Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Национально-региональный компонент в школе. Влияние творчества М.Р. Баинова на эмоционально-чувственное и эмоционально-ценностное отношение к миру
Автор(ы): Тюкпиекова Лилия Иосифовна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Эмоционально-чувственное развитие ребенка выступает как одно из важных условий его адаптации в обществе, успешное взаимодействие с окружающим миром. Работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у учащихся связана с их знакомством с поэзией, музыкой, мировой художественной культурой, а также с народным фольклором, обычаями и традициями народа, с творчеством национальных поэтов и писателей. У каждого народа есть свои характерные особенности. У русского народа это – открытось, общительность, прямолинейность; у немцев – пунктуальность, трудолюбие; у азербайджанцев – напористость, упрямство. Хакасскому народу присущи такие черты как сдержанность, терпеливость, немногословность, корректность. Это народ толерантный по отношению к другим нациям и их культурам. Такие выводы можно сделать в результате наблюдения и работы с детьми и родителями разных национальностей в школе. Знание черт характера, особенностей различных наций имеют немаловажное значение в общении с детьми и развитие их эмоционально-чувственного восприятия мира. Произведения Баинова имеют большое значение в процессе формирования личности школьника, в формировании его эмоционально-чувственного и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Знакомство учащихся с творчеством М.Р.Баинова на уроках, во внеурочной деятельности помогают в работе социально-психологической службы школы. Творчество М.Баинова связано с его биографией, которая разнообразна, многогранна. Читая его произведения, дети учатся понимать и относиться к своей жизни и жизни другого человека как к главной ценности. Дети учатся осознавать значимость того, что ты есть на свете, в умении любить мир вокруг себя и себя в этом мире, понимая свою причастность ко всему происходящему, испытывая потребность в созидательной деятельности. Также ученик учится понимать ценность человеческой жизни в конкретный исторический период, при определенных исторических условиях, которые актуальны и в наше время. Понимание Жизни как главной ценности на земле, объединяющей человечество, позволяют рассматривать и другие ценности в творчестве Баинова, такие, как Природа, Права человека, Свобода, ответственность, Труд, Патриотизм, Многообразие культур, Творчество и другие, в качестве условий для полноценной и счастливой жизни человека. Произведения Баинова формируют у детей чувство радости, восторженного отношения, любви к своей малой Родине и к России. Приведем в пример строчки из стихов: Земля моя из капель грез Вселенной, Из сказок, песен сотканный ковер… На ней мечтал душою осветленной О счастье я у Сорокаозер… (Из сборника “Дорога – вечная тревога”) Россия! Кланяюсь тебе я, Твоим полям и городам. Цветы любви, лицом светлея, Кладу к березовым корням… (Из сборника “Текущие реки”) Учащиеся учатся проявлять подлинную заботу о близких людях, проявлять сострадание, сочувствие: “Из бездны боли и страданья, Из той больницы городской Тогда я вынес осязанье Великой общности людской…”, и любовь: Моя любовь не растеряла В своих страданьях красоты. Не приземленная летала Она сквозь песни тахпахчи, Святые краски Рафаэля Дарили ей свои лучи… (Из сборника “Дорога – вечная тревога”) Его стихи учат, чтобы дети и взрослые выражали свои чувства и эмоции к родителям и близким людям тогда, когда они рядом: Все было у меня, едва я Родился – и отец, и мать, Дед с бабкой, Родина без края, Весь мир, который не объять…, (Из сборника “Дорога – вечная тревога”) а не жить одними воспоминаниями: Над могилой мамы Белый снег, как терем. Что-то одиноко мне на свете стало. Как тогда, хочу я огонек увидеть, Успокоить маму и в тепле согреться. Пусть над белой степью белый месяц выйдет, И споет мне мама снова песню детства… (Из сборника “Дорога – вечная тревога”) Анализируя стихи с учащимися, мы воспитываем в них трудолюбие, любовь к природе и почтительное отношение к ней: Простите, Кони, труженики Кони, Я помню бич свой, помню вашу боль… Себя чуть выше кузова в фургоне И жаркий пот, И въедливую соль… (Из сборника “Дорога – вечная тревога”) В его стихах мы видим толерантное отношение к другим народам и желание учиться чему-то новому: И человеку человек Добра желает в этом мире, В любом дому, в любой квартире, В любом краю на целый век… (Из сборника “Дорога – вечная тревога”) Бывал я рад… Услышать песни новые сквозь сон, Когда мне мокши, россы = Словом, россияне, Являли мир чудес со всех сторон… (Из сборника “Дорога – вечная тревога”) И Лермонтов, и Пушкин, Маяковский, Твардовский и Неруда, и Хикмет… В ночах бессонных мне дарили свет… (Из сборника “Дорога – вечная тревога”) Стихи Баинова учат переживать чувства и эмоции других людей и выражать свои: “Как часто грустным, одиноким Себя я чувствую теперь… Осиной вся душа дрожит. Но страх уходит изумленный… С улыбкой, легкою походкой Идешь навстречу, как всегда…” Читая стихи Баинова, переживая его чувства, мы воспитываем в детях уважительное, почтительное отношение к людям разных профессий: Пречистая, как воды Ганга, Светлее, чем его струя, Святая мать моя, о Анна, О, свет Сергеевна моя!.. (“С похвальной грамотой в кармане…”) В школьном возрасте формируется личность учащегося, его отношение к окружающему миру, к людям, осознание ценности своей жизни и жизни других людей. Формировать гармоничную личность нам помогает музыкальное, художественное и литературное творчество разных народов. Литература - Баинов М.Р. Текущие реки. Стихи и поэмы. Пер. с хакасского А.Медведева. М., “Современник”, 1976.
- Баинов М.Р. Дорога – вечная тревога. Стихи и поэмы: - Абакан. Хакасское книжное издательство.2000. - 128 с.
- Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. 1999. № 3. С. 18–24.
Он был рожден поэтом… Классный час для учащихся 6–7 классов Цель: познакомить с творчеством М.Р.Баинва, пробудить у детей интерес к чтению произведений хакасских поэтов; развивать речь, познавательный интерес учащихся; повышать учебную мотивацию; воспитывать любовь к своей малой родине, к родному краю. Оборудование: мультимедиа презентация о М.Р. Баинове, выставка книг. Раздаточный материал: книжки со стихами М.Р.Баинова для учащихся; листы бумаги для рисования, цветные карандаши или краски. Приглашенные: родители учащихся в национальных костюмах. В начале занятия играет чатхан (играет ученик музыкальной школы). Ведущий: Сегодня наш разговор пойдет о Хакасии, о земле, на которой мы родились и живем, о людях, живущих на этой земле. Выходят мальчик и девочка в национальных костюмах. Читают стихотворение: 1. Земля моя из капель грез Вселенной, Из сказок, песен сотканный ковер… На ней мечтал душою осветленной О счастье я у Сорокаозер… 2. Россия! Кланяюсь тебе я, Твоим полям и городам. Цветы любви, лицом светлея, Кладу к березовым корням… (Из сборника “Дорога – вечная тревога”) Библиотекарь знакомит с поэтами Хакасии, в том числе с М.Р.Баиновым; показывает книги. Читает стихотворение М.Р. Баинова. Ведущий: Ребята, вы посмотрели книги и послушали о хакасских поэтах. Как вы думаете, о каком поэте сейчас пойдет рассказ? (Ответы учащихся). Ведущий: Правильно. Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством Моисея Романовича Баинова. Выходят учащиеся (их речь сопровождает мультимедиа презентация): 1 учащийся: М.Р.Баинов родился в 1937 году в селе Хызыл-Салда. Отец его работал трактористом, а во время войны...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.04 | Просмотров: 806
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|