Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование нестандартных приёмов обучения для формирования самостоятельного мышления школьников - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Использование нестандартных приёмов обучения для формирования самостоятельного мышления школьников


Автор(ы): Говорухина Татьяна Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая
собственный выход из сложившейся ситуации, ученик
действительно думает. Фокусирование на проблемах
стимулирует природную любознательность учеников
и побуждает их к критическому мышлению.
Джон Дьюи.
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности саморазвиться: научить учиться, действовать, общаться, жить в ладу с самим собой и с другими людьми, что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нём.
Как хорошо известно, интеллектуальное развитие человека определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, всевозрастающим объемом научной информации, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение.
Перед учителем, в связи с этим, возникает ряд трудностей:
  • происходит снижение уровня самостоятельности обучающиеся;
  • ученики быстро теряют интерес к обучению.
Поэтому приоритетным направлением своей работы считаю использование технологии критического мышления (РКМ), исходными идеями которой являются: развитие авторской позиции ребёнка в образовательном процессе; безоценочный характер реакции на высказывания учащихся в ходе обучения. Учитель становится помощником в работе ученика и организатором самостоятельного учебного познания, а также сотрудником в поиске решения проблем.
На уроках устно–практического характера, таких как литературное чтение, окружающий мир, история, где приходится часто работать с текстами, использую некоторые малоизвестные приёмы развития критического мышления, которые позволяют оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Конечно, урок требует рассудительности и строгости, но атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству, является залогом успешности в совместной деятельности учителя и учеников.
Первый приём – “Корзина” идей, понятий, имен – нацелен на организацию индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Использование данного приёма позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
“Составление кластера” (в переводе с англ. “кластер” – пучок, созвездие). Смысл данного приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности; на стадии осмысления – для структурирования учебного материала; на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили; или в качестве стратегии урока в целом. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
Следующий прием – “бортовой журнал”. Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: Что я знаю по данной теме? Что нового я узнал из текста по данной теме?
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова первоначальными знаниями, далее при чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.
На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнер ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия, так как она может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д.
Используя прием “Написание эссе”, суть которого можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 15 минут.
Прием “Пометки на полях” технически достаточно прост, так как позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Знаком “минус” (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли, а в данном случае маркировочный знак “вопрос” обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное.
Использовани...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.15 | Просмотров: 692

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340