Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Образовательная программа по валеологии (для начальной школы) - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Образовательная программа по валеологии (для начальной школы)


Автор(ы): Мелентьева Марина Сергеевна, учитель начальных классов; Раицкий Анатолий Анатольевич, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Актуальность программы
Юная личность порой без разбора “пожирает” окружающий его мир. Оказавшись в ситуации обилия внешних соблазнов, подросток не всегда может разобраться в сути и принять верное решение. Нельзя выпускать ребенка в мир не вооруженным идейно, без личных убеждений, не обученного основным знаниям психологии, диалектики, валеологии.
В школьных программах все больше расширяется разрыв со сложной современной жизнью, переплетением личных и государственных проблем. Все меньше уделяется времени на воспитание и приобретение учеником сознательной дисциплины. Очень трудно без этого искать свое место в жизни. Возникает педагогическая задача - формировать валеологические убеждения у школьников в образовательном процессе. И начинать это необходимо уже в начальной школе.
Школа, которая не готовит детей к жизни, очень слабая. Школа учит многому, но редко тому - как жить. Житейская несостоятельность у школьников-отличников такая же, как и у тех, кто по школьным предметам не успевает. Школа готовит будущих работников, но не учит понимать себя и другого, не учит дружить, любить, не учит тому, как в жизни выживать и как жизнь праздновать.
Возрастающее ослабление физической выносливости и душевной энергии при городской жизни без физической работы и закалки, и в то же время при значительной нервной нагрузке, расстраивает биологическую природу человека. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми в любой ситуации. Но таких не много. Большая часть нашей молодежи наглядно демонстрирует переоценку человеческих ценностей, выбирая материальное благополучие. Принцип “здесь и сейчас” - основной мотив совершаемых действий у подростков. А что потом, какие последствия, какой результат и во имя чего?
Необходимо ориентировать обычных ребят и девушек на развитие у них собственных валеологических убеждений. Если человек любит себя, мир, людей, если он владеет культурой мышления, знает, для чего он живет - он сумеет справиться со всеми своими проблемами.
Структура программы:
  • теоретический раздел
  • практический раздел
Цели программы:
Цель теоретического раздела программы состоит в том, чтобы дать минимально достаточный объем знаний, необходимых ребенку для осмысления своих личностных особенностей, природных качеств и причин человеческого бытия. Научить ребенка задавать вопросы (не надо отвечать на вопросы, которые они еще не задали). Обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать. Теоретический раздел реализуется в учебном процессе через “Уроки здоровья” в начальной школе. Каждое теоретическое занятие включает четыре этапа:
  • Информация к размышлению
  • Фантазирование
  • Упражнения на развитие культуры мышления, культуры этики.
  • Психогимнастика
Цель практического раздела сводится к тому, чтобы ребенок в ходе практических действий имел возможность пережить различные эмоциональные состояния. Только тогда будет происходить постепенное принятие или не принятие ребенком конкретных действий для укрепления собственного здоровья. Формирование валеологических убеждений происходит по формуле: “логическое познание (мысль) - пережито (чувства) - принято (это мое) - сделано (моя деятельность и мое поведение)”.
Практический раздел реализуется в деятельности школьного клуба “Робинзон”.
Теория должна закрепляться практикой или наоборот: теория может вытекать из практики. Главное - знание должно быть пережито ребенком, а новые знания чаще приобретены самостоятельно и практически.
Свободный осмысленный выбор учеником своего Здорового образа жизни происходит через развитие культур:
  • культуры мышления
  • культуры этики
  • культуры движений
  • культуры традиций.
Действующим началом будут являться его валеологические убеждения.

Блоки теоретического раздела

Первый класс

Урок 1. Какой я, какие другие? Давайте познакомимся.
Урок 2. Что такое здоровье?
Урок 3. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Урок 4. Как я встречаю новый день?
Урок 5. Надо, надо умываться.
Урок 6. Мой режим дня.
Урок 7. Как я делаю домашние уроки.
Урок 8. Самые полезные продукты.
Урок 9. Как правильно есть?
Урок 10. Плох обед - если хлеба нет.
Урок 11. Волшебное “Млеко”.
Урок 12. “На вкус и цвет товарищей нет”.
Урок 13. “Если хочется пить …”.
Урок 14. Что надо есть, если хочешь стать сильнее?
Урок 15. Здоровье и спорт.
Урок 16. Моя красивая осанка.
Урок 17. Делать добро спеши.
Урок 18. Доброму все здорово.
Урок 19. Чем сердиться, лучше помириться.
Урок 20. Какой я, какие другие? Чему я научился на занятиях?
Урок 21.Мое здоровье - моя программа.
Урок 22. Конкурс “Заявка на победу”.
Второй класс
Урок 1. Зачем детям ходить в школу?
Урок 2. Легко ли выдумывать? (Понятие о фантазировании).
Урок 3. Откуда я родом?
Урок 4. Может ли мышь быть больше слона?(Понятие о психологической инерции).
Урок 5. Организм.
Урок 6. Думай о другом! (Развитие ассоциативности).
Урок 7. Как устроен человек?
Урок 8. Ассоциативные загадки.
Урок 9. Болезни.
Урок 10. Метафоры.
Урок 11. Прошлое: Я до школы.
Урок 12. Развитие ассоциативности: обобщение.
Урок 13. Мое будущее.
Урок 14. Прием “Объединение”.
Урок 15. “Линия жизни”.
Урок 16. Морфологический анализ.
Урок 17. Обобщение.
Урок 18. Придумывание сказок.
Урок 19. Признаки объектов.
Урок 20. Внимание.
Урок 21. Действия объектов.
Урок 22. Память.
Урок 23. Прием “Что потом?”.
Урок 24. Мышление.
Урок 25. Прием “Творческая ошибка”.
Урок 26. Воображение.
Урок 27. Прием “Оживление”.
Урок 28. Эмоции.
Урок 29. Прием “Увеличение - уменьшение”.
Урок 30. Настроение плохое и хорошее.
Урок 31. Прием “Ускорение - замедление”.
Урок 32. Общение.
Урок 33. Несловесное общение.
Урок 34. Метод Робинзона.
Урок 35. Мое здоровье - моя программа.
Урок 36. Конкурс “Заявка на победу”.
Третий класс
Урок 1. Я продолжаю расти.
Урок 2. Давай разберемся вместе.
Урок 3. Учусь держать себя в руках.
Урок 4. Проблемы общения.
Урок 5. Прием “Наоборот”.
Урок 6. Конфликты.
Урок 7. Прием “Связки антонимов”.
Урок 8. Урегулирование конфликтов.
Урок 9. Понятие о противоречии.
Урок 10. Противоречия в свойствах характера.
Урок 11. Какой человек добрый?
Урок 12. Противоречия в свойс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.12 | Просмотров: 692

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340