Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Использование оригами в предметно-развивающей среде в учебно-образовательных учреждениях
Автор(ы): Дёгтева Валентина Николаевна, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В.А.Сухомлинский На протяжении нескольких лет с детьми дошкольного, школьного возраста (от 3-4 лет до 18 лет) наработан положительный опыт работы в детском саду и школах г.Озерска Челябинской области по использованию оригами в предметно-развивающей среде ребенка. Оригами – традиционное японское искусство. Основной материал для работы – бумага. Исходная форма листа бумаги – квадрат, иногда используются прямоугольник (“лодочка”, “письмо-треуголка”, “гармошка”, “пакетик для семян”) и круг – автор корейская оригамистка Йонг Ок [1, с.53]. Оригами – это геометрия в природной и предметной среде. Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание, торцевание, кирикоми-оригами. Понятие “сгибание” подразумевает расположение сторон заготовки, образующихся относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу. Положительной стороной приема “складывание” является трехмерность получаемого изделия, образование по линиям сгиба ребер жесткости – важнейшего конструктивного элемента, значительно превышающего прочность изготавливаемого изделия, способность изделия сохранять равновесие в различных положениях, т.е. устойчивость. Использованная, мятая бумага после сгибания может быть применена на занятиях по оригами. Мятый лист превращается после многоразовых складываний, сгибаний в прекрасную имитацию шерстки животных, снежного покрова. Помятые листы белой бумаги дают возможность получить неповторимый рисунок при окрашивании их водными красками. Такие странного цвета листы используются в оформлении поделок в оригами. В оригами выделяются 11 исходных, базовых форм (Б.Ф.) – “блинчик”, “дверка”, “водяная бомбочка”, “двойной квадрат”, “воздушный змей”, “лягушка”, “птица”, “карамаран” и т.д. Кирикоми – прорезная бумага. Кири – резать, ками – бумага. Кирикоми-оригами – это складывание и частичное прорезывание или надрезание. “Изображение будущего героя “строится” ножницами на глаз или по различному контуру” [2, с.110]. Фигурки вырезаются и складываются из одного листа прямоугольной формы, в ходе работы ни одна из частей не удаляется, при этом видны лишь надрезы и прорези. При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий. В ходе работы ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания – все это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике оригами; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре Востока (Японии, Китаю); углубляются знания детей об истории бумагоделания и экологии; получают дополнительную информацию о животном мире, среде их обитания в ходе складывания и обыгрывания их в игровых ситуациях. На основе данной работы нами рассматривался вопрос использования оригами в предметно-развивающей среде в учебно-образовательных учреждениях дошкольного и школьного возраста. Как же организовать предметно-развивающую среду у детей? Педагоги, воспитатели создают ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ними, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания, которое завершилось, осуществилось. В данном случае огромное значение имеет организация условий пространства дошкольного и школьного учреждения. Все, что видит ребенок вокруг себя – важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям. Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды могут стать оригамские модели. В результате наработанного нами опыта вышла книга “Программно-методические материалы “Волшебный квадрат. Оригами” в 2002 году в г.Озерске Челябинской области с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и школьного возраста как практическое руководство для воспитателей, учителей, руководителей изостудий, кружков эстетического направления, родителей. Приложение к книге (готовые модели со схемами сборки) создавалось более чем пятьюдесятью исполнителями моделей по оригами: учителями, воспитателями, детьми, родителями, психологами. Дошкольники не умеют читать самостоятельно, использовать книгу для чтения, а знаки, при помощи которых можно успешно складывать оригамские модели, помогут ребенку, заинтересованному разбираться в прочтении схем при сложении моделей оригами. Из практики. В семье Г. Матвей и Маша заинтересовались техникой оригами с 4-5 лет. Матвей и Маша еще не читали, но освоили знаки, схемы складывания будущих моделей. Самостоятельно, при поддержке, создании условий родителями, дети начали заниматься складыванием сначала простейших моделей, со временем совершенствуя свои навыки. В результате у нас появились знающие, разбирающиеся в очень сложных моделях, оригамисты-миниатюристы. Свободно моделируют из квадрата со стороной в 1-2 см – журавлика. Матвею сейчас 11 лет, в Маше – 12 лет. Маша закончила в 9 лет заочные курсы по оригами в С-Петербурге, получила сертификат с правом преподавания оригами. Исходя из значения оригами в жизни ребенка, коллективы школ и детских садов широко используют в образовательном процессе ДОУ и МОУСОШ. Эту технику и продукты детской деятельности (оригамушки) используют в оформлении: в интерьере, украшении групп, классов, уголков, рекреаций, музыкальных залов, гостиных. Оригамские модели применяются на уроках, занятиях, лекциях, драматизации, на уроках контроля, экскурсиях, выставках, праздниках, на просмотрах видеофильмов. Воспитательно-образовательный процесс ведется в дидактических играх: а) “Кубики Азакова” [4, с.176-180]. Знакомство с одной деталькой (модулем), с помощью которых очень быстро и без всяких сложностей собираются любые пространственные формы, сложенные из кубиков. Развивается пространственное мышление и воображение; б) “Игра в слова”. Классическая модель [4, с.155-157]. Игра в слова с помощью искусства складывания. в) “Где яблоко?” [4, с.162]. Использование оригами 1) Оригами в интерьере. “Ветка с еловыми шишками”, “Сакура в цвету”, “Подсолнух”, “Два веселых гуся”, “Хоровод” (корейские куклы), “Умка и его друзья”, “Я на солнышке лежу”, “Зимний лес”, натюрморты – “Цветы в вазе”, “Цветы на лугу”, “Лето”. 2) Моделирование макетов “Сад камней в Японии”. При изучении культуры Японии. Альбомы “Оригами”. 3) На музыкальных вечерах, праздниках, утренниках (танцы, песни с оригамушками). 4) В сюжетно-ролевых играх: “Игра в цветочный магазин” (ромашка, тюльпан, нарцисс, астра, роза, цветик-семицветик). Автор модулей В.П.Пудова – учитель художественного труда и оригами из С-Петеррбурга. 5) В дидактических играх: “Зоопарк на столе” (посетители, звери, животные, птицы, земноводные, зоопарк). 6) Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из модулей цветной бумаги: “Два Мороза”, “У медведя во бору”, “Гуси-лебеди”, “Карусели” (изображение животных на ободках-масках). 7) Для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает. 8) В театральной деятельности: а) пальчиковый театр (головки оригамские); б) настольный театр “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Снегурочка”, “Репка”. 9) В композициях на занятиях ИЗО и оригами: “Золотая осень”, “Кот и лиса”, “Теремок”, “Морское дно”, “На березовой опушке”, “Птицы”. 10) В русском фольклоре (потешки, загадки, скороговорки, сказки). 11) В ознакомлении с окружающим. 12) На праздниках (8 Марта, день Учителя (букет цветов), день Бабушек, день Защитника Отечества, 9 Мая). 13) На выставках: внутри учреждения, в классе, группе, на городских, международных олимпиадах. 14) На оригамских елках. 15) Посвящение в оригамисты в конце года. 16) В летных и водных соревнованиях. 17) На занятиях по математике как счетный материал, так и распознавание геометрических понятий: треугольник, диагональ, углы, квадрат, противоположные стороны и углы, деление на 2, 4, 6 частей, круг. Создание предметно-развивающей среды при работе со школьниками. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, которой руководствуется коллектив педагогов. Важно учитывать особенности каждой группы класса: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Как организовать предметно-развивающую среду, чтобы она обеспечивала развитие ребенка и сохраняла его право на детство? А нужно для этого не так уж и много: помнить, что это – “пространство детства”, где все по-другому. Ребенок воспринимает мир сначала эмоциями, а эмоции формулируют отношение и настроение. Метод эмоционального взаимодействия – отношение партнерства с учащимися на основе доброжелательности, поиска контакта и включении в какую-либо ролевую ситуацию позволяет достичь цели, предусмотренной педагогом. Самая эмоциональная характеристика – цвет. Существует понятие “возрастное восприятие”. С позиции дизайна не должно быть случайных объектов, вносящих диссонанс в гармонизированное пространство. “Подлинность вещей должна смениться подлинностью чувств” (К.Станиславский). Дети очень наблюдательные, чуткие и восприимчивые. Как “театр” начинается с вешалки, так и восприятие начинается с первого впечатления. Задача школы: создать благоприятные условия для детей, чтобы ребенок, перешагивая знакомый порог школы, не боялся, а удивлялся, радовался и восхищался тем, что раньше не видел, а увидев, заинтересовался бы и наблюдал. При входе в школу красочный плакат, на котором ежедневно освещается, у кого из детей, учителей, сотрудников день рождения, поздравление, где записаны имена и фамилии, класс учащихся и учителей. В этой школе огромное количество ухоженных комнатных растений. Они создают уют, снимают у детей напряжение после уроков, дети учатся видеть красоту. Дети сами помогают ухаживать за растениями. Есть в школе гостиная, в которой проводятся мероприятия, вечера, утренники, встречи, праздники. На протяжении учебного года привозились компьютерные репродукции картин из города Самара и проводились экскурсии с детьми с 1-11 класса на темы: “Н.К.Рерих – художник, поэт, мыслитель”, “И.Шишкин – певец русской природы”, “Импрессионисты”, “Женский портрет”. Беседы проводились учителем ИЗО Зининой Ларисой Васильевной, классными руководителями и родителями – Власовой Натальей Николаевной. В этой школе уже несколько лет выпускается на средства родителей школьная газета. Корреспондентами являются дети, учителя, родители. Выходит она 4 раза в учебный год. Школой разработана концепция развития личности в условиях образовательной системы школы. Введены уроки оригами в нескольких классах. В одном из четвертых классов проводились уроки оригами (факультатив, 2 раза в неделю). Результатом работы с детьми стала выставка по оригами. В конце декабря в школе впервые открылась экспозиция творческих работ в технике оригами. В гостиной прямо над входящими летают журавлики, изящные и тонко подобранные по цвету шары – кусудамы. С японского языка “кусудама” - лечебная трава. На елке – оригамские игрушки. В ходе изучения на уроках оригами у детей родилось желание высказать мысли о том, насколько понятна и близка техника оригами и что она дает для развития личности, собственного “я”. Приведем несколько цитат из мини-сочинений. Вот как описывает Чапуров Валера из 4 кл.: “Оригами – это японское складывание из бумаги. Они делаются из одного модуля, шести и т.д. Я научился делать звездочки, кусудаму, журавлика, краба, лягушку. Оригами развивает ум, воображение, фантазию, мышление”. Алеся из 4б класса: “Оригами – японское складывание из бумаги. Однажды в выставочном зале в городской библиотеке была представлена японская выставка. Там было показано: кукла из бумаги, из различных тканей японские кимоно. Есть очень много видов кусудами и сувениров, охраняющих и оберегающих здоровье и для красоты. Я умею и знаю, как делать различные кусудамы, журавликов, цветы и много другого. Мне очень нравится заниматься оригами. Оно способствует развитию пальцев рук, ума, фантазии”. Самые лучшие модели отправлены на III городскую выставку “Искусство без границ”. В нашем городе открылась III городская выставка “Оригами. Искусство без границ” детей дошкольников, школьников, студентов, родителей, педагогов, жителей города – любителей оригами. Экспозиция творческих работ показала заинтересованность педагогов, воспитателей в обогащении предметно-развивающей среды групп детских садов, групп продленного дня школы, классов, коллективов. По итогам всей р...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.26 | Просмотров: 915
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|