Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса Пятый океан планеты - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Программа элективного курса Пятый океан планеты


Автор(ы): Стопина Ольга Александровна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов, и является авторским курсом.
Рассчитан на один час в неделю и включает в себя 14 занятий (средней длительности).
Курс междисциплинарный.
Тема “Экология” в небольшом объёме изучается в курсе биологии 9-го и 11-го класса.
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Но в Федеральном базисном плане среди предметов, обязательных для изучения она не представлена.
Курс “Пятый океан планеты” рассчитан на более глубокое ознакомление учащихся 9-х классов с этой наукой, на примере изучения экологии воздушной оболочки Земли.
Цель: формирование понимания юношеством всеобщей связи и зависимости природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека и осознанию роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности, а также самоопределение учащихся в выборе профиля обучения, знакомство с особенностями работы эколога. В процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социального и личностно значимого компонента образования человека.
Задачи:
Образовательные:
  • формирование и развитие интеллектуальных и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющего исследовать явления природы
  • формирование представлений(в форме научных знаний или художественных образов) об экологии атмосферы и биосферы в целом.
  • формирование обобщенного взгляда на мир, что предполагает познание глобальных экологических проблем современности.
  • раскрытие и углубление ведущих экологических понятий.
Развивающие:
  • развитие интеллектуальных и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющего исследовать
    явления природы.
  • интерес к изучению экологии, биологии, химии, информационных учебных программ.
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания.
  • творческих способностей.
  • выполнять измерения
  • выдвигать гипотезы
  • описывать результаты измерений
  • делать выводы
  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии
Воспитательные:
  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру - профориентационная работа
  • педагогика сотрудничества
  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Концепция:
Программа курса построена по принципу постепенного раскрытия материала, согласно логике: Вводное занятие (Что будем изучать? Как будем изучать? Чем мне будет полезен данный курс для выбора профиля обучения в старшей школе?) —> изучение составных частей воздуха (из истории открытия, состав, строение, свойства, значение в жизни человека и для его организма, влияние на экологию Земли) —> работа над творческими проектами (технология ТОГИС) —> заключительное занятие (защита творческих проектов).
В содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов.
Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.
1. Данный курс опирается на знания учащихся по биологии, химии, физике, информатике.
2. Содержание курса отличается от тем курса “Биология” (экология), тем что включает в себя не только определённый объём знаний по экологии, но и способствует формированию нового мировоззрения на современный мир(компонент философии)
3. Курс обеспечен следующими учебными и вспомогательными материалами:
  • Школьный учебник “Экология”, Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., 9 класс, М; “Дрофа”, 1996.
  • Мультимедийные курсы: “Экология, 10-11 классы”, ЗАО “1С”, 2004; “Экология”, Московский Государственный институт электроники и математики,2004.
  • Ассоциация “Экосистема”: Московский полевой учебный центр. Учебные видеофильмы и методические пособия по методам организации экологических исследований школьников в природе.
4. Возможны следующие виды деятельности учащихся:
  • написание рефератов по темам обобщающего характера: воздух, составные части воздуха, экология воздуха и.т.д.
  • составление сказок-загадок по данным темам и объектам.
  • творческие работы.
  • научные исследования.
5. Доля самостоятельности ученика при изучении курса достаточно велика. Учащиеся могут выбрать:
  • уровень и сложность самостоятельной работы.
  • объект изучения ( любая составная часть атмосферы; проблемы охраны природы, деятельность человека и.т.д.)
  • вид отчётных работ из предложенного перечня;
  • литературу и другие пособия, по которой будут готовить свои работы;
  • форму защиты своей работы.
6. Критерии успешности учащихся?
Ученик получает зачет (оценка не ниже “4”) при условии:
  • написание отчетной работы, в установленный срок, в выбранной учеником форме;
  • использование Интернет-технологии;
  • инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за её пределами (конкурс, смотр, презентация.).
7. Динамика интереса работы будет фиксироваться:
  • С помощью анкетирования на первом и последнем занятии; собеседовании в процессе работы;
8. Форма итоговой отчетности: урок-презентация самостоятельных работ учащихся.
9. Особенности организации деятельности учащихся: изучение нового материала основано на применении компьютерных технологий.
10. Целесообразность построения курса: курс построен по модульному принципу.
Модуль состоит из блоков (порция материала, дающая возможность учащимся познакомиться с представлениями по данному вопросу; закрепить полученные знания.)
11. Чувствительность к сбоям: возможна компенсация, в результате самостоятельнойработы по изучению материала индивидуальной программе.
12. Уровень усвоения:
  • возможны все уровни усвоения, но в целом курс рассчитан на уровень “знать”, “уметь”, “применять”.
Ожидаемые результаты обучения.
В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, которое предполагает, что ученик должен
Знать:
  • взаимосвязь и зависимость природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека;
  • о роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности;
  • значение и свойства углекислого, инертных газов, кислорода, водорода.
Уметь:
  • выполнять измерения, выдвигать гипотезы, описывать результаты измерений, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;
  • оперировать полученными знаниями для составления собственной картины мира, теоретического и практического освоения действительности.
Иметь представление:
  • об особенностях работы эколога.
Тематическое планирование курса.
Тема занятия Количество часов Форма проведения Форма контроля
1. Вводное занятие: “Мир в котором я живу” 1 Педагогическая мастерская “Природа не делится на разум без остатка” (смотри Приложение 1) АнкетированиеПедагогическая мастерсая проводится в сопровождении презентации, но её объём достаточно большой для публикации.
2. Тайна “Собачьей пещеры” 1 Разгадывание сказок-загадок; беседа; рассказ; видеодемонстрация. ------
3. Диоксид углерода “человекоубийственный гений” или дух “жизни”? 1 Рассказ учителя; беседа; составление схем; Д/З: составить по желанию рассказ о будущем Земли, в связи с парниковым эффектом.
4. “Я - альфа и омега, начало и конец, первый и последний” 1 Рассказ-лекция; демонстрация круговорота азота в природе; превращений азота в атмосфере; Д/З: заложить опыты по влиянию удобрений на жизнедеятельность растений(парная работа)(по желанию)
5. Сын Солнца и его братья: ленивый, тайный, новый, чужой и светящийся. 1 Рассказ учителя, виртуальная экскурсия. Д/З: реферат на тему “Происхождение названий химических элементов” (по желанию)
6. Огненный воздух. 1 Видеосюжеты, лекция, Д/З: исследование чистоты воздуха.
7. Три атома кислорода. 1 Рассказ ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.20 | Просмотров: 795

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340