Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
В союзники зову театр - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

В союзники зову театр


Автор(ы): Абдрахимова Альфия Абубакировна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

"ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕОБХОДИМА В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

(К.С. Станиславский –актер, режиссер, теоретик театра)
  1. "МЫ ВЫБИРАЕМ КУКЛЫ". Три-четыре года обучения в начальной школе – это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Как утверждают ученые, природа в отношении каждого человека была максимально щедра. Следовательно, не упуская времени, начиная с первого класса, необходимо дать каждому ребенку "попробовать на зуб" очень многое, не ограничивая рамками узкой специализации.
  2. Основная цель, которую я ставлю в работе с каждым ребенком – это формировать гармоническую личность и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей. Исключительную роль играют различные виды искусства. Существует такой синтетический вид искусства, в котором гармонично сливаются и изобразительная деятельность, и музыка, и литература, и хореография – это театр. С первого года работы в школе, на внеклассных мероприятиях и уроках присутствует мой добрый союзник – Его Величество Театр. Я преклоняюсь перед его могуществом и возможностями.
    Театр – это умный учитель и мудрый ненавязчивый воспитатель, удивительный художник фантазер и психолог – умелый строитель человеческих взаимоотношений. У меня нет театрального образования, но не зря говорят, что учитель и актер имеют родственные души. Все знания о театре я черпаю из книг об искусстве, из своих наблюдений во время сценических представлений и из практической деятельности. Я замечала что, детям 1-2 классов больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступки тряпичному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя.
    Невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла, она во все времена была неизменным спутником человека. Древние египтяне изготавливали каменные фигуры для празднеств, посвященных богам. Древнеримские статуи поворачивали головы и кивали. Русские Петрушки высмеивали людские пороки. В наше время театры кукол действуют в школах, загородных лагерях, в центрах детского творчества и просто в больших дружных семьях. Вспомним, у каждого в детстве был свой кукольный театр. В нем не было ширмы, осветительной аппаратуры, декораций. Он создавался из окружающих предметов нашего воображения.
  3. ПЕРВЫЕ ШАГИ НАШЕГО ТЕАТРА. С кукольным театром мои ученики знакомятся с первого дня, точнее с первой минуты пребывания в школе. Тряпичный заяц Тишка приветствует малышей, знакомит с правилами поведения, рассказывает о волшебных словах. Он главный мой помощник в первом классе: может объяснить новую тему, провести физкультминутку, прочитать сказку, разнять драчунов на перемене. Дети безоговорочно вступают в предложенную игру. Отвечая на вопросы, ребята смотрят прямо в блестящие пуговичные глазки зайки. Их вовсе не смущает тот факт, что Тишка говорит моим голосом. Я внимательно приглядываюсь к ребятам, стараюсь подметить у каждого, пусть даже маленькую крупицу хорошего, и обязательно похвалить.
На последнем уроке оставляю время для подведения итога учебного дня. Для детей это самый ожидаемый момент. Ведь я о каждом произнесу добрые слова перед всеми ребятами и вручу "приз". Приз – громко сказано. Он представляет собой полуфабрикат, т. е. изображение героя из сказки или мультфильма. Он делается очень быстро. Вначале на сложенном альбомном листе обвожу и вырезаю фигурку персонажа по шаблону, получаю сразу несколько заготовок. Простым карандашом намечаю лицо, одежду. Остальное – дело рук юных художников. Дети достают карандаши, фломастеры, клей. Герои сказок оживают на глазах. Дети учатся подбирать цвет, штриховать, работать с клеем и точно передавать характер героев. На протяжение нескольких дней вручаю персонажей одного произведения, пока дети не соберут полный набор. Раскрашенные заготовки наклеиваются на бумажное колечко для пальца. Вот и готова первая кукла, выполненная своими руками. Не успеют ребята склеить куклу, как тут же начинают разыгрывать сцены, сочиняя собственные сказки, меняя голоса произносят целые диалоги. В это время я стараюсь не мешать им: появляется первый огонек сценического творчества, который боюсь неосторожно задуть. Удивительно, равнодушных и стесняющихся нет. Я очень люблю эти необычайно трогательные минуты. В это время, осторожно наблюдая за игрой, можно подметить в характере ребенка новые, порой неожиданные грани. Мнение о ребенке может измениться, причем в положительную сторону. Понимаю, не будь этих последних минут после занятий, так бы и осталось что-то очень важное, не замеченное мной во время напряженных уроков и коротких переменок.
Некоторые дети замолкают и выжидательно смотрят на меня: "Что с учительницей, почему она задумчиво глядит на нас?" Я чувствую, нужно перейти к следующему этапу. Прошу самых смелых показать перед всеми сценку-экспромт вместе с другом или соседом по парте. Желающих много. Вдвоем или втроем сочинять легче, быстрее и увлекательнее.
В течении первого года у ребят накапливается много пальчиковых кукол. Их хранят дома в коробках из-под обуви, посуды и др. Некоторые дети героев каждой сказки собирают отдельно в маленькие коробочки и подписывают их: "Колобок", "Репка" и т. д. Кукол дарят друзьям на дни рождения, несут в гости в качестве сувениров для хозяев, с братьями и сестрами создают домашние кукольные театры. Так первом классе начинаю работу по созданию кукольного театра. Пальчиковые куклы становятся нашими первыми "актерами".
На одном из занятий кружка предложила детям придумать свои куклы, используя подручный материал. На следующий день появились куклы из носовых платков, спичечных коробков, конфетных оберток, проволоки, капсул шоколадных яиц, пластмассовых баночек, флаконов от духов. Наш первый класс обучался на базе д/сада. Заведующая временно предоставила в наше распоряжение коробку перчаточных кукол. Наши возможности расширились: теперь мы могли ставить сценки и с этим видом кукол. В конце первого класса дети уже могли управлять разными куклами: пальчиковыми, перчаточными и выполненными из подручного материала. Основной темой для работы с детьми в первом классе были "Русские народные сказки". Мы подготовили с перчаточными куклами большое театрализованное представление "По мотивам русских народных сказок" и выступили перед учителями и родителями. Показали пьесы: "Колобок", "Репка", "Курочка Ряба". Все три сказки были переделаны на современный лад. "Курочка Ряба" была поставлена по пьесе В. Мамонова, "Репка" – в переработке Ю. Кушака, а "Колобок" был нашим детищем и переделан классным авторским коллективом.
Кукловодами хотели быть все. Детей привлекала возможность играть за ширмой не показываясь открыто публике. В конце спектакля, под аплодисменты зрителей все выходили смущенные, но очень гордые. На каждый спектакль готовили две отдельные группы артистов. Поэтому никто из детей не был обижен, все были заняты в постановках. Во время работы над пьесами мы сделали много маленьких самостоятельных открытий. Например, вот чему научил нас неосмотрительный "Колобок". Сначала мы готовились по тексту русской народной сказки. На репетиции заметила, что последний акт дети играют без особого энтузиазма: глаза грустные, движения вялые, голоса тусклые. Причина? Детям не нравится конец сказки. Отлично! давайте придумаем свою концовку. Посыпались предложения: у Лисы зубки затупились, Колобка спасает Сорока, сообщающая об опасности; Волк устраивает ссору с Лисой и т. д. Доброе детское сердце не может смириться с жестоким наказанием, пусть даже очень хвастливого героя. Мы переделали народную сказку, и ребята стали с воодушевлением доигрывать последний акт пьесы. В жизни должно быть больше добра! Колобок был проучен, но остался живым и здоровым. После этого случая мы почувствовала себя увереннее, стали придумывать эпизоды к другим постановкам. Рождалось коллективное творчество, а дети становились раскованнее и увереннее. Так Колобок помог ребятам узнать, что литературное произведение и его постановка на сцене могут совсем не совпадать. Бывает, получаются совершенно самостоятельные произведения, но от этого не теряют художественной ценности.
Мы ходили на все кукольные спектакли, которые можно было увидеть в нашем городе на сценах Дворца культуры и в Центре Детского Творчества. Вернувшись в класс, долго обсуждали, отмечая игру артистов, изменения внесенные в пьесу. Рисовали иллюстрации к спектаклям, писали по ним сочинения. Началось формирование грамотного зрителя и критика. Итак, в первом классе дети получили начальные представления о театре и сделали первые шаги в роли артистов.
  1. КТО, КТО В "ТЕРЕМОЧКЕ" ЖИВЕТ? Свой театр "Теремок" мы строили с большим увлечением. Собирая материал по организации кукольного кружка, я познакомилась с трудами С. В. Образцова. "По ступенькам памяти". Н. Симонович-Ефимовой "Записки петрушечника...", В. Прокофьева "В спорах о Станиславском" и др. В этих книгах говорится о создании театральных коллективов со взрослыми или старшеклассниками. Но как начать работу с моими маленькими шестилетками? Очень важно подобрать яркую и интересную пьесу, чтобы была интересна учащимся начальных классов и можно было легко воплотить на сцене У нас выработался следующий план подготовки спектакля.
  1. Подробно знакомимся с литературным произведением в течении нескольких занятий. Чем лучше понят и проработан текст в начале, тем легче будет потом. Необходимо, чтобы дети задумались, зачем автор написал это произведение, что он хотел сообщить своим читателям? Каждому герою выдаем подробнейшую характеристику, тщательно подбираем нужные голоса, учитывая высоту и тембр, распределяем роли между детьми и начинаем выразительное проговаривание по ролям. Я выписываю слова каждого действующего лица отдельно и раздаю листки ребятам. С этими листками они приходят на все репетиции.
  2. Начинается работа по созданию кукол, декораций, реквизита. Это очень ответственный этап в работе над постановкой: куклы и декорации должны получиться правдивыми и выразительными. Детям особенно нравятся перчаточные куклы. Они просты в изготовлении и пластичнее в движениях, чем бумажные или картонные. На плотной ткани, сложенной вдвое, обводим карандашом контур руки с двумя загнутыми пальцами, делаем припуск 1 см для шитья. Выкройку сметываем и примеряем по руке актера. Важно, чтобы перчатка сидела удобно. Детали прошиваем вручную швом "в строчку". Подгибаем низ изделия "подрубочным" швом. Эти швы мы учимся выполнять на уроках труда по теме "Работа с тканью". Во втором классе кукла шьется проще: голова, руки и туловище вырезаем из куска целиком, в двух деталях. Из нетолстого поролона выкраиваем две детали по форме головы куклы, вставляя через отверстие в шее, закрепляем потайными стежками. При надевании куклы на руку, средний и большой пальцы проходят в лапки куклы, а указательный вставляется между двумя слоями поролона для управления головой. В третьем классе мы научились делать головки из папье-маше и пластмассовых баночек. Головки раскрашивали красками и наклеивали выразительные детали: глаза, нос, губы, уши. А парик, брови, усы изготавливали из шерстяных ниток, фетра, искусственного меха. Можно "оживить" куклу, приведя в движение голову, руки и ноги при помощи патронок-трубочек, склеенных из картона. В этом случае у перчатки отрезают пальцы и вклеивают патронки клеем "Момент". Кисти рук куклы готовят отдельно, сшив из ткани и набив ватой или вырезают из поролона, пенопласта. Затем приклеивают к патронке или пришивают. Поверх перчатки надевают отдельно сшитый костюм. Во время примерки костюма куклу необходимо надеть на руку, подвигать. Если нигде не тянет, то все в порядке, можно снять и прошить. Одежда куклы – важная деталь в создании образа. Если, например, надо показать толстяка или горбуна, то под костюм на перчатку пришивается кусочек поролона.
  3. Куклам необходима сцена-ширма. В театрах используется много разнообразных ширм. Но цель у них одна – скрыть кукловода от публики, чтобы создать иллюзию самостоятельного движения кукол. Наши папы сконструировали ширму так, чтобы высоту можно было регулировать по мере роста юных артистов. Она изготовлена из деревянных брусков – стоек на которые устанавливается поперечная планка – "грядка" – для выступления кукол. Наша ширма разборная, портативная, потому что приходится выступать не только у себя, но и в детских садах, в соседних школах. Дети сами носят на выступления ширму, декорации, коробку с куклами. Кусок плотной ткани, называемый "фартуком" накидывается на грядку и закрепляется на кнопках. Желательно использовать однотонную ткань темного цвета, т.е. это помогает сконцентрировать внимание зрителей на куклах. Иногда для веселого представления требуется красочная ширма. Можно дешевую или старую ткань расписать красками. А нам нравится аппликация из цветной клеенки, прикрепляемая булавками. Ее легко снять, при желании можно быстро поменять детали местами. За ширмой на двух стойках вывешивается "задник", на фоне которого происходит действие. Материалом для него служит легкая ткань, которая также расписывается или украшается аппликацией. Декорации и бутафорию делаем из картона, поролона, пенопласта; расписываем гуашевыми или масляными красками. Иногда привлекаем родителей для вырезания предметов из фанеры или оргалита. Декорации можно сделать подвижными: круглый легкий барабан из согнутого ватмана, вращаясь создает эффект смены пейзажа; облака прикрепленные к тонким палочкам, передвигаются детьми по заднику ширмы, создают впечатление перемещения воздуха.
  4. По афишам и пригласительным билетам публика составляет представление о коллективе и спектакле. Дети объединяются в группы по 2-3 человека и рисуют афиши. Они стараются выполнить работу качественно: пойдет на суд зрителей. Постепенно выделилась группа детей, которые с большим удовольствием постоянно оформляли афиши, декорации, создавали бутафорию.
  5. Начинаются репетиции. Сначала прошу исполнителей взять куклу, надеть на руку и сидя за столом, попробовать "поговорить" за куклу. Иногда дети чувствуют, что фраз, данных в сценарии мало, и мы на репетициях находим недостающие слова. Кусок за куском, сидя за столом, с куклами на руках проигрываем всю картину. После завершения обработки текста и репетиции за столом, переходим за ширму. Не ускользает от нашего внимания ни одна мелочь: как кукла наклоняется и поднимает предмет с пола, как садится и встает, как шагает и бежит по "грядке". В кукольном театре главный "инструмент" – кукла, поэтому эмоции, мысли актера должны быть "пропущены через руку". Для выработки хорошей дикции и выразительности речи используем набор скороговорок, пословиц, стишков. Все это есть в арсенале любого учителя начальных классов. Кроме того, разучиваем с детьми статические и динамические упражнения для артикуляции. За материалом обращаюсь к книгам по логопедии.
  6. Шумовое и музыкальное оформление. Можно подобрать музыку с грампластинок или магнитофонных записей и с успехом иллюстрировать куклами. Но нам нравится говорить, петь и играть "живым" голосом. С первого класса выделяются дети, имеющие хороший музыкальный слух. С ними разучиваем небольшие мелодии на металлофоне, колокольчиках, деревянных ложках, кубызе. Так создается свой маленький оркестр. Последний этап в работе над пьесой – монтаж, репетиции с музыкой и со светом. Перед выступлением наставляю: "Незаметно помогайте друг другу. Смелее, вы – артисты!" И рассказываю смешные случаи, когда великие актеры на сценах больших залов остроумно выходили из положения, если забывали слова.
Во время представлений всегда нахожусь в зале среди публики. Для меня важно почувствовать реакцию зрителей, увидеть со стороны игру моих ребят, проанализировать недостатки и заметить достоинства. Все это необходимо для дальнейшей доработки спектакля.
Постепенно наши куклы заговорили на русском и башкирском языках. Во 2-ом классе начали изучать башкирский язык и в нашем репертуаре появились башкирские сказки и сценки: – "Лиса и заяц", "Почему Косолапый не вышел гулять", "Легенда о Зухре", др. В 3-м классе по теме "Авторские сказки" поставили пьесы "Три поросенка" Ш. Перро, "Терем-Теремок" С.Я. Маршака, "Сценки из школьной жизни" по мотивам произведений Б. Заходера, В. Лифшица, С. Михалкова, К. Чуковского, М. Горького. На занятиях кружка в 4 классе познакомились с повестью Валерия Медведева "Баранкин, будь человеком!" и решили инсценировать. Многие приключения той повести перекликаются с событиями, происходящими в нашем классе: любовь девочек покомандовать, верная мальчишеская дружба, проблемы с учебой. Ребятам понравился легкий юмористический тон В. Медведева. Вместе с куклами выступали и сами дети, играя школьников, своих ровесников. Они уже не боялись простора сцены, а ловко придумывали выразительные движения для себя. Благодаря "Баранкину", наш кукольный кружок перерос в кукольно-драматический, но с тем же полюбившимся названием "Теремок".
  1. МЫ С ФАНТАЗИЕЙ ВДВОЕМ. Некоторые дети захотели "побыть немного писателями". Утром, до уроков, подходили с листочками, предлагая прочитать свои сказки, сти...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.14 | Просмотров: 738

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340