Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Литературная гостиная Королева мягкого юмора (по творчеству Н.А. Тэффи). Отработка навыков выразительной речи на уроках литературы
Автор(ы): Евсеенко Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: совершенствование навыков выразительной речи. Задачи: - ознакомить учащихся с жизнью и особенностями творчества русской поэтессы;
- продолжить формирование речевых навыков: техники речи, интонации, правильной расстановки логических ударений, пауз; тона и тембра голоса;
- продолжить формирование вспомогательных навыков: постановка позы, мимики, жестов при выразительном чтении;
- совершенствовать навыки первичного анализа текста;
- развивать умение слушать и задавать вопросы;
- способствовать эстетическому восприятию сценической речи и классической музыки учащимися;
- формировать патриотическое чувство.
Используемые формы работы: - ролевая игра;
- чтение наизусть стихов и прозы;
- элементы анализа художественного текста;
- аудирование (стихи на французском языке, стихи и проза на русском языке, классическая музыка).
Оборудование: выставка книг Тэффи и о ней, портреты поэтессы и ее сестры, ученическая исследовательская работа «Анекдот и трагедия в жизни и творчестве Н.А. Лохвицкой (Тэффи)», иллюстрации к известным произведениям и эпизодам из жизни, выполненные ученицей; печатный раздаточный материал (тексты стихотворений Тэффи для анализа), DVD, сценический реквизит [1], рисунки 1, 2, 3, 4, 5 (приложение). Ход урока Вступительное слово учителя Поэтесса, драматург, блестящий прозаик, Тэффи (настоящее имя – Надежда Александровна Лохвицкая) начала в 1900-е годы писать под псевдонимом, возможно, из-за того, что под собственной фамилией печаталась сестра - поэтесса Мирра Лохвицкая. Тэффи приобрела широкую известность еще до выхода в 1910 году первой книги рассказов. О популярности ее раннего творчества (поклонниками таланта «очаровательной Тэффи» были все – от последнего русского императора Николая до гимназистов) говорил не только факт переиздания книг, но и выпуск модных тогда духов «Тэффи». Холодноватая, жеманная, хранящая, по словам Гумилева, «подлинные, изящно - простые сказки средневековья», поэзия Тэффи раскрывала те возможности ее таланта, которые оставались неиспользованными в иронической прозе. Позже, в эмиграции, тональность ее прозы приблизится к настроению ее поэзии, где тоже появится, как скажет Куприн, «светла грусть без мировой скорби». Здесь учитель дает задание по частичному анализу текста гостям, ученикам, не участвующим в ролевой игре (используется раздаточный материал). Предлагается «сплести венок Тэффи» из цветов, упоминаемых ей в стихотворениях; «собрать ожерелье» из драгоценных камней, которые она назвала. Ролевая игра Действующие лица: Ведущий, одет в строгий костюм; Литературная дама – особа, принятая в писательских кругах начала 20-го века, одета в атласное платье; Писатель - завсегдатай литературных салонов начала 20-го века, одет в строгий костюм, на шее – шейный платок, Юноша бледный – начинающий поэт нашего времени, худощавый молодой человек в джинсах и свитере. Оформление: в центре – круглый стол, застланный зеленым сукном; на столе – пара книг, листы рукописи, кофейник, четыре чашки кофе, ваза с «берлинским» печеньем; вокруг стола – четыре стула, на которых сидят в произвольных позах персонажи. Персонажи как будто продолжают уже начатый за кофе разговор. ПИСАТЕЛЬ: А помните ли вы, господа, такой эпизод? Когда в 1913 г. в России праздновалось 300-летие царствования дома Романовых и по этому случаю составляли юбилейный императорский сборник, у царя Николая спросили, кого из современных русских писателей он желал бы в нем видеть. ЮНОША БЛЕДНЫЙ: И что же ответил государь? ПИСАТЕЛЬ: А государь категорично заявил: «Тэффи, только ее! Никого, кроме нее, не надо. Одну Тэффи!» ЮНОША БЛЕДНЫЙ: Кто же эта загадочная дама, к которой так благоволил русский император? ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: А для этого, мой друг, нужно заглянуть в мир детства. И тогда вы непременно вспомните, что Тэффи – Это персонаж сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». А звали так дочку первобытного человека, полное имя которой было «девочка – которую – нужно – хорошенько – отшлепать – за – то – что – она – такая – шалунья». ВЕДУЩИЙ: Да, именно таково происхождение псевдонима, который взяла себе русская писательница Надежда Александровна Лохвицкая. Трудно поверить сейчас, после долгих лет забвения, что в дореволюционной России она пользовалась чрезвычайной популярностью. Ее книги читали и ею восхищались люди самых разных чинов и званий – начиная от почтовых служащих, кончая… российским императором. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: Это верно. Она очень рано почувствовала себя знаменитостью. Писательница рассказывала, как однажды даже «объелась» славой (рассказывает известную историю о том, как кто-то из поклонников принес ей конфеты, названные в ее честь, и что из этого вышло). ВЕДУЩИЙ: А родилась Надежда Александровна 9 мая 1872 года в Петербурге в семье известного адвоката. Надя была третьим ребенком в семье. Старшим был брат Николай, он выбрал карьеру военного. Затем шла сестра Мария, ставшая впоследствии известной поэтессой и публиковавшаяся под именем Мирры Лохвицкой. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: Да-да. Еще ее называли «русской Сафо». Читают стихи Мирры. ВЕДУЩИЙ: У Нади была и младшая сестра – Елена, тоже писавшая стихи. ПИСАТЕЛЬ: Все три сестры Лохвицкие начали писать стихи еще в гимназии. Они мечтали стать знаменитыми. На семейном совете, чтобы избежать зависти, было решено: всем троим одновременно выступать в печати не следует. Уговорились «становиться знаменитыми» поочередно. ВЕДУЩИЙ: В таком соглашении был элемент детской игры. Но оно оказалось провидческим. Тэффи было 32 года, когда она стала регулярно печататься. Читают стихи «Мой черный карлик», звучит музыка. ВЕДУЩИЙ: Период расцвета политической сатиры пришелся на 1905 год. Всегда далекая от политики, Тэффи откликнулась на события той поры сатирическим стихотворением «Пчелки», построенным на классическом для русской литературы противопоставлении «пчелы – трутни». Читают стихотворение «Пчелки». ВЕДУЩИЙ: Вообще то время, полное драматических событий, было отмечено и многими курьезными моментами (рассказывает несколько известных историй). ЛИТЕРАТУРНАЯ ДАМА: Но, господа, довольно политики! ПИСАТЕЛЬ: Да, пожалуй, хватит. ЮНОША БЛЕДНЫЙ: А каким человеком в жизни была...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.07 | Просмотров: 946
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|