Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Программа элективного курса Донское казачество в XVI–XIX веках
Автор(ы): Толстых Михаил Леонидович, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Программа элективного курса «Донское казачество в XVI–XIX веках» (Приложение) Пояснительная записка Данный курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из состояний России обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение данного курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета, изучить материал лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России. Изучение курса рассчитано на 17 часов – 2 учебных часа в неделю. Цели курса 1. Создание условий для формирования и развития у обучающихся: - интеллектуальных умений в области исторического исследования, позволяющих исследовать малоизученные, спорные и дискуссионные вопросы отечественной истории;
- интереса к изучению истории и проведению исторических исследований;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
2. В процессе обучения учащиеся приобретут следующие конкретные умения: - критически анализировать материал источников, проводить сравнительный анализ полученных данных;
- описывать результаты проведенных исследований;
- выдвигать гипотезы;
- отбирать необходимые источники и сопутствующие (справочные и иные) материалы;
- представлять результаты исследования в виде таблиц и графиков;
- интерпретировать результаты исследования;
- делать выводы;
- обсуждать результаты исследования, участвовать в дискуссии, обстоятельно и аргументировано доказывать свою точку зрения.
Учебные и вспомогательные материалы для обеспечения курса - Собрание сочинений Николая Ивановича Костомарова.
- Собрание сочинений Сергея Михайловича Соловьева
- Сочинения Василия Осиповича Ключевского.
- Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1911-1916 годов в 86 томах.
- Школьная энциклопедия «Руссика» в 8 томах.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия на 10 CD.
- CD- диск «Донское казачество в XVI – XIX веках».
Виды деятельности учащихся Учащиеся могут выбрать три из ниже перечисленных видов деятельности: - составление хронологических таблиц «Этапы развития Донского казачьего войска», «Войсковые атаманы Донского казачьего войска», «Наказные атаманы Донского казачьего войска»;
- составление синхронистических таблиц «Современники»;
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- написание эссе;
- составление мини-энциклопедий «Войсковые атаманы Донского казачьего войска», «Наказные атаманы Донского казачьего войска» и др.;
- подготовка сценариев для слайд-фильма;
- составление карт («Развитие войска Донского», «Походы казаков Дона» и т.д.)
Учащиеся могут выбрать: - объект изучения (кого из исторических деятелей они будут изучать);
- вид отчетных работ из предложенного перечня;
- литературу, по которой они будут готовить собственные работы.
Критерии успешности изучения курса Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее трех обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению. Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий: - инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
- использование медиа-технологий и материалов сети Интернет.
- инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.).
Фиксация динамики интереса к изучению курса Анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т. е. не мене трех раз за цикл обучения). Форма итоговой отчетности Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся. Тематический план курса № п./п. | Тема занятий
| Количество часов
| 1
| Сведения о присутствии казаков на Дону
| 2
| 2
| О внутреннем быте донских казаков
| 2
| 3
| Отчет о проделанной работе № 1
| 1
| 4
| Донское войско в эпоху Петра Первого
| 2
| 5
| Донское казачество в XVIII – середине XIX века
| 2
| 6
| Отчет о проделанной работе № 2
| 2
| 7
| Область Великого войска Донского в конце XIX века
| 2
| 8
| Отчет о проделанной работе № 3
| 1
| 9
| Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся
| 3
| Примерные темы для исследований - Этапы становления Донского казачьего войска.
- Форма и вооружение донских казаков.
- Войсковые атаманы Донского войска.
- Наказные атамана донского войска.
- География походов донских казаков.
- Некрасовцы.
- Войсковой судья Мартынов Дмитрий Мартынович.
- Казачий живописец Андрей Жданов
- Донской атаман Минаев Фрол Минаевич.
- Донской атаман Ефремов Данила Ефремович.
- Донской атаман Ефремов Степан Данилович.
- Донской атаман Иловайский Иван Мокеевич.
- Донской атаман Иловайский Алексей Иванович
- Донской атаман Орлов Василий Петрович
- Атаманша Меланья Ефремова.
- Донской атаман Платов Матвей Иванович
- Донской атаман Денисов Андриан Карпович
- Донской атаман Кутейников Дмитрий Ефимович
- Донской атаман Власов Максим Григорьевич
- Донской атаман Каледин Алексей Максимович
- Донской атаман Краснов Петр Николаевич.
Две последние темы выдаются за хронологические рамки курса, но способствуют развитию дальнейшего интереса к изучению истории казачества. Программа элективного курса «Амурское казачество в XIX-XX веках» Пояснительная записка Данный курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из состояний России обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение данного курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведенья. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. Изучение курса рассчитано на 17 часов – 2 учебных часа в неделю. Цели курса 1.Создание условий для формирования и развития у обучающихся: - интеллектуальных умений в области исторического исследования, позволяющих исследовать малоизученные, спорные и дискуссионные вопросы отечественной истории ;
- интереса к изучению истории и проведению исторических исследований;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
2. В процессе обучения учащиеся приобретут следующие конкретные умения: - критически анализировать материал источников, проводить сравнительный анализ полученных данных;
- описывать результаты проведенных исследований;
- выдвигать гипотезы;
- отбирать необходимые источники и сопутствующие (справочные и иные) материалы;
- представлять результаты исследования в виде таблиц и графиков;
- интерпретировать результаты исследования;
- делать выводы;
- обсуждать результаты исследования, участвовать в дискуссии, обстоятельно и аргументировано доказывать свою точку зрения.
Учебные и вспомогательные материалы для обеспечения курса - Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1911-1916 годов в 86 томах.
- Школьная энциклопедия «Руссика» в 8 томах.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия на 10 CD.
- CD-диск «Амурское казаче...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.04 | Просмотров: 657
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|