Главная / Методические материалы / Логопедия
Развитие понимания обращенной речи у неговорящих детей в условиях речевого сада
Автор(ы): Рубан Наталья Владимировна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Изучение специальной литературы, периодических изданий, занятие своей профессиональной практической деятельностью помогли мне прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с тяжелым недоразвитием речи. Моя практическая работа в детском дошкольном учреждении только подтверждает то, что процент не говорящих детей, которые с трудом понимают обращенную к ним речь, детей, которые не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами, растет год от года. Ничего удивительного нет в том, что многие воспитатели испытывают трудности в работе с такими детьми, не знают как построить коррекционную работу, чтобы она приносила результат и была эффективной. В настоящей статье представлен практический материал, помогающий воспитателям, которые ведут работу с подобными детьми, в их педагогической деятельности. Опираясь на программу Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной, на методику, изложенную в работе Т.Б. Филичевой, М.С.Жуковой, Е.М. Мостюковой [1], была сформулирована цель коррекционного воздействия на детей с тяжелым нарушением речи, а именно расширение объема понимания речи, основанное на развитии у детей представления о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно: - Побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь.
- Научить ребенка слушать речь воспитателя.
- Научить выполнять простые поручения по словесной инструкции.
- Вызывать речевое подражание, с связанная с практической деятельностью детей, с наглядной ситуацией при обязательном эмоциональном контакте.
- Накопить и расширить пассивный словарь ребенка.
Вышеперечисленные задачи необходимо решать в комплексе. Так как дети, имеющие ОНР 1-й уровень, не понимают обращенную к ним речь, часто ориентируются только на ситуацию, поэтому важно развивать у детей понимание обращенной речи через различные ситуации. Важно правильно организовать игровую и предметную ситуации. Воспитатель должен использовать ситуативные моменты режимных процессов. Необходимо обращаться к ребенку коротким предложением, производить действия несколько раз подряд, закрепляя повторением сказанного. На пример в режимных моментах: Игровое упражнение “Помоги няне” Воспитатель: Принеси тарелку. Что ты принес? Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка. Что это? Это тарелка. И т.д. и т.п. Воспитатель фиксирует внимание и добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Воспитатель: Посмотри, где у меня рот? Где губы? Смотри: “Та-рел-ка”. Давай вместе: та-рел-ка. Молодец! При выполнении упражнения хвалить ребенка обязательно, хотя он сразу корректного, правильного повторения не достигнет, но зато ребенок следил за тем как говорил воспитатель. Игровое упражнение “Собираемся на прогулку”. Воспитатель: Что мы достали? – Шубу. Что это такое? – Шуба. Что сейчас мы надели? – Шубу. Что мы достали? – Шапку. Что это такое? – Шапка. Что сейчас мы надели? – Шапку. И т.д. Также наглядные ситуации используются: - При подготовке к занятию.
- Уборке в кукольном уголке.
- Во время приема пищи.
- Подготовке ко сну и т.д.
Очень эффективен такой прием, когда в той среде, где происходит ситуация, вывешивается яркая, красочная картинка с тем же действием, которое совершает ребенок. Например, в умывальной комнате прикрепляется картинка с изображением ребенка моющего руки. Воспитателю обращает на картинку внимание ребенка в конце игровой ситуации. На занятиях по ознакомлению детей с окружающим особое внимание воспитателю необходимо обратить на организацию занятия. Занятие проводится либо индивидуально либо с малой группой детей (2-3 ребенка). На прогулке большое значение имеют наблюдения за живыми и неживыми объектами. Например: Воспитатель: Посмотри, вот воробей. Давай покормим его крошками. Смотри он клюет крошки. Кто это? – Воробей. Что он делает? – Клюет. Или воспитатель: Посмотри, листики падают. Воспитатель поднимает листик. Воспитатель: Смотри, желтый листик. Что это? – Листик. Какого цвета? – Желтого. А после прогулки, в группе показать картинку с осенними листьями. Воспитатель: Посмотри, листики. Используется серия игр: “В гости Таня к нам пришла”, “Уложим куклу Таню спать”, “Умоем куклу Таню”, “Постираем платье Тане” и т.д. Играя с куклой Таней, закрепляем ситуации, использованные ранее с ребенком в режимных моментах. Серия игр “Умный пальчик” Воспитатель просит показать ребенка пальчиком предметы или игрушки. А на картинке с простым сюжетом изображение предметов и игрушек. Например: Где домик? Где машинка? Где солнышко? И т.д. Серия игр “Поручение”. Постепенное усложнение заданий. 1. Воспитатель просит принести куклу, посадить куклу, положить куклу спать и т.д. 2. Усложнение. Воспитатель просит дать красную машинку или дать большую машинку и т.д. 3. Дальнейшее усложнение. Воспитатель просит положить пирамидку в стол, положить пирамидку на стол, положить мяч в ящик, поставить машинку на стул Чтобы ребенку игра была интересна, можно привлечь к игре любимые ребенком игрушки. Например, “Давай Миша (игрушка) тебе поможет”. Воспитатель дает поручение игрушке, а ребенок выполняет задание “Мишкиными лапами”. Другой прием предполагает наличие более активного участия ребенка. Серия игр “Прятки” В игре участвуют любимые игрушки, но меняется роль воспитателя (она “не руководящая”). Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки “Мишку” с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: “Миша, посмотри под столом. – Нет под столом. Миша, посмотри на полке. – Нет на полке. И т.д. При этом действия выполняет ребенок. Серия игр “Гости идут, подарки несут” В игре используются игрушки или серия картинок с изображением животных. Цель игры: Речевые подражания голосам животных. На следующем этапе воспитатель использует специальные приемы и игровые ситуации, способствующие активизации речи ребенка. Например, “Волшебная коробочка”, “Волшебный сундучок”, “Волшебный мешочек”. Неожиданное появление новой игрушки из “Волшебной коробочки” побуждает ребенка к речевой активности. При знакомстве с художественной литературой для лучшего понимание простых коротких текстов, сказок, потешек применила набор настольных деревянных театров. Настольный деревянный театр для ребенка прост в обращении, удобен для манипуляций фигурками. Например: сказка “Репка”. Воспитатель: Посадил дед Репку. Посмотри, кто э...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 1058
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|