Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Программа элективного курса Пятый океан планеты
Автор(ы): Стопина Ольга Александровна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка. Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов, и является авторским курсом. Рассчитан на один час в неделю и включает в себя 14 занятий (средней длительности). Курс междисциплинарный. Тема “Экология” в небольшом объёме изучается в курсе биологии 9-го и 11-го класса. Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Но в Федеральном базисном плане среди предметов, обязательных для изучения она не представлена. Курс “Пятый океан планеты” рассчитан на более глубокое ознакомление учащихся 9-х классов с этой наукой, на примере изучения экологии воздушной оболочки Земли. Цель: формирование понимания юношеством всеобщей связи и зависимости природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека и осознанию роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности, а также самоопределение учащихся в выборе профиля обучения, знакомство с особенностями работы эколога. В процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социального и личностно значимого компонента образования человека. Задачи: Образовательные: - формирование и развитие интеллектуальных и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющего исследовать явления природы
- формирование представлений(в форме научных знаний или художественных образов) об экологии атмосферы и биосферы в целом.
- формирование обобщенного взгляда на мир, что предполагает познание глобальных экологических проблем современности.
- раскрытие и углубление ведущих экологических понятий.
Развивающие: - развитие интеллектуальных и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющего исследовать
явления природы. - интерес к изучению экологии, биологии, химии, информационных учебных программ.
- умения самостоятельно приобретать и применять знания.
- творческих способностей.
- выполнять измерения
- выдвигать гипотезы
- описывать результаты измерений
- делать выводы
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии
Воспитательные: - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру - профориентационная работа
- педагогика сотрудничества
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Концепция: Программа курса построена по принципу постепенного раскрытия материала, согласно логике: Вводное занятие (Что будем изучать? Как будем изучать? Чем мне будет полезен данный курс для выбора профиля обучения в старшей школе?) —> изучение составных частей воздуха (из истории открытия, состав, строение, свойства, значение в жизни человека и для его организма, влияние на экологию Земли) —> работа над творческими проектами (технология ТОГИС) —> заключительное занятие (защита творческих проектов). В содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов. Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. 1. Данный курс опирается на знания учащихся по биологии, химии, физике, информатике. 2. Содержание курса отличается от тем курса “Биология” (экология), тем что включает в себя не только определённый объём знаний по экологии, но и способствует формированию нового мировоззрения на современный мир(компонент философии) 3. Курс обеспечен следующими учебными и вспомогательными материалами: - Школьный учебник “Экология”, Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., 9 класс, М; “Дрофа”, 1996.
- Мультимедийные курсы: “Экология, 10-11 классы”, ЗАО “1С”, 2004; “Экология”, Московский Государственный институт электроники и математики,2004.
- Ассоциация “Экосистема”: Московский полевой учебный центр. Учебные видеофильмы и методические пособия по методам организации экологических исследований школьников в природе.
4. Возможны следующие виды деятельности учащихся: - написание рефератов по темам обобщающего характера: воздух, составные части воздуха, экология воздуха и.т.д.
- составление сказок-загадок по данным темам и объектам.
- творческие работы.
- научные исследования.
5. Доля самостоятельности ученика при изучении курса достаточно велика. Учащиеся могут выбрать: - уровень и сложность самостоятельной работы.
- объект изучения ( любая составная часть атмосферы; проблемы охраны природы, деятельность человека и.т.д.)
- вид отчётных работ из предложенного перечня;
- литературу и другие пособия, по которой будут готовить свои работы;
- форму защиты своей работы.
6. Критерии успешности учащихся? Ученик получает зачет (оценка не ниже “4”) при условии: - написание отчетной работы, в установленный срок, в выбранной учеником форме;
- использование Интернет-технологии;
- инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за её пределами (конкурс, смотр, презентация.).
7. Динамика интереса работы будет фиксироваться: - С помощью анкетирования на первом и последнем занятии; собеседовании в процессе работы;
8. Форма итоговой отчетности: урок-презентация самостоятельных работ учащихся. 9. Особенности организации деятельности учащихся: изучение нового материала основано на применении компьютерных технологий. 10. Целесообразность построения курса: курс построен по модульному принципу. Модуль состоит из блоков (порция материала, дающая возможность учащимся познакомиться с представлениями по данному вопросу; закрепить полученные знания.) 11. Чувствительность к сбоям: возможна компенсация, в результате самостоятельнойработы по изучению материала индивидуальной программе. 12. Уровень усвоения: - возможны все уровни усвоения, но в целом курс рассчитан на уровень “знать”, “уметь”, “применять”.
Ожидаемые результаты обучения. В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, которое предполагает, что ученик должен Знать: - взаимосвязь и зависимость природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека;
- о роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности;
- значение и свойства углекислого, инертных газов, кислорода, водорода.
Уметь: - выполнять измерения, выдвигать гипотезы, описывать результаты измерений, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;
- оперировать полученными знаниями для составления собственной картины мира, теоретического и практического освоения действительности.
Иметь представление: - об особенностях работы эколога.
Тематическое планирование курса. № | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Форма контроля | 1. | Вводное занятие: “Мир в котором я живу” | 1 | Педагогическая мастерская “Природа не делится на разум без остатка” (смотри Приложение 1) | АнкетированиеПедагогическая мастерсая проводится в сопровождении презентации, но её объём достаточно большой для публикации. | 2. | Тайна “Собачьей пещеры” | 1 | Разгадывание сказок-загадок; беседа; рассказ; видеодемонстрация. | ------ | 3. | Диоксид углерода “человекоубийственный гений” или дух “жизни”? | 1 | Рассказ учителя; беседа; составление схем; | Д/З: составить по желанию рассказ о будущем Земли, в связи с парниковым эффектом. | 4. | “Я - альфа и омега, начало и конец, первый и последний” | 1 | Рассказ-лекция; демонстрация круговорота азота в природе; превращений азота в атмосфере; | Д/З: заложить опыты по влиянию удобрений на жизнедеятельность растений(парная работа)(по желанию) | 5. | Сын Солнца и его братья: ленивый, тайный, новый, чужой и светящийся. | 1 | Рассказ учителя, виртуальная экскурсия. | Д/З: реферат на тему “Происхождение названий химических элементов” (по желанию) | 6. | Огненный воздух. | 1 | Видеосюжеты, лекция, | Д/З: исследование чистоты воздуха. | 7. | Три атома кислорода. | 1 | Рассказ ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.20 | Просмотров: 795
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|