Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Урок семинар по химии в 11-м классе Сущность и классификация химических реакций
Автор(ы): Колесникова Елена Евгеньевна, зам. директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций. Задачи. Образовательные: – рассмотреть законы сохранения массы веществ и энергии при химических реакциях как частный случай проявления всеобщего закона природы – закона сохранения массы и энергии; – повторить и обобщить сведения о классификации химических реакций; Воспитательные: – доказать учащимся ведущую роль теории в познании практики; – показать учащимся взаимосвязь противоположных процессов; – доказать материальность изучаемых процессов; Развивающие: – развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации. Тип урока: семинар по проверке, оценки, коррекции знаний. Оборудование: – ТСО: – графопроектор; – аудио- и видеомагнитофон; – телевизор; – печатные пособия: кодопленка; – таблицы: “Реакции ионного обмена”, “Закон сохранения энергии”, растворимость солей и оснований в воде; – химические реактивы: натрий (металлический), кристаллы: карбоната кальция, хлорида меди (II); - растворы: уксусной кислоты, азотной кислоты, нитрата серебра, хлорида кальция; - фенолфталеиновая бумага; - термометр, штатив лабораторный, чашка Петри, бумага фильтровальная. Ход урока. - Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока.
Учитель: В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них? Как биологам удается ориентироваться в многообразии живых организмов? Ответ: В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы. Учитель: Итак, тема семинара “Сущность и классификация химических реакций”. Цель занятия: систематизировать знания о классификации химических реакций. Проверка знаний учащимися фактического материала (Вопросы заранее даны учащимся для подготовки к семинару): 1. Что называется явлением? (Явление – это то, в чем проявляется развитие, изменение чего-либо). 2. В чем разница между химическими и физическими явлениями? (В результате химических явлений происходит образование новых веществ). 3. Какие еще виды явлений вам знакомы? (Ядерные, тепловые, световые). 4. В чем особенность ядерных реакций? (Происходит изменение ядер атомов) 5. Какие уровни организации вещества затрагиваются при химических реакциях? (Молекулы). 6. Что же такое химическое явление? (Химическим явлением (реакцией) называется процесс превращения одних веществ в другие, отличающиеся от исходных составом и свойствами). 7. По каким признакам можно судить о прохождении именно химической реакции? (Признаками химического превращения могут быть: изменении цвета веществ, появление или исчезновение запаха, выделение газа, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение теплоты, свечение). 8. Какие условия необходимы для протекания химической реакции? (Соприкосновение веществ, измельчение, перемешивание, растворение, нагревание или охлаждение). Демонстрационный опыт: медленное растворение кристаллов хлорида меди (II) 9. Какое явление физическое или химическое вы наблюдали? По каким именно признакам вы определили, что произошло именно это явление? (Процесс растворения веществ – физико-химический процесс) Задание: Сделайте вывод о возможности протекания различных процессов. Вывод: В результате взаимодействия различных тел и веществ могут одновременно протекать различные процессы. - Проверка знаний учащимися основных понятий, законов, теорий, умений объяснять их сущность.
Учитель: Объясните сущность протекания химических реакций. Сущность химических реакций сводится к разрыву связей в исходных веществах и возникновению новых химических связей в продуктах реакции. При этом общее число атомов каждого элемента остается постоянным, следовательно, масса веществ в результате химических реакций не изменяется.) Учитель: Кем и когда была установлена эта закономерность? (В 1748 году русским ученым М.В.Ломоносовым – закон сохранения массы веществ). (Плакат с формулировкой закона, данной М.В.Ломоносовым: “Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому”). Учитель: Давайте перелистаем страницы истории химии на 2, 5 века назад и вспомним эксперименты некоторых ученых. (Демонстрация видеокадра о работах Р.Бойля и М.Ломоносова). Учитель: Из курса физики вам известно, что масса тела, вещества тесно взаимосвязана с другими физическими величинами. В каком законе нашла отражение связь массы и энергии тела? (Закон сохранения энергии, открытый немецким физиком А.Энштейном: E = mc2 Демонстрация таблицы “Закон сохранения энергии”) Вывод: законы сохранения массы вещества и энергии при химических реакциях являются частным случаем проявления всеобщего закона природы – закона сохранения энергии и ее движения. - Проверка глубины осмысления знаний, степени обобщения.
Учитель: При изучении курсов неорганической и органической химии мы изучили множество химических реакций. Дома вам необходимо было подготовить таблицу, которая поможет систематизировать известные реакции. Итак, сейчас мы работаем с таблицей в тетради. Какие признаки могут быть выделены при классификации химических реакций? 1) количество и состав исходных и конечных веществ; 2) изменение степени окисления; 3) тепловой эффект; 4) участие катализаторов; 5) обратимость реакции; 6) исходное состояние реагирующей системы; 7) механизм химической реакции (для органических веществ). (Демонстрация кодопленки “Классификация химических реакций” II графа). КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ № п/п | Признак классификации | Тип реакции | Пример | 1. | Соотношениеисходных и конечных веществ | Соединения | CaO+H2O=Ca(OH)2 | Разложения | 2H2O=2H2+O2 | Замещения | CuCl2+Zn=Cu+ZnCl2 | Обмена | NaOH+HCl=NaCl+H2O | Изомеризации | Бутан = изобутан | Аллотропногопревращения | 3O2=2O3 | 2. | Наличиеокислительно- восстановительного процесса | Окислительно-восстановительная | Zn0+2H+Cl =Zn+2Cl2+H20 | Без изменениястепени окисления | CaCO3=CaO+CO2 | 3. | Тепловойэффект | Эндотермическая | 2HgO=2Hg+O2-Q | Экзотермическая | CH4+2O2= CO2+H2O+Q | 4. | Участиекатализатора | Каталитическая | C2H2+HOH= Hg2+=CH3COH | Некаталитическая | 2Ca+O2=2CaO | 5. | Обратимостьреакции | Обратимая | SO2+H2O= H2SO3 | Необратимая | BaCl2+Na2SO4 =2NaCl+BaSO4 | 6. | Исходноесостояние реагирующей системы | Гомогенная | N2+O2=2NO | Гетерогенная | P2O5+3H2O =2H3PO4 | 7. | Механизмреакции (для органических веществ) | Радикальный | CH4+Cl2= CH3Cl+HCl | ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2536
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|