Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса по химии Реакции в растворах - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Программа элективного курса по химии Реакции в растворах


Автор(ы): Котикова Ирина Валерьевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В школьной программе по химии есть такая тема Теория электролитической диссоциации, в рамках которой изучаются процессы, происходящие в водных растворах, для описания которых используется теория Аррениуса.
Но поскольку в природе существуют не только водные растворы, для описания которых были сформулированы соответствующие теории, то с нашей точки зрения необходимо знакомить учащихся с их содержанием. Следует также отметить, что в последние годы варианты ЕГЭ в части С содержали вопросы по свойствам протолитов. Многие преподаватели обеспокоены этим, ведь в большинстве программ данной темы нет.
Для решения этих вопросов предлагается элективный курс Реакции в растворах, который предназначен для учащихся 9 - 11 классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии. Курс рассчитан на 15 часов.
Цель изучения курса: формирование умения описывать процессы, происходящие в различных растворах с точки зрения соответствующих теорий.
Задачи изучения курса:
  • Научить применять основные теории к описанию процессов, происходящих в растворах;
  • Научить записывать уравнения химических процессов, происходящих в растворах;
  • Подготовить учащихся к олимпиадам, к выпускным и вступительном экзаменам по теме Растворы;
  • Предоставить учащимся возможность реализовывать интерес к химии и применять знания о веществах при описании процессов;
  • Развивать самостоятельность и творчество при описании процессов, происходящих в растворах;
  • Способствовать сознательному выбору химического профиля.
Методика изучения курса основана на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, которая предъявляет определенные требования, как к логике построения курса, так и к организации обучения.
Процесс нейтрализации щёлочи кислотой, в традиционном изложении рассматривается как реакция между двумя веществами. При этом значение воды как растворителя и третьего компонента раствора практически не учитывается. Мы же исходим из того, что в воде, чистом веществе, осуществляются какие-то процессы, не зависящие от того, рассматриваем мы воду как растворитель или нет. Если взять другое жидкое вещество, то в нём так же могут происходить процессы сходные с процессами, происходящими в воде, и которые будут влиять на процессы, если данные вещества выступят в роли растворителя.
Так как раствор является как минимум двухкомпонентной системой, то есть вещества, которые будут выступать как растворяемые вещества, поэтому необходимо описать их свойства.
Таким образом, логично начать изучение растворов и процессов, происходящих в них с описания однокомпонентных систем: растворителя и растворяемого вещества, что составит содержание первой темы курса.
Так как простейшим раствором является двухкомпонентный раствор: растворитель+1 растворённое вещество, то логично изучить процессы, происходящие в между ними.
Только после описания двухкомпонентных систем можно переходить к трёхкомпонентным системам: растворитель+2растворённых вещества. В этой теме мы изучаем процессы между растворённым веществами.
Методика обучения, построенная на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, предусматривает использование специально разработанных учебных карт, системы упражнений и контрольных заданий
Данная программа представляется особенно актуальной, т.к. при малом количестве часов, отведенном на изучение химии, расширяет возможность совершенствования умений учащихся записывать процессы, происходящие в многокомпонентных системах. Более того, она дает более высокие результаты обучения, чем другие программы.
Тема Формируемые понятия Формируемые умения Кол-во часов
Однокомпонентные системы Растворитель Растворитель Полярный, неполярный, протонный, апротонный, донор или акцептор электронной пары, кислота, основание Классификация растворителей на основе строения и диэлектрической проницаемости Определение растворителя соответствующего диэлектрической проницаемости и строению. Определение температурного диапазона приготовления раствора на основании темп замерзания и кипения растворителя и растворённого вещества Определение растворителей, действующих в определённом температурном диапазоне. Запись уравнения автоиоизации Определение константы ионизации растворителя и рК по справочнику. Определение точки нейтральности 4
Растворяемое вещество Соль, гидроксид Подбор растворителя для растворяемого вещества и растворяемого вещества для растворителя Запись уравнения диссоциации вещества, исходя из его строения. Определение по продуктам исходных веществ. 3
Процесс приготовления раствора Описывать механизм образования раствора. 1
Двухкомпонентная система - растворитель, растворённое вещество. Сольволиз. Гидролиз. Протолиз, сопряжённые кислоты и основания, сильные и слабые кислоты и основания, протолиты средней силы, ж...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.16 | Просмотров: 946

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340