Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Использование нестандартных приёмов обучения для формирования самостоятельного мышления школьников
Автор(ы): Говорухина Татьяна Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Джон Дьюи. Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности саморазвиться: научить учиться, действовать, общаться, жить в ладу с самим собой и с другими людьми, что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нём. Как хорошо известно, интеллектуальное развитие человека определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, всевозрастающим объемом научной информации, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение. Перед учителем, в связи с этим, возникает ряд трудностей: - происходит снижение уровня самостоятельности обучающиеся;
- ученики быстро теряют интерес к обучению.
Поэтому приоритетным направлением своей работы считаю использование технологии критического мышления (РКМ), исходными идеями которой являются: развитие авторской позиции ребёнка в образовательном процессе; безоценочный характер реакции на высказывания учащихся в ходе обучения. Учитель становится помощником в работе ученика и организатором самостоятельного учебного познания, а также сотрудником в поиске решения проблем. На уроках устно–практического характера, таких как литературное чтение, окружающий мир, история, где приходится часто работать с текстами, использую некоторые малоизвестные приёмы развития критического мышления, которые позволяют оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Конечно, урок требует рассудительности и строгости, но атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству, является залогом успешности в совместной деятельности учителя и учеников. Первый приём – “Корзина” идей, понятий, имен – нацелен на организацию индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Использование данного приёма позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. “Составление кластера” (в переводе с англ. “кластер” – пучок, созвездие). Смысл данного приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности; на стадии осмысления – для структурирования учебного материала; на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили; или в качестве стратегии урока в целом. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. Следующий прием – “бортовой журнал”. Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: Что я знаю по данной теме? Что нового я узнал из текста по данной теме? Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова первоначальными знаниями, далее при чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнер ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия, так как она может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д. Используя прием “Написание эссе”, суть которого можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 15 минут. Прием “Пометки на полях” технически достаточно прост, так как позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Знаком “минус” (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли, а в данном случае маркировочный знак “вопрос” обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использовани...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.15 | Просмотров: 692
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|