Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Литературная гостиная Королева мягкого юмора (по творчеству Н.А. Тэффи). Отработка навыков выразительной речи на уроках литературы - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Литературная гостиная Королева мягкого юмора (по творчеству Н.А. Тэффи). Отработка навыков выразительной речи на уроках литературы


Автор(ы): Евсеенко Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: совершенствование навыков выразительной речи.
Задачи:
  • ознакомить учащихся с жизнью и особенностями творчества русской поэтессы;
  • продолжить формирование речевых навыков: техники речи, интонации, правильной расстановки логических ударений, пауз; тона и тембра голоса;
  • продолжить формирование вспомогательных навыков: постановка позы, мимики, жестов при выразительном чтении;
  • совершенствовать навыки первичного анализа текста;
  • развивать умение слушать и задавать вопросы;
  • способствовать эстетическому восприятию сценической речи и классической музыки учащимися;
  • формировать патриотическое чувство.
Используемые формы работы:
  • ролевая игра;
  • чтение наизусть стихов и прозы;
  • элементы анализа художественного текста;
  • аудирование (стихи на французском языке, стихи и проза на русском языке, классическая музыка).
Оборудование: выставка книг Тэффи и о ней, портреты поэтессы и ее сестры, ученическая исследовательская работа «Анекдот и трагедия в жизни и творчестве Н.А. Лохвицкой (Тэффи)», иллюстрации к известным произведениям и эпизодам из жизни, выполненные ученицей; печатный раздаточный материал (тексты стихотворений Тэффи для анализа), DVD, сценический реквизит [1], рисунки 1, 2, 3, 4, 5 (приложение).
Ход урока
Вступительное слово учителя
Поэтесса, драматург, блестящий прозаик, Тэффи (настоящее имя – Надежда Александровна Лохвицкая) начала в 1900-е годы писать под псевдонимом, возможно, из-за того, что под собственной фамилией печаталась сестра - поэтесса Мирра Лохвицкая. Тэффи приобрела широкую известность еще до выхода в 1910 году первой книги рассказов. О популярности ее раннего творчества (поклонниками таланта «очаровательной Тэффи» были все – от последнего русского императора Николая до гимназистов) говорил не только факт переиздания книг, но и выпуск модных тогда духов «Тэффи».
Холодноватая, жеманная, хранящая, по словам Гумилева, «подлинные, изящно - простые сказки средневековья», поэзия Тэффи раскрывала те возможности ее таланта, которые оставались неиспользованными в иронической прозе. Позже, в эмиграции, тональность ее прозы приблизится к настроению ее поэзии, где тоже появится, как скажет Куприн, «светла грусть без мировой скорби».
Здесь учитель дает задание по частичному анализу текста гостям, ученикам, не участвующим в ролевой игре (используется раздаточный материал). Предлагается «сплести венок Тэффи» из цветов, упоминаемых ей в стихотворениях; «собрать ожерелье» из драгоценных камней, которые она назвала.
Ролевая игра
Действующие лица:
Ведущий, одет в строгий костюм;
Литературная дама – особа, принятая в писательских кругах начала 20-го века, одета в атласное платье;
Писатель - завсегдатай литературных салонов начала 20-го века, одет в строгий костюм, на шее – шейный платок,
Юноша бледный – начинающий поэт нашего времени, худощавый молодой человек в джинсах и свитере.
Оформление: в центре – круглый стол, застланный зеленым сукном; на столе – пара книг, листы рукописи, кофейник, четыре чашки кофе, ваза с «берлинским» печеньем; вокруг стола – четыре стула, на которых сидят в произвольных позах персонажи. Персонажи как будто продолжают уже начатый за кофе разговор.
ПИСАТЕЛЬ: А помните ли вы, господа, такой эпизод? Когда в 1913 г. в России праздновалось 300-летие царствования дома Романовых и по этому случаю составляли юбилейный императорский сборник, у царя Николая спросили, кого из современных русских писателей он желал бы в нем видеть.
ЮНОША БЛЕДНЫЙ: И что же ответил государь?
ПИСАТЕЛЬ: А государь категорично заявил: «Тэффи, только ее! Никого, кроме нее, не надо. Одну Тэффи!»
ЮНОША БЛЕДНЫЙ: Кто же эта загадочная дама, к которой так благоволил русский император?
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: А для этого, мой друг, нужно заглянуть в мир детства. И тогда вы непременно вспомните, что Тэффи – Это персонаж сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». А звали так дочку первобытного человека, полное имя которой было «девочка – которую – нужно – хорошенько – отшлепать – за – то – что – она – такая – шалунья».
ВЕДУЩИЙ: Да, именно таково происхождение псевдонима, который взяла себе русская писательница Надежда Александровна Лохвицкая. Трудно поверить сейчас, после долгих лет забвения, что в дореволюционной России она пользовалась чрезвычайной популярностью. Ее книги читали и ею восхищались люди самых разных чинов и званий – начиная от почтовых служащих, кончая… российским императором.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: Это верно. Она очень рано почувствовала себя знаменитостью. Писательница рассказывала, как однажды даже «объелась» славой (рассказывает известную историю о том, как кто-то из поклонников принес ей конфеты, названные в ее честь, и что из этого вышло).
ВЕДУЩИЙ: А родилась Надежда Александровна 9 мая 1872 года в Петербурге в семье известного адвоката. Надя была третьим ребенком в семье. Старшим был брат Николай, он выбрал карьеру военного. Затем шла сестра Мария, ставшая впоследствии известной поэтессой и публиковавшаяся под именем Мирры Лохвицкой.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: Да-да. Еще ее называли «русской Сафо».
Читают стихи Мирры.
ВЕДУЩИЙ: У Нади была и младшая сестра – Елена, тоже писавшая стихи.
ПИСАТЕЛЬ: Все три сестры Лохвицкие начали писать стихи еще в гимназии. Они мечтали стать знаменитыми. На семейном совете, чтобы избежать зависти, было решено: всем троим одновременно выступать в печати не следует. Уговорились «становиться знаменитыми» поочередно.
ВЕДУЩИЙ: В таком соглашении был элемент детской игры. Но оно оказалось провидческим. Тэффи было 32 года, когда она стала регулярно печататься.
Читают стихи «Мой черный карлик», звучит музыка.
ВЕДУЩИЙ: Период расцвета политической сатиры пришелся на 1905 год. Всегда далекая от политики, Тэффи откликнулась на события той поры сатирическим стихотворением «Пчелки», построенным на классическом для русской литературы противопоставлении «пчелы – трутни».
Читают стихотворение «Пчелки».
ВЕДУЩИЙ: Вообще то время, полное драматических событий, было отмечено и многими курьезными моментами (рассказывает несколько известных историй).
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: Но, господа, довольно политики!
ПИСАТЕЛЬ: Да, пожалуй, хватит.
ЮНОША БЛЕДНЫЙ: А каким человеком в жизни была...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.07 | Просмотров: 946

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340