Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока литературы в 7-м классе. В творческой мастерской Александра Сергеевича Пушкина - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока литературы в 7-м классе. В творческой мастерской Александра Сергеевича Пушкина


Автор(ы): Сосновская Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • обучение исследованию этапов творческого процесса;
  • развитие навыков сопоставительного анализа художественных текстов;
  • повторение родовых и жанровых особенностей баллады и летописи;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • воспитание уважения к труду писателя, ответственности за высказанное мнение.
Оборудование урока: тексты баллады А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге” и летописного источника; портрет А.С.Пушкина; иллюстрации к произведению (в том числе выполненные учениками); электронное приложение к уроку; тетради по литературе; рабочие блокноты.
Ход урока
Этапы урока и их содержание.Деятельность учителя. Деятельность обучающихся. Электронное приложение (презентация).
1. Оргмомент. Учитель проверяет наличие у класса необходимого раздаточного материала (текстов летописных источников), устанавливает электронное приложение к уроку.2. Объявление темы урока, определение его целей и задач. Учитель объявляет тему урока и предлагает обучающимся сформулировать его цели и задачи.
3. Выбор эпиграфа урока.
Учитель. Сегодня мы попытаемся восстановить ту творческую атмосферу, в которой наш великий поэт А.С.Пушкин создавал один из своих шедевров – “Песнь о вещем Олеге”. Но, чтобы мысленно поскорее оказаться в той обстановке, в которой поэт создавал свои замечательные произведения, давайте подберем эпиграф к нашему уроку, а материалом для этого послужат фрагменты из стихотворений А.С.Пушкина.








4. Исследование этапов творческого процесса. Возникновение замысла.

Учитель. С чего, по вашему мнению, начинается рождение литературного произведения?



Учитель.
Как же возник у А.С.Пушкина замысел создания стихотворного произведения об известной исторической личности – князе Олеге?

Учитель.
А.С.Пушкин всегда с большим интересом изучал древнерусские летописи. В одной из них он встретил заинтересовавший его эпизод о трагической смерти князя Олега от укуса змеи. (Примечание: эту информацию может дать ученик.)
Учитель.
А как вы думаете, существуют ли другие версии гибели князя? Почему же именно эта история легла в основу пушкинского произведения?
Учитель. Фрагмент из летописи, написанный на старославянском языке, лежит перед вами. Давайте прочитаем его и представим себя на месте поэта, держащего в руках этот бесценный документ.
Фрагмент на старославянском языке должен прочитать вслух учитель или заранее подготовленный ученик.
5. Выбор формы и жанра литературного произведения.
Учитель. Мы исследовали историю зарождения замысла литературного произведения. Каков, по вашему мнению, следующий этап работы над ним?

Учитель.
Какие бывают формы создания литературного произведения? В чем их особенности?

Учитель. В чем причина выбора А.С.Пушкиным поэтической формы?





Учитель. Для своего произведения А.С.Пушкин выбрал жанр баллады. Но при этом сам он назвал свое произведение “Песнь”. Каково же соотношение понятий “баллада” и “песнь” и в чем их связь с жанром летописи, который послужил источником для создания произведения?












6. Исследование процесса создания текста художественного произведения и работы над ним.
Учитель. Итак, автор определился с выбором формы и жанра своего произведения. Какой этап работы над художественным произведением, по вашему мнению, следует далее?

Учитель.
А что собой представляет работа над текстом?

Учитель.
В распоряжении А.С.Пушкина был летописный источник. Давайте сопоставим его с текстом баллады и сделаем вывод: какие моменты поэт целиком перенес в балладу, а какие изменил и переосмыслил? (Примечание: далее летописный источник используется в переводе на современный русский язык.)
Какие эпизоды мы можем подвергнуть сопоставлению?








Учитель подводит итог сказанному:
То, что в летописи звучит более кратко и сдержанно, у Пушкина наполняется содержанием. Это позволяет лучше понять характеры героев и причины их поступков.
В летописи образ Олега более обобщен, в нем мало индивидуальных черт. В балладе же князь более человечен, у него более сильное выражение эмоций. Перед нами предстает образ не только могучего воина и правителя, но и человека со своими достоинствами и слабостями.





7. Редактирование текста.
Учитель. А как поступает автор с написанным текстом? Оставляет его в первоначальном виде или работает над ним?

Учитель.
Произведем исследование работы Пушкина над текстом баллады. А сейчас мы можем побывать в творческой мастерской А.С.Пушкина и понаблюдать, как он работал над текстом своей баллады.
Сопоставим первоначальный и окончательный варианты и подумаем, с какой целью были внесены поэтом в текст те или иные изменения. (Обращает внимание учеников на текст, представленный в электронном приложении.)









Учитель. Вновь обратим внимание на выбранный нами эпиграф. Как соотносятся слова, посвященные нелегкому труду поэта, с идейным содержанием баллады.
Учитель. Сегодня мы попытались проникнуть в тайны писательского мастерства, в деталях рассмотреть особенности творческого труда. Давайте еще раз зачитаем, какие этапы работы над художественным произведением мы выделили.
Не кажется ли вам, что мы не назвали какой-то важный момент создания литературного произведения? Что нужно для того, чтобы оно обрело подлинную жизнь?
8. Творческий практикум.
Читатель не просто знакомится с литературным произведением, он становится его своеобразным соавтором. И вот мы подошли к следующему этапу нашей работы: творческий практикум. Задание нас ожидает очень смелое и даже дерзкое: нам предстоит стать соавторами, а может, и оппонентами самого А.С.Пушкина.
Перечитайте еще раз эпизод пребывания Олега на могиле коня. Обратите внимание на слова князя, обращенные к умершему другу и относящиеся к предсказанию кудесника. Может быть, вы бы построили этот эпизод по-своему, вложили бы другие слова в уста князя, по-другому описали его поведение.
9. Подведение итогов урока.
Учитель. Подведем итоги нашего урока. Все ли поставленные цели нам удалось реализовать?
Учитель. Но для чего мы это делали? Что, помимо теоретических знаний и практических навыков, вынесем мы с урока?
10. Домашнее задание.
Учитель. Я предлагаю вам дома создать свое произведение, в основе которого лежит такой сюжет: ваш друг сказал вам горькие, но справедливые слова. Как быть? Обидеться? Перестать считать его другом? Или, может быть, прислушаться? Желательно создать свое произведение в стихотворной форме, так как это позволит вам лучше выразить свои чувства и эмоции. Желаю творческих успехов.
Обучающиеся готовят учебники литературы, предметные тетради, рабочие блокноты, письменные принадлежности.
Обучающиеся записывают в тетради дату, тему урока и предлагают свою формулировку целей и задач урока.


Ученики читают предложенные варианты эпиграфов, выбирают наиболее соответствующий теме и целям урока и записывают его в тетради.









Ученики.
Рождение литературного произведения начинается с возникновения замысла.
(Делают запись в тетрадях:
Этапы работы над литературным произведением.
1. Возникновение замысла.)

Ученики.
Многие поэты и писатели обращались к историческому прошлому. Анализ исторических событий дает возможность осмыслить современные события .
Ученики. Существуют и другие версии смерти князя Олега, но они не обладают такой занимательностью и поучительностью, как эта.

Ученики читают тексты летописного источника, учатся правильно произносить старославянские слова и выражения.




Ученики.
Следующий этап – выбор формы и жанра произведения.
(Запись в тетрадях:
2. Выбор формы и жанра произведения.)
Ученики. Существуют две формы литературы: проза и поэзия.


Ученики.
Очевидно, автора привлекла возможность не только рассказать о событиях, но и передать свои мысли и чувства, приблизиться к изображаемому персонажу.




Ученики
зачитывают определения, представленные в электронном приложении, делают выводы.
Автор дал произведению старинное жанровое определение “песнь”, чтобы подчеркнуть реальность описанных событий. В этом же состоит и связь баллады и летописи. Но баллада не просто сообщает нам о том или ином историческом событии, но и создает живой, наделенный индивидуальными чертами образ героя.









Ученики. Далее следует основной этап работы над произведением – создание художественного текста.
(Делают запись в тетрадях:
3. Создание первоначального варианта художественного текста.)
Ученики. Подбор наиболее точных и образных выражений, использование различных художественных средств.
Ученики сопоставляют текст баллады с фрагментом летописи и делают вывод, какие изменения внес автор в художественный текст.

Ученики. (Сопоставляют летописный и художественный тексты и сообщают результаты наблюдений.)
Эпизод прощания Олега с конем. В летописи: “Олег сказал: “Никогда не сяду на него и не увижу его более”. В балладе:
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время…
(В балладе более заметна ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.25 | Просмотров: 1147

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340