Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методическая разработка эколого-этнографического мероприятия для детей 12–13 лет по теме: Таежными тропами ханты и манси - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Методическая разработка эколого-этнографического мероприятия для детей 12–13 лет по теме: Таежными тропами ханты и манси


Автор(ы): Кирикилица Татьяна Юрьевна, педагог-организатор


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Действующие лица:
Незнайка
Ведущий
Мансийка – взрослая женщина
Мансийка – девочка
Шаман
Оформление сцены:

На задней стене сцены, по центу прикрепляется название мероприятия. Драпировка делается из ткани двух цветов: синим и зелёным. На авансцене по обеим сторонам располагаются искусственные ёлочки, создающие имитацию леса. С левой стороны авансцены устанавливаются деревянные идолы-божества. В глубине сцены, по центру ставятся две скамеечки.
На сцену выходит незнайка и вслух читает надпись “Таёжными тропами Ханты и Манси”
Незнайка:
- Так, не понятно ничего, что за ханты, что за манси?
В это время с противоположной стороны кулис выходит ведущий.
Ведущий: -
Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости, здравствуй Незнайка. Что ты, здесь делаешь?
Незнайка:- Да так, ничего. Хожу вот разные надписи читаю.
Ведущий:- И что же ты, в них полезного вычитал?
Незнайка: - Да ничего полезного и не вычитал. И вообще, у вас все зашифровано словами неизвестными. (Задумчиво произносит) - Ханты…Манси.
Ведущий:- Ой, Незнайка, ну и насмешил ты меня! Как всегда, ничего не знаешь! Слова эти вовсе незашифрованные. Ханты и манси это коренные народы Югры – края, в котором мы живём.
Незнайка: - Да, признаюсь, что не знаю. Но так хотел бы узнать!
Ведущий: - Хотел бы узнать? Тогда я и тебе, и ребятам тоже, предлагаю совершить путешествие на машине..
Незнайка не даёт договорить ведущему перебивая его.
Незнайка:
- Ух ты! А на какой машине? Волга, Москвич, да ладно я согласен и на Запорожец.
Ведущий:- Да ты меня не понял. Я предлагаю тебе путешествие на машине времени. Включаем кнопку и мы окажемся в прошлом, узнаем, как раньше жили древние народы ханты и манси. Ну, как, согласен?
Незнайка:- Конечно, согласен! Давайте быстрее кнопку нажимать!
Ведущий: - Не торопись . Ведь в путешествие мы не одни отправляемся. А про ребят, ты, забыл? Те знания, которыми они владеют, нам в путешествии очень пригодятся. Незнайка, я знаю, что ребята приготовили визитные карточки своих команд. А чтоб тебе было хорошо видно и слышно, спускайся в зал, и садись к ребятам поближе.
Ведущий:- Ребята, мне хотелось бы представить ещё одних участников путешествия. Это совет старейшин. Они будут следить за вашими испытаниями, и если вы в чем - то ошибётесь, они вас поправят.
Ведущий представляет жюри.

Ведущий:-
Визитную карточку представляет команда школы №…
Ведущий перечисляет всех команд участниц, где они представляют свои визитные карточки.
Ведущий: - Знакомство состоялось. И мы смело отправляемся в путешествие.
(В это время начинается игра светом, и звучит космическая музыка, которая плавно переходит в хантыйскую. Не более 1 минуты.)
Муз. Заставка № 1. (На фоне музыки выходит мансийка, музыка стихает)
Мансийка:
- Аги, где ты?
Девочка: - Я здесь, Анки!
Мансийка: - Что это у тебя? (Девочка показывает рукоделие и они садятся на скамейки)
Девочка:
- Анки, расскажи мне сказку!
Мансийка:- Ну, слушай! Давным – давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Случилось это в нашем таежном крае, в крае рек и озер. Только старые, поросшие мхом кедры помнят то время. Пришли в этот старинный край ханты и манси очень давно, может, с тех пор прошло сотыр тал – тысяча лет, а может и того больше. Суровым был тогда наш край. Леса непроходимые, болота топкие, да горы высокие, покрытые мхом-лишайником, только ветер разбойник и хозяйничал в необъятных просторах. Хоть и суров был край, но богат очень: кедра видимо-невидимо, много было черемухи. В те древние времена в нашем краю столько водилось всякой птицы, что только шум да свист стоял от ее полёта. И зверья всякого было полным-полно. И людям здесь жилось привольно. Охотились, рыбачили: содок, кямку пользовали.
Шибко верили люди в те времена в духов, что вершит всем хозяин земли и неба Нуми -Торум, что не укрыться от гнева злых духов – менкеров. И шли тогда люди за помощью к шаману-колдуну местному, думали: только он помочь сможет, и зазвучит бубен шамана, и запляшет в вихре плясок своих шаман. Так ворожили, духов злых изгоняли шаманы.
Пойдем, Аги, посмотрим, как шаман камлать будет!
Муз. Заставка № 2. (Звучит мансийская мелодия.. На сцену выходит шаман. Стуча в бубен, он подходит к священному месту, где стоят деревянные идолы-божества)
Шаман:
- О, великий Нуми-Торум! Сделай так, чтобы дорога через леса и болота была открыта для нас! Сделай наши руки сильнее, а глаза острее! Дай нам силу брата медведя, сделай храбрыми как волки и быстрыми как хищная рысь! А мы не останемся в долгу перед тобою.
Маленькие братья, вы готовы пройти испытания? (Ответы детей)
А испытания сегодня пройдут: охотники, рыбаки, травники и следопыты.
Шаман:
Птицы в лесу попритихли давно,
Елка в сугробе как чум.
Месяц сверкает. Уже темно.
Дремлет ветер-ворчун.
Узорчатый след оставляют кисы
На свежем мягком снегу.
Именно в эти ночные часы
Охотник уходит в тайгу.
Охотники, добытчики пищи, возьмите свои копья, и пройдите к священному месту!
Конкурс “ Охотников” состоит из двух заданий.
  1. Задание – точность попадания в цель (воздушный шарик).
  2. Задание – ответить на вопросы о традиционных методах охоты на животных и птиц коренными народами, определить по изображению орудия и приспособления для охоты.
(Приложение №1.)
Муз. Заставка №3.

Шаман:

Возле озера над тихой,
Над прозрачною водою,
Видел я, как прыгал Витхон,
Сыпля брызги, словно жемчуг.
Как резвился окунь Симри,
Словно солнца луч сияя,
Видел щуку, сельдь речную…
Рыбаков хочу послушать!
Великий, Нуми – Торум ждёт рыбаков на священном месте.
Конкурс “ Рыбаков” состоит из двух заданий.
Задание – поймать рыбу и назвать её.
Задание – ответить на вопросы о снаряжении и традиционных методах рыбной ловли, определить по изображению орудия и приспособления для ловли рыбы.

(Приложение №2)
Муз. Заставка № 4.

Шаман:

Кто водил здесь ниточкой синеватых бус?
Горностая белого тонкий, черный ус…
Кто здесь вышил бисером тропочку в камыш?
Это от лисицы убегала мышь?
Кто, скажи, узорами берег расписал?
Куропатки белые посещали тал…
На снегу, как в книге я читал следы.
Посмотри внимательно, все поймешь и ты!
Следопыты, настал ваш черёд отправиться к священному месту.
“Конкурс следопытов” - определить...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 726

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340