Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Литературная гостиная Прерванный полет В.Цоя - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Литературная гостиная Прерванный полет В.Цоя


Автор(ы): Сыроватская Наталья Юрьевна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Оформление: портрет В.Цоя, группы “Кино”, цитаты из песен барда, гитара, свечи, фотографии из книги В.Цоя “Последний герой”.
“Прерванный полет …”
Жизнь и творчество Виктора Цоя.
1. Звучит песня в исполнении И. Талькова
“Памяти Виктора Цоя” (Зажигаются свечи у портрета Цоя)
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят
Мирам, что заблудились в темноте
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают Высшие Миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры,
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш;
Актеры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и стихах своих живут.
А может быть, сегодня или завтра
Уйду и я таинственным гонцом
Туда, куда ушел, ушел от нас внезапно
Поэт и композитор Виктор Цой
Учитель: Дорогие друзья, сегодня на нашей литературной гостиной мы будем говорить о “прерванном полете” барда Виктора Цоя, который…
вышел ростом и лицом –
Спасибо матери с отцом, -
С людьми в ладу –
Не понукал, не помыкал,
Спины не гнул – прямым
ходил,
И в ус не дул, и жил как
жил,
И голове своей руками
помогал
(Высоцкий)
Поколение 90-х годов ХХ века нашло своего кумира, им был Цой и его песни. В первых песнях Цоя веселый и раскованный абсурд, подчас, начисто лишенный смысла, понятый посвященным.
Солидная публика пыталась разобраться, что к чему, но у нее глаза лезли на лоб от того, о чем пел бард в песне “Алюминиевые огурцы”. (Звучит запись песни)
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да.
Ведь я – сажаю алюминиевые огурцы,
На брезентовом поле.
Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колют в вены
В надежде тайну разгадать - зачем
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
“Металл не принесет плода,
Игра не стоит свеч, результат – труда”,
Но я - сажаю алюминиевые огурцы,
На брезентовом поле.
Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки,
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку
Упадут туда,
Где я - сажаю алюминиевые огурцы,
На брезентовом поле.
Поколение Виктора Цоя, дурачась, входило в жизнь, которая к тому времени требовала новых лидеров, как искусство – героев. Цой удачно стал лидером в этой новой жизни и героем нового искусства.
Прекрасный пример перенесения рок – культуры в кино, например, фильм Сергея Соловьева “Асса”.
(показывают кадры из фильма). В финале картины, похожей на попытку иностранца совершить путешествие в совершенно другой мир, который ему представляется экзотическим, великолепным, Цой поет свою знаменитую песню “Мы ждем перемен” (“Хочу перемен”). Он вышел быстрой походкой – поверх сюжета – в финале фильма (этот персонаж, точь-в-точь как Цой, был парнем без прописки и специального музыкального образования, желающим работать в рок-музыке). И перед толпой, зажегшей в ночной темноте спички, как факелы единения, спел пророческие на тот момент слова (звучит песня):
Вместо тепла – зелень стекла,
Вместо огня – дым,
Из сетки календаря выхвачен день.
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним,
На пылающий город падает тень.
Перемен требуют наши сердца.
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен -
Перемен!
Мы ждем перемен
Электрический свет продолжает наш день,
И коробка от спичек пуста.
Но на кухне синим цветком горит газ.
Сигареты в руках, чай на столе – эта схема проста,
И больше нет ничего, все находится в нас.
Перемен требуют наши сердца.
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен -
Перемен!
Мы ждем перемен
Мы не можем похвастаться мудростью глаз
И умелыми жестами рук,
Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.
Сигареты в руках, чай на столе
Так замыкается круг,
И вдруг нам становится страшно что-то менять.
Перемен требуют наши сердца.
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
Перемен!
Мы ждем перемен!
Ощутимым знаком происходящих в искусстве изменений было уже само появление полуподпольной рок-звезды на официальном экране: не в качестве музыкального антуража, а в качестве героя нашего времени, который пропускает через свое сердце общую боль и беду. Бескорыстный, милосердный герой, который не хочет победы любой ценой, не собирается никому ставить ногу на грудь. Он был нужен времени очищения.
Герой цоевских песен – неплохой парень, чаще из спецшколы или обычного ПТУ. Нам хорошо знакома его нелегкая жизнь, и мы знаем о нем почти все, вплоть до мелочей.
Он постоянно курит, любит гулять по ночам, тоскует по черному морю, не очень любит троллейбус, электричку, зато с удовольствием совершает прогулки в метро. Сумбурность поступков, неуверенность в завтрашнем дне позволяют назвать его романтиком и мечтателем, не очень уверенно чувствующим себя в хаосе городской жизни, потому он как и положено романтикам, предпочитает тихую ночную пору.
Цой говорил: “Я пишу о том, что происходит вокруг меня. Я не думаю, что с помощью материальных благ можно усыпить действительно талантливого человека. Конечно, ему будет труднее понять, неустроенному, того, кто уже достаточное время живет в комфорте. И последний уже вряд ли сможет написать правдиво о проблемах первого.”
Виктор, похоже, не собирался устраиваться в комфорте: в 1988 году “Кино” затворилось в студии, чтобы записать свой по – настоящему первый хит – диск “Группа крови” (группа мальчиков исполняет песню под гитару)
21.06.1962-15.08.1990
Группа крови
Теплое место, но улицы ждут
отпечатков наших ног.
Звездная пыль на сапогах.
Мягкое кресло, клетчатый плед,
не нажатый во время курок.
Солнечный день в ослепительных снах.
Группа крови – на рукаве,
Мой порядковый номер на рукаве.
Пожелай мне удачи в бою,
Пожелай мне
Не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве.
Пожелай мне удачи.
Мне есть чем платить, но я не хочу
победы любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой.
Просто остаться с тобой.
Но высокая в небе звезда зовет меня в путь.
Группа крови на рукаве -
Мой порядковый номер на рукаве.
Пожелай мне удачи в бою,
Пожелай мне не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве.
Пожелай мне удачи.
В этом же 1988 году Виктор Цой снялся в фильме, принципиально нового мышления и в смысле формы, и в смысле содержания, Рашида Качумкова “Игла”.
В 1989 году фильм вышел на второе место по прокату среди советских фильмов, а Цоя назвали лучшим актером года (включается звук на экране, Цой поет песню из к/ф “Игла”, “Доброе утро, последний герой, тебе и таким, как ты”)
Ночь коротка, цель далека.
Ночью так часто хочется пить.
Ты выходишь на кухню,
но вода здесь горька.
Ты не можешь здесь спать,
Ты не хочешь здесь жить.
Доброе утро, последний герой!
Доброе утро, тебе и таким, как ты!
Доброе утро, последний герой!
Здравствуй, последний герой!
Ты хотел быть один - это быстро прошло.
Ты хотел быть один, но не смог быть один.
Твоя ноша легка, но немеет рука.
И ты встречаешь рассвет за игрой в дурака.
Утром ты стремишься скорее уйти:
Телефонный звонок как команда - вперед!
Ты уходишь туда, куда не хочешь идти,
Ты уходишь туда, но тебя там никто не ждет
Доброе утро, последний герой!
Доброе утро, тебе и таким, как ты!
Доброе утро, последний герой!
Здравствуй, последний герой!
Виктор Цой, исполнитель роли героя фильма, и в жизни – один из героев поколения 90 годов ХХ века. По словам кинокритика Татьяны Иесен: “он совершенно не супермен, не “черный человек”, он скорее романтик, просто нового типа, нового оклада”.
У каждого его строки рождают свои ассоциации – хотя хриплый голос Цоя ни на чем не настаивает. Подкупает честность. Для него это было тем, чем нельзя поступиться… “Нам за честность, - говорил певец в одном интервью, - могут простить практически все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность – уже ничего не прощают”.
Из интервью В.Цоя журналу “Советский экран”:
- Виктор, вы всегда ходили в черном?
- Да, всю свою сознательную жизнь во всяком случае.
- И до сих пор любите ночь?
- Да, в том значении, в каком об этом поется.
- Какие впечатления остались от работы над “Иглой”?
- Режиссер Рашид Кучмаков – мой приятель, у нас схожие взгляды. Поэтому мы делали все, что хотели.
- Вас радует успех?
- Да, конечно.
1988 год – год наивысшего взлета “Кино” и самого Цоя, его “команда” насчитывала по всей стране уже сотни тысяч. Но что они знали о жизни Виктора.
Хроника жизни и творчества Виктора Цоя
Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя.
В 1977 году окончил восемь классов, поступил в Ленинградское художественное училище имени В. Серова, в 1978 году исключен из училища за неуспеваемость. Поступает работать на завод и учится в вечерней школе. С 1979 по 1982 учится в СГПТУ № 61 на специальности резчика по дереву, заканчивает его и поступает на работу в садово-парковый трест. В 1981 году Цой вместе с Рыбиным и Валинским создает группу “Гарин и Гиперболориды”, которая вступает в ленинградский рок-клуб, в 1982 происходит запись первого альбома – “45”.
Группа, сменив название на “Кино”, исчезает на год. Виктор Цой вспоминал: “Мы были прикреплены к Ленинградскому рок-клубу… Мы играли столько, сколько хотели. Но так как это была самодеятельность, то игра не могла быть источником, скажем так, пропитания. Поэтому мы все еще где-то работали. Я, например, в котельной, кочегаром”.
О, это странное слово Камчатка,
О, это сладкое слово Камчатка,
Но на этой земле я не вижу тебя,
Я не вижу твоих кораблей,
Я не вижу реки, я не вижу моста
Ну и пусть.
“Камчаткой” называлась котельная, где работал Цой. В “Камчатке” мы все просто имели достаточно свободного времени, - говорил Святослав Задерин, основатель “Алисы” - и Цой подбрасывал уголь в топку историй рок-н-ролла”. А первый продюсер Цоя в США Джоанна Стингрей отмечала: “Я спрашивала Виктора, почему он не бросит свою кочегарку?” Он отвечал: “Нравится”. Может быть именно потому его песни значили так много для нас: песни человека из реального мира”.
Как это было …
Виктор Цой летом 1990 года отдыхал в небольшом рыбацком поселке на берегу Рижского залива (Плиеньциемске) вместе с пятилетним сыном Сашей. В тот роковой день он в 5 утра отправился на рыбалку в сторону г. Талсы на одно из лесных озер. Виктор хотел взять с собой сына, но тот отказался.
Строки милицейского протокола и судебно-медицинской экспертизы: “Столкновение автомобиля “Москвич 2141” темно-синего цвета с рейсовым автобусом “Икарус-280” произошло в 12 часов 28 минут 15 августа 1990 года на 35-м километре трасы Слока-Талси. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В.Р.Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал”.
“В.Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от утомления”.
Говорил Юрий Каспрян (гитарист группы “Кино”):
“Мы на дороге у Тукумуса (под Ригой). Сотрудники ГАИ так и не нашли тормозного следа “Москвича” на крутом повороте. От удара “Икарус” (без пассажиров) отлетел в реку почти на 100 метров. Двигатель раскрошился, и его остатки можно было обнаружить в радиусе 60 метров. Однако колесо так и не нашли. Единственные сохранившиеся детали – крышка багажника с неразбитым стеклом, задний мост и компакт-кассета с записью альбома, который мы писали в Риге. Это была черновая запись”.
(Звучит песня в исполнении В.Цоя)
Следи за собой
Сегодня кому-то говорят: “До свиданья”.
Завтра скажут: “Прощай навсегда!”
Заалеет сердечная рана.
Будь осторожней!
Завтра кто-то, вернувшись домой,
Застанет в руинах свои города.
Кто-то сорвется с высокого крана.
Следи за собой, будь осторожен!
Следи за собой!
Завтра кто-то утром в постели
Поймет, что болен неизлечимо,
Кто-то, выйдя из дома, попадает под машину.
Будь острожен!
Завтра где-то в одной из больниц
Дрогнет рука молодого хирурга.
Кто-то в лесу наткнется на мину.
Следи за собой!
Следи за собой!
Ночью над нами пролетел самолет,
Завтра он упадет в океан:
Погибнут все пассажиры.
Завтра где-то, кто знает где, -
Война, эпидемия, снежный буран,
Космоса черные дыры…
Следи за собой!
Следи за собой!
Кто-то, выйдя из дома, попадет под машину.
Завтра где-то в одной из больниц
Сразу же после смерти Цоя была предпринята попытка выкрасть из лиенайского морга окровавленную одежду музыканта.
После его гибели по всей стране – от Калининграда до Хабаровска – возникло свыше 70 фан-клубов группы “Кино”.
Скромный дворик Ленинградского рок-клуба на Рубинштейна, 13. Поклонники “Кино” поминали своего кумира трое суток напролет: плакал...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.21 | Просмотров: 1142

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340