Главная / Методические материалы / Логопедия

Развитие понимания обращенной речи у неговорящих детей в условиях речевого сада


Автор(ы): Рубан Наталья Владимировна, воспитатель

Изучение специальной литературы, периодических изданий, занятие своей профессиональной практической деятельностью помогли мне прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с тяжелым недоразвитием речи. Моя практическая работа в детском дошкольном учреждении только подтверждает то, что процент не говорящих детей, которые с трудом понимают обращенную к ним речь, детей, которые не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами, растет год от года. Ничего удивительного нет в том, что многие воспитатели испытывают трудности в работе с такими детьми, не знают как построить коррекционную работу, чтобы она приносила результат и была эффективной.
В настоящей статье представлен практический материал, помогающий воспитателям, которые ведут работу с подобными детьми, в их педагогической деятельности.
Опираясь на программу Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной, на методику, изложенную в работе Т.Б. Филичевой, М.С.Жуковой, Е.М. Мостюковой [1], была сформулирована цель коррекционного воздействия на детей с тяжелым нарушением речи, а именно расширение объема понимания речи, основанное на развитии у детей представления о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
  1. Побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь.
  2. Научить ребенка слушать речь воспитателя.
  3. Научить выполнять простые поручения по словесной инструкции.
  4. Вызывать речевое подражание, с связанная с практической деятельностью детей, с наглядной ситуацией при обязательном эмоциональном контакте.
  5. Накопить и расширить пассивный словарь ребенка.
Вышеперечисленные задачи необходимо решать в комплексе. Так как дети, имеющие ОНР 1-й уровень, не понимают обращенную к ним речь, часто ориентируются только на ситуацию, поэтому важно развивать у детей понимание обращенной речи через различные ситуации. Важно правильно организовать игровую и предметную ситуации. Воспитатель должен использовать ситуативные моменты режимных процессов. Необходимо обращаться к ребенку коротким предложением, производить действия несколько раз подряд, закрепляя повторением сказанного. На пример в режимных моментах:
Игровое упражнение “Помоги няне”
Воспитатель: Принеси тарелку. Что ты принес? Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка. Что это? Это тарелка. И т.д. и т.п.
Воспитатель фиксирует внимание и добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию.
Воспитатель: Посмотри, где у меня рот? Где губы? Смотри: “Та-рел-ка”. Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!
При выполнении упражнения хвалить ребенка обязательно, хотя он сразу корректного, правильного повторения не достигнет, но зато ребенок следил за тем как говорил воспитатель.
Игровое упражнение “Собираемся на прогулку”.
Воспитатель: Что мы достали? – Шубу. Что это такое? – Шуба. Что сейчас мы надели? – Шубу. Что мы достали? – Шапку. Что это такое? – Шапка. Что сейчас мы надели? – Шапку. И т.д.
Также наглядные ситуации используются:
  1. При подготовке к занятию.
  2. Уборке в кукольном уголке.
  3. Во время приема пищи.
  4. Подготовке ко сну и т.д.
Очень эффективен такой прием, когда в той среде, где происходит ситуация, вывешивается яркая, красочная картинка с тем же действием, которое совершает ребенок. Например, в умывальной комнате прикрепляется картинка с изображением ребенка моющего руки. Воспитателю обращает на картинку внимание ребенка в конце игровой ситуации.
На занятиях по ознакомлению детей с окружающим особое внимание воспитателю необходимо обратить на организацию занятия. Занятие проводится либо индивидуально либо с малой группой детей (2-3 ребенка). На прогулке большое значение имеют наблюдения за живыми и неживыми объектами. Например:
Воспитатель: Посмотри, вот воробей. Давай покормим его крошками. Смотри он клюет крошки. Кто это? – Воробей. Что он делает? – Клюет.
Или воспитатель: Посмотри, листики падают. Воспитатель поднимает листик. Воспитатель: Смотри, желтый листик. Что это? – Листик. Какого цвета? – Желтого.
А после прогулки, в группе показать картинку с осенними листьями.
Воспитатель: Посмотри, листики.
Используется серия игр: “В гости Таня к нам пришла”, “Уложим куклу Таню спать”, “Умоем куклу Таню”, “Постираем платье Тане” и т.д.
Играя с куклой Таней, закрепляем ситуации, использованные ранее с ребенком в режимных моментах.
Серия игр “Умный пальчик”
Воспитатель просит показать ребенка пальчиком предметы или игрушки. А на картинке с простым сюжетом изображение предметов и игрушек. Например: Где домик? Где машинка? Где солнышко? И т.д.
Серия игр “Поручение”. Постепенное усложнение заданий.
1. Воспитатель просит принести куклу, посадить куклу, положить куклу спать и т.д.
2. Усложнение. Воспитатель просит дать красную машинку или дать большую машинку и т.д.
3. Дальнейшее усложнение. Воспитатель просит положить пирамидку в стол, положить пирамидку на стол, положить мяч в ящик, поставить машинку на стул
Чтобы ребенку игра была интересна, можно привлечь к игре любимые ребенком игрушки. Например, “Давай Миша (игрушка) тебе поможет”. Воспитатель дает поручение игрушке, а ребенок выполняет задание “Мишкиными лапами”. Другой прием предполагает наличие более активного участия ребенка.
Серия игр “Прятки”
В игре участвуют любимые игрушки, но меняется роль воспитателя (она “не руководящая”). Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки “Мишку” с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: “Миша, посмотри под столом. – Нет под столом. Миша, посмотри на полке. – Нет на полке. И т.д. При этом действия выполняет ребенок.
Серия игр “Гости идут, подарки несут”
В игре используются игрушки или серия картинок с изображением животных. Цель игры: Речевые подражания голосам животных.
На следующем этапе воспитатель использует специальные приемы и игровые ситуации, способствующие активизации речи ребенка. Например, “Волшебная коробочка”, “Волшебный сундучок”, “Волшебный мешочек”. Неожиданное появление новой игрушки из “Волшебной коробочки” побуждает ребенка к речевой активности.
При знакомстве с художественной литературой для лучшего понимание простых коротких текстов, сказок, потешек применила набор настольных деревянных театров. Настольный деревянный театр для ребенка прост в обращении, удобен для манипуляций фигурками.
Например: сказка “Репка”.
Воспитатель: Посадил дед Репку. Посмотри, кто э...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 741

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!