Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Литература и нравственное воспитание личности - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Литература и нравственное воспитание личности


Автор(ы): Кумицкая Надежда Борисовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности и ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, коллективу, обществу, Родине, труду, своим обязанностям и к самому себе.
Нравственные качества человека - продукт социально-исторический. Они не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе трудовой и жизненной практики и воспитываются в каждом индивидууме.
Сегодня, когда угрожающий характер приобрела деформация, личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где прекрасное, а где безобразное, и живущего в плену ложных ценностей, как никогда важно обратиться к духовным основам классической литературы и с помощью великих писателей гуманистов дать нравственные ориентиры современному школьнику. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основным назначением литературы — силой слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание. Литература как учебная дисциплина в российской школе является ведущим предметом в общей системе нравственно-эстетического воспитания школьников, в побуждении и развитии их национального самосознания, интеллекта и способностей, в формировании духовных потребностей, а потому имеет все основания стать духовно-нравственной ценностью для каждого школьника.
Для привития учащимся нравственных качеств на уроках литературы на материале жизни и творчестве писателей представляю основные этапы нравственного становления личности.
В процессе изучения биографии писателя учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы и выполняют задания:
  • Каким человеком вам представляется писатель?
  • Какие чувства остаются в душе после изучения его биографии?
  • Зашипите слова, характеризующие внутренний мир автора (мечтатель, фантазер, неравнодушный, отзывчивый, добрый, справедливый, патриот, с чувством юмора и т.д.)
Благодатным материалом для нравственного воспитания является изучение сказок, где почти всегда побеждает добро, а зло наказывается.
Изучая сказку-быль ММ. Пришвина «Кладовая солнца», детям предлагаю записать слова-ассоциации любой части речи. Они представляют, что такое «я», и что такое «мы»
«Я»
«Мы»
 
 
боль, страх, одиночество, подозрительность, бояться, скучно, тихо, пустота, грусть, тоска,раздумье и т.д.
легче, радость, смех, дружба, семья,сила, защита, спокойно, любовь и т.д.
Затем ученики подчеркивают в каждой колонке 2 самых важных слова. С этими словами составляются вопросы:
  • Каким должен быть друг?
  • Что такое доверие, понимание, любовь?
  • Как бы ты поступил в такой ситуации? И т.д.
То же самое можно провести со словами:
«Кладовая»
«Солнце»
 
 
ценность, золото, кормилица, тепло, свет, жизнь, любовь, смех, чудо, сердце, жизнь, богатство, лето, мама, ласка, уют, душа, человек
Слова-ассоциации помогают перейти к важным выводам, заставляют задуматься о смысле жизни.
Часто дети получают домашнее задание «Для души». Предлагаю им задуматься о том, как они относятся к папе, маме, сестре, брату, братьям нашим меньшим; говорить друг другу ласковые слова, записывать их в тетрадь, а при проверке выяснить, у кого больше ласковых слов.
Пословица может стать жизненным правилом, наставником, советчиком добрых дел. Уроки «Жить по народной мудрости» дают возможность проследить, изменились ли нравственные ценности людей. Времена меняются, а наставления наших предков с добром и с умом поправляют нас, подбадривают, утешают.
Уроки доброты помогают не только проверить знания учащихся в области литературы, они делают их добрее, человечнее.
Нравственная оценка становится легче для каждого ученика, если она подкрепляется собственным пониманием добра и зла, его личным отношением к плохому и хорошему. В этом помогают рисунки детей по страницам пройденных произведений.
Мотив дома и семьи заставляет детей проникнуться чувством сострадания, милосердия.
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок» бесприютный и бездомный листок, оторвавшийся от ветки дуба, брошенный вихрем в странствия, очень напоминает современных детей, волею судеб расставшихся с родным домом. Крутит их в житейском вихре как сорванные, никому не нужные листья. Куда их вынесет?
Предлагаются нравственные задачи: выбрать правильное решение из двух или нескольких возможных, исключающих или не исключающих друг друга. Таким путем ученики учатся отстаивать правильную позицию, доказывать ее верность, убеждать в ней других.
Надо стремиться к тонкому пониманию учащимися поведения литературных героев, не только их поступков, но и чувств, переживаний, а также причин, лежащих в основе их поведения.
Уроки мужества широко и всесторонне исследуют нравственную природу человека, испытыв...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 884

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340