются вопросы: - Каким должен быть друг?
- Что такое доверие, понимание, любовь?
- Как бы ты поступил в такой ситуации? И т.д.
То же самое можно провести со словами: ценность, золото, кормилица, тепло, свет, жизнь, любовь, смех, чудо, сердце, жизнь, богатство, лето, мама, ласка, уют, душа, человек Слова-ассоциации помогают перейти к важным выводам, заставляют задуматься о смысле жизни. Часто дети получают домашнее задание «Для души». Предлагаю им задуматься о том, как они относятся к папе, маме, сестре, брату, братьям нашим меньшим; говорить друг другу ласковые слова, записывать их в тетрадь, а при проверке выяснить, у кого больше ласковых слов. Пословица может стать жизненным правилом, наставником, советчиком добрых дел. Уроки «Жить по народной мудрости» дают возможность проследить, изменились ли нравственные ценности людей. Времена меняются, а наставления наших предков с добром и с умом поправляют нас, подбадривают, утешают. Уроки доброты помогают не только проверить знания учащихся в области литературы, они делают их добрее, человечнее. Нравственная оценка становится легче для каждого ученика, если она подкрепляется собственным пониманием добра и зла, его личным отношением к плохому и хорошему. В этом помогают рисунки детей по страницам пройденных произведений. Мотив дома и семьи заставляет детей проникнуться чувством сострадания, милосердия. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок» бесприютный и бездомный листок, оторвавшийся от ветки дуба, брошенный вихрем в странствия, очень напоминает современных детей, волею судеб расставшихся с родным домом. Крутит их в житейском вихре как сорванные, никому не нужные листья. Куда их вынесет? Предлагаются нравственные задачи: выбрать правильное решение из двух или нескольких возможных, исключающих или не исключающих друг друга. Таким путем ученики учатся отстаивать правильную позицию, доказывать ее верность, убеждать в ней других. Надо стремиться к тонкому пониманию учащимися поведения литературных героев, не только их поступков, но и чувств, переживаний, а также причин, лежащих в основе их поведения. Уроки мужества широко и всесторонне исследуют нравственную природу человека, испытыв...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 884
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|