Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок географии(экономики) в школе. Тема: Индекс развития человеческого потенциала (ИЧЗП)


Автор(ы): Гришечко Алла Васильевна, учитель географии

Тип урока: урок-лекция с элементами практической работы.
Эпиграфом к уроку являются слова:
«Благо народа – высшая цель, благополучие народа – показатель прогресса» – девиз древних римлян.
Цели урока:
  • Познакомить учащихся с новым показателем , введённым ООН характеризующим качество жизни населения.
  • Показать, как происходит подсчёт индексов( относящихся к ИРЧП), на конкретных примерах.
  • Сформировать понятия: ИРЧП, Индекс бедности, душевой доход.
Задачи урока:
  • Практически закрепить полученные в ходе урока знания, путём решения простейших задач и анализа статистических данных.
  • Научить учащихся выделять группы стран по уровню ИЧРП (включённых в этот список).
Место урока в системе уроков, связь с последующими уроками:
В теме «Политическая карта мира», изучаемой в 10-м, по некоторым программам в 11-м классе, в курсе «Экономической и социальной географии мира», в процессе выяснения типологии стран современного мира по уровню социально – экономического развития, учащиеся знакомятся с новым для них понятием ИРЧП. В учебной литературе( учебниках географии, экономики, истории) по данному вопросу дается довольно скудная информация, да и то , в начале, в качестве ознакомления, в сносках. Тем не менее, данный «синтетический показатель», разработанный ООН для характеристики качества жизни населения планеты в последнее время является решающим, т.к. он показывает возможность выбора отдельного индивидуума, а также обеспечение его безопасности. По нему судят не только о качестве жизни населения страны, но и о перспективах социально-экономического развития государства, т.к. население(соответственно уровень его жизни) будет играть решающую роль в становлении постиндустриального общества.
Анализ данной темы поможет учащимся лучше ориентироваться в изучении последующих тем, расширит и углубит их знания о социально-экономическом и политическом устройстве стран мира.
В процессе раскрытия темы чётко прослеживаются межпредметные связи с историей, политической географией, экономикой, статистикой , математикой. Материал урока может применяться как на уроках географии, истории, обществознания, экономики, так и на занятиях элективных предметов, внеклассных мероприятиях по названным дисциплинам.
Средства применяемые на уроке:
  • Мультиемедиа, КП
  • Политическая карта мира;
  • Школьные атласы;
  • Справочники, статистические данные, ресурсы Интернет;
  • Алгоритмы для фиксирования основных этапов лекции (бортовые журналы)
Методы, применяемые на уроке:
  • Словесный,
  • Наглядный,
  • Исследовательский,
  • Частично-поисковый.
  • Информационный ( в сочетании, с другими, на разных этапах урока)
Содержание (структура) урока:
  • Организация (знакомство со структурой урока и темой ) – 5 мин.
  • Актуализация знаний(организация учащихся) и настройка их на восприятие учебной лекции( используя фронтальную и индивидуальную работу) – 5 мин.
  • Основная лекция учителя( учащиеся по ходу лекции заполняют бортовой журнал), используется Мультимедиа – 5 мин.
  • Выполнение практической работы: «Подсчёт индекса ИРЧП по формулам.» Вывод – 10 мин.
  • ИРЧП для населения России, Саратовской области – 8 мин.
  • Выполнение теста – 5 мин.
  • Вывод. Выполняется учащимися, совместно с учителем( как будет учтён в будущем опыт этого урока) – 5 мин.
  • Домашнее задание – 2 мин.
Планируемый результат:
Учащиеся должны знать/понимать:
  • Типологию стран по уровню социально-экономического развития,
  • Свободно ориентироваться в политической карте мира,
  • Владеть навыками (простейшими) подсчёта индекса ИРЧП,
  • На основе статистических данных, делать выводы, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию,
  • Устанавливать взаимосвязи между тремя видами показателей, учитываемых при подсчёте ИРЧП – средней продолжительности жизни, уровня образования в стране, материальным уровнем,
  • Уметь объективно оценивать ИРЧП РФ и его роль в концепции развития человеческого потенциала.
ХОД УРОКА
На школьной доске записан эпиграф к уроку и план урока.
План урока:
1) Определение ИРЧП, составные части, для чего введён.
2) Методы расчёта.
3) Роль ИРЧП в концепции развития человеческого потенциала.
4) Индекс бедности.
5) ИЧРП по странам.
6) Лучший и худший показатель ИРЧП.
7) ИЧРП России и отдельных регионов РФ.
8) ИЧРП по Саратовской области.
I. Организационный момент
Учитель. Как вы думаете, по каким показателям можно судить об уровне развития государства?
(Дети формулируют разные ответы, в ходе выясняется, что одним из показателей уровня развития страны является ИРЧП)
Учитель. Наш сегодняшний урок посвящён данной интересной теме – ИРЧП. Вам предлагается прослушать лекцию с заполнением бортового журнала (т.к. такая работа выполняется в системе, нет нужды тратить время на объяснение, что такое БЖ). Лекция сопровождается просмотром мультимедийной презентации. (Приложение 1)
II. Лекция (Приложение 2)
III. Методика расчёта ИРЧП. Выполнение практической работы
Для перевода любого показателя, скажем Х, в индекс, значение которого заключено между 0 и 1 (это позволит складывать различные показатели), используется следующая формула:
X – индекс,
где min (x) и max (x) являются минимальными и максимальными значениями показателя X среди всех исследуемых стран.
Таким образом, индекс развития человеческого потенциала (ИЧРП) определённой страны представим средним арифметическим от трёх следующих показателей:
1. Индекс продолжительности жизни
Индекс ожидаемой продолжительности жизни – фиксированные значения (определённые Программой развития ООН): максимальное – 85 лет, минимальное – 25 лет.
формула
2. Индекс образования * GEI
Совокупный индекс достигнутого уровня образования:
Индекс
Достигнутого
Уровня
Образования
= значения
индекса
грамотности
+ значения
индекса
образования
3. Индекс грамотности взрослого населения (ALI) =
Индекс грамотности – (15 лет и старше)
Максимальное – 100%
Минимальное – 0%
Формула:
4. Индекс совокупной доли учащихся (GEI) =
Индекс совокупной доли учащихся в численности населения соответствующей возрастной группы населения (6-24 года), охватывает % образованием:
Максимальное – 100%, минимальное – 0%
Формула:
5. GDP Index=
Индекс реального ВВП на душу населения (по ППС в дол. США):
Максимальное – 40000 долл. по ППС
Минимальное – 100 дол. по ППС
Формула: –
6. Индекс развития человеческого потенциала
ИЧРП = Значения
индекса
продолжительности
жизни
Значения
+ индекса
достигнутого
уровня образования
Значения
+ индекса
реального
ВВП по ППС
Таким образом, максимально возможное значение ИРЧП – 1, минимальное – 0, где:
LE – средняя продолжительность жизни;
ALR – уровень грамотности взрослого населения в процентах;
CGER – совокупная доля учащихся;
GDPpc – ВВП на душу населения при ППС в долларах США.
IV. Роль ИЧРП в концепции развития человеческого потенциала
Учитель. Назовите страны, в которых средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения равен 40000 долларам США, 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста посещают школу, или учатся в среднем или высшем учебном заведении?
(Дети делают вывод о том, что вышеперечисленные критерии максимальны в тех странах, которые являются, экономически развитыми, величина ИЧРП служит...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.21 | Просмотров: 703

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!