Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интерактивные алгоритмы саморазвивающихся систем в информационной педагогике - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Интерактивные алгоритмы саморазвивающихся систем в информационной педагогике


Автор(ы): Золожук Петр Антонович, доцент


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Идеал, к которому мы стремимся, заключается
в объединении всех наших сведений о физическом
мире в единую науку, положение которой
могут быть выражены в терминах геометрических
или квазигеометрических концепций.

А.Эддингтон.
Во всём мире неуклонно происходит увеличение доли людей, работающих в информационной сфере в сравнении с производственной. Так, например, в США сто лет назад в информационной сфере было занято 5 % работающих и в производственной сфере – 95%, а в 1980 году это соотношение было уже 45 и 55 %, причём подобное перераспределение людей продолжается. Автоматизация и компьютеризация информационной сферы, в общем, отстаёт от информатизации производственной сферы вообще и образовательной сферы в частности. В связи с этим информационная сфера, если не принять энергичных и высокоэффективных мер, станет тормозить рост общественной производительности труда и интеллектуального развития нации. Массовая компьютеризация информационной сферы должна повлечь за собой использование ЭВМ широкими кругами непрограммирующих специалистов, и нужно выдвинуть такие идеи в педагогике, чтобы современный продвинутый ученик смог комфортно реализовать себя в выбранной информационной модели. На наш взгляд вышеупомянутые идеи могут быть реализованы в так называемых прагматических моделях обучения ориентированных на знание. Особое место среди всех систем, ориентированных на знание, занимают экспертные системы. Для различных научных областей, где знания представлены в текстовой форме, а выводы обычно делаются на основе человеческих рассуждений, для представления знаний в ЭВМ были разработаны специальные методы формального описания – семантические сети, фреймы, продукционные системы и тесно связанные с ними дедуктивные и индуктивные системы логического вывода. Пояснение этих терминов потребовало бы много времени, мы скажем несколько слов лишь о продукционных системах. Мы живём в мире правил и окружены правилами, или, другими словами, продукциями. Набор продукций из какой-либо области знаний образует базу знаний экспертной системы и в зависимости от состояния системы в диалоге с пользователем определяется по левым частям правил “если – то”, та или иная продукция, которая изменяет состояние системы. На базе признакового мышления и соотношения знака и признака, знаковости языка и текстового конструирования через ВИСТ модели перейти на другой уровень психосемантической организации учебных текстовых моделей в Кликающей Педагогике – педагогике работающей с кликающим учителем и кликающим учеником в виртульном кликающем мире (от английского слова click – щелкать, указующему щелчком мыши на экранную картинку). Актуальность такой модели обусловлена мощным научным аппаратом теории информации. Новым в данном рассмотрении является факт введения термина Кликающей педагогики, информационной педагогики, факт описания учебного процесса в терминах Кликающей педагогики, информации, семиотики, синтактики, семантики, и прагматики, а также определения местоположения данной учебной модели в семиотической шкале, новым является сам процесс обращения к творческим семиотическим моделям “смысл – приёмы выразительности – текст”. Всюду в наших рассуждениях далее мы сознание понимаем, если можно так выразится, признаковым. Это значит, что, во-первых, все окружающие вещи выступают для нас как признаки, то есть рефлекторно, ассоциативно и мысленно вызывают образы других вещей. Во-вторых, образы вещи выступают её приметами. Ведь каждую вещь мы видим каждый раз с какой-то одной стороны и угла зрения, поэтому в самых различных обликах; но в каждом из них мы опознаем ту же вещь или того же рода. Признак шире и первичнее знака, а не наоборот, как это утверждают семиотисты. Все окружающие вещи выступают для нас как признаки, а знак – только вид признака, социально порождённый и социально функционирующий признак. Вещи являются объектами познания – обучения, но как признаки – они ещё и средства познания – обучения; а знаки – прежде всего средство вызывания знания у других, то есть сообщения. Но признаки являются естественной основой, из которой в общественной практике возник язык, подобно тому, как отражение в качестве всеобщего свойства материи является естественной основой сознания. Выдвинем гипотезу, предполагающую, что признаки послужат естественной основой формирования языка откликающейся педагогики и откликающейся методики общения с “ новообращенными” в так называемую “ компьютерную грамотность” создающих принципиально новые виды коммуникаций и как следствие этого – другой уровень психосемантической самоорганизации учителя и ученика. Педагог Кликающий кардинальным образом отличается от педагога Читающего. Чтение ассоциативно связывается с непрерывностью ведения взгляда по листу, умением “ держать” длинный текст, регулярным, несколько монотонным, но неотвратимым управлением слушателей в освоении слова, текста и в понимании смысла темы через текст. Иное дело – педагогика отклика. Кликание соткано из жестов – указаний педагога на картинки. Кликание невозможно без положительных обратных связей, увеличивающих неустойчивость педагога. Кликание сопряжено с постоянными отходами, ответвлениями “ не туда “– из стороны в сторону, причем с колоссальными скоростями – как информационными, так и географическими. Случайное блуждание, сингулярность в каждой точке, неопределённость цели, плохая предсказуемость того, что увидишь после “ клика”. Жест, указание становится смыслообразующим фактором педагогического общения, а сеть, реализуя наши “ кликающие” жесты, превращается в органы чувств, часть тела Педагога Кликаючего, вырывая тексты, “ картинки”, символы, диаграммы из библиотечных оков, заставляя их обращаться с колоссальной скоростью между читателями. В результате этого процесса, Педагог Кликающий рождает новые языки, новые знково-смысловые пространства общения и обучения, в процессе педагогического Кликающего творчества пытаясь понять, разобраться в “ вещах”– в том, что нового он увидел сам или создал.
В педагогическом общении уже не текст, а гипертекст – нечто сложное, запутанное, нераспутываемое, неупрощаемое. В связи с этим появляются новые семантические модели творчества типа: “ Смыл – Приемы выразительности – Гипертекст”. А также коммуникативные модели творчества: “ Тема – Приёмы выразительности – Гипертекст” . Упомянутые выше модели творчества Кликающей педагогики впервые предложенные автором позволяют рассматривать Гипертекст как триединое целое Вербально Иконический Символический Текст – ВИСТ, а это в свою очередь с гипотезой фрактального описания онтологически дискретных форм данностей непрерывно видоизменяющихся и переструктурирующихся на разных уровнях мышления позволяет задавать новые формы коммуникативной сложности “кликающего” мира, переходить на новые языки и схемы понимания менее связанные с говорением, словом, звуком, и более связанные с формой, зрительным видом, образом, цветом. Природа располагает аналогами только что описанной схемы двухязыковых кодов хранения, считывания и передачи информации в генетике. Информация здесь передается идеографически – пошагово, побуквенно складываясь в слова фразы и предложения и одновременно существует второй способ – пиктографический значительно более скоростной по сравнению с идеографическим. Пиктографический способ – это пространственно-временной способ хранения, считывания и передачи информации, в отличии от линейного идеографического. Если вспомнить, как мы учимся читать, вообще говоря, между буквенной записью и пиктограммой принципиальных различий нет. Узнавать буквы мы, начинаем не сразу целиком, а рассуждая: простой кружок – О; кружок с хвостиком – Б; две палки с перекладиной – Н и так далее. Потом буквы начинают восприниматься быстро, но их самих ещё приходится складывать в слоги и слова, произнося вслух или про себя. Рано или поздно достигается мгновенное восприятие целых слов, затем фраз, а мастера скорочтения сразу видят и воспринимают даже абзацы и страницы текста. Значит, приобретая навыки чтения, человек обучается распознавать всё более сложные образы – от простейших палочек и кружочков до целых слов и сочетаний, которые для него становятся как бы единым иероглифом, картинкой, пиктограммой. При этом постепенно сокращается время прочтения всё более сложных элементов текста за счёт расширения пространства, охватываемого одним взглядом. Иначе говоря, полноценное, осмысленное восприятие любой информации происходит как во времени, так и в пространстве. Итак, при обучении произошёл переход от чисто линейного, временного к пространственно временному мышлению. Общеизвестно, что информация образует не линейную последовательность, а многомерную пространственно-временную структуру. В свете всего выше изложенного выдвинем гипотезу о возможности фрактального описания – как задания новой формы коммуникативной сложности “кликающего” мира в кликающей педагогике – оперирующей иерархической системой корреляторов, способных мгновенно распознавать (при чтении “со смыслом”) на первом уровне – буквы, на втором уровне – слова, на третьем уровне – фразы и так далее. Узнавание (при чтении “со смыслом”) позволяет воспринимать целостный смысл гипертекста с любой желаемой скоростью, ограниченной лишь ассортиментом и сложностью образов, накопленных в процессе кликающего обучения. При кликающем общении обучаемый не слышит, а видит на экране при переговорах с компьютером пространственную информацию. Входе общения строит смысловую информационную – фрактальную текстовую модель в четырехмерном пространственно-временном континууме по заданной первичной смысловой линейной текстовой структуре учебной задачи. В результате кликания возникает внутренне связанное и саморазвивающееся пространственно-временное информационное поле межличностных взаимодействий. Общеизвестно, что рисунки-иконы появились задолго до появления письменности и языка. Язык рисунка-иконы был и остается необходимым для регуляции и моделирования учебных действий, сохранения и воспроизведения педагогического опыта, обмена знаниями, формирования миропониман...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.23 | Просмотров: 806

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340